Иван да марья растение. Иван-да-марья, конспект занятия по родной природе и лепке в старшей группе. Иван-да-марья — противопоказания

Сияет Марья в жёлтом сарафане,

Она - невеста, а Иван - жених,

Он в сине-фиолетовом кафтане,

И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном

Среди лугов встречаются они -

Иван-да-Марья - в том названье звучном

Знак верной неизмеренной любви!

Александр Соловьев

Иван да Марья – народное имя, которым называют несколько совершенно разных растений. Иногда так зовут фиалку трехцветную , иногда - шалфей луговой , так в некоторых областях принято называть барвинок и живучку женевскую, но наиболее часто под этим именем знают марьянник дубравный .

Это растение привлекает к себе взгляд неожиданным видом своих цветов, кажется, что Иван-да-Марья цветет одновременно и желтыми, и синими цветами. Такой цветовой контраст делает это растение необыкновенно эффектным и ярким. На самом деле цветки у этого растения желтого цвета, а над ними, этаким необычным зонтиком, расположены ярко синие листочки, которые прикрывают собой сами цветки.

Народных названий у этого растения очень много: луговой звонец, желтушка, иванова трава, липняк, иванец, брат с сестрой, медунка, сорочьи стружки, золотушная трава.

С этим растением связано много народных преданий, большей частью посвященных запретной любви. Один из самых распространенных сюжетов народного фольклора повествует о том, как родные брат и сестра, Иван и Марья, не зная о своем кровном родстве, вступили в брак, а когда узнали, что они родные по крови, ужаснулись случившемуся, но не смогли расстаться друг с другом, за что и были превращены богами в прекрасный цветок, ставший символом верности.

Славяне с давних времен наделяли цветы Иван-да-Марьи сильными магическими свойствами. Считалось, что сорванные в ночь на Ивана Купалу, они способны стать надежным оберегом дома от любых злых сил и чар, а также хранителем супружеского счастья.

Само сочетание желтого и синего цветов у славян являлось олицетворением купальских символов двух противоположных стихий - огня и воды. Именно поэтому Иван-да-Марья - один из четырех цветков - атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Славянские народы верили, что цветок Иван-да-Марьи помогает установить союз человека с богами, ведь в нем навсегда нашли свой союз две непримиримости - огонь и вода - земное и небесное.

Народные сказания утверждают, что эта травка способствует достижению человеком гармонии между стихиями инь и янь, даруя вечное счастье.

А еще на Руси существовал обычай попариться в баньке веником из Иван-да-Марьи в Купальскую ночь, чтобы обрести здоровье, красоту и благополучие.

Зацветает Иван-да-Марья в конце весны и цветет почти все лето до самой осени. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре – октябре у них образуется длинный ветвящийся корешок. Зимуют они под опадом, прямо на поверхности почвы. Дальнейшее их развитие происходит весной, после таяния снега.

Марьянник дубравный приспособился к распространению своих семян весьма оригинальным способом. В качестве добровольных распространителей семян выступают муравьи. Дело в том, что семена этого растения напоминают зерна пшеницы и имеют «мешочки» с ароматными маслами. А эти масла очень нравятся муравьям, которые и перетаскивают семена. Поэтому так часто густые заросли Иван-да-Марьи появляются вдоль оживленных лесных муравьиных троп.

В России марьянник дубравный широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части. Чаще встречается по опушкам, разреженным лиственным лесам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах, лесных пастбищах, обычно образуя густые заросли.

Всего род марьянник насчитывает 13 видов, среди которых для европейской зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный, марьянник полевой (Melampyrum arvens e ), марьянник луговой (Melampyrum pratense ), марьянник лесной (Melampyrum silvaticum ) и марьянник разрезной (Melampyrum laciniatum ).

Иван-да-марья - растение-медонос.

Кроме того, марьянник дубравный издавна применяется в народной медицине, хотя ядовит. Отвары Иван-да-Марьи применяют при болезнях сердца и желудка, а также при невралгии и эпилепсии; для лечебных ванн - при лечении диатеза, различных сыпей, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. Растение обладает противовоспалительным, инсектицидным и сильным ранозаживляющим действием. Марьянник дубравный не является фармакопейным растением, хотя является перспективным для фармакологических исследований.

Как лекарственное сырье, используются цветки, стебли, листья, а также плоды. Собирают лекарственное сырье в период цветения растения. Сушку производят в хорошо проветриваемых помещениях.

Внимание! Лечебное сырье марьянника дубравного необходимо хранить отдельно от других растений! Срок хранения сухого сырья - до 10 месяцев.

При использовании этого растения в лечебных целях следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять его внутрь следует с большой осторожностью.

Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь. Отвар плодов применяют для уничтожения вредных насекомых.

Марьянник дубравный обладает превосходными декоративными достоинствами. В садовом дизайне его можно использовать как бордюрное растение или, например, в композициях природного стиля вместе с другими некрупными растениями, живописными корягами и камнями.

Сегодня его можно увидеть лишь в садах травников или отдельных любителей растений, к которым этот цветок чаше всего попал самозванцем, выросшим из семян, занесенных на участок садовыми муравьями. Однако, научившись сдерживать его «вредные» привычки, можно подружиться с уникальным растением-оберегом, к тому же еще необыкновенным красавцем, который будет вызывать неподдельное удивление и восхищение ваших гостей.

Фото: Максим Минин, Рита Бриллиантова

Нас повсюду окружают растения. Их многообразие, аромат, цвет радуют и завораживают. Многие из растений обладают необычными лечебными свойствами, с ними связаны самые разные легенды. Травы c успехом применяют для лечения самых разных патологий: от простого затягивания ран до терапии рака. Многие препараты изготавливаются на основе растений. Одним из самых необычных считается цветок Иван-да-Марья. У него яркие желто-синие цветы.

Когда-то славянские народы верили, что в этом растении соединяется небесное и земное: в его власти соединить человека с богами. В праздник Ивана Купалы цветок Иван-да-Марью срывали. В это время он превращался в символ сакрального брака. Синий цвет считается оттенком невесты, а желтый - жениха. Это растение считается травой силы. Он помогает достичь гармонии, привнести все то, чего недостает человеку.

Как выглядит растение

Цветок Иван-да-Марья представляет собой травянистое растение, которое встречается на лугах, полянах. Его можно увидеть возле кустарников, на лесных опушках, вблизи болот. В народе у него множество названий: сестра и брат, желтушка, Иван-трава и многие другие.

Стебель растения прямой, покрыт белыми волосками. Все цветки располагаются по одному на ножках, повернуты в одну сторону. Там, где располагаются на Иван-да-Марье желтые цветы, есть лист синего цвета.

После цветения созревает плод, который похож на зернышко. Их собирают муравьи и переносят на другие места. Из-за этой особенности растение часто встречается вдоль муравьиных дорожек.

Легенда о цветке и лешем

Связана с цветком Иван-да-Марья легенда. В ней говорится, что когда-то в дремучем лесу жил леший. Люди его считали лохматым, с копытами, ушастым, с кривыми ногами. На что он всегда отвечал, что его лохматость вызвана древесными колючками, через которые ему приходилось пробираться. У него не было друзей, он не боялся одиночества, не знал любви, всегда дрался с соперниками, гнал их из леса. Но однажды леший влюбился: он увидел как по ручью плыла фиалка Марья. Он шел рядом с ней, вдыхал ее аромат, смотрел. Он набирался смелости сказать о своей любви. Стоит фиалочка, красуется, на лешего даже не смотрит, тот и расстроился. На такое отношение он взял и сдуру сказал: «Я тобою очарован, жизни без тебя не вижу, выходи за меня замуж». Но фиалка только посмотрела на него и отвернулась. Леший пытался удивить ее, хвастался. Он предлагал ей собрать все звезды в шапку. Но и это фиалка отвергла, сказав, что звезды пусть лучше светят с неба, чтобы ей и ее мужу освещали дорожку. Фиалка сказала лешему о своих чувствах к другому, о том, что она любит Ивана и что жить будет с ним.

Когда пришло время Марьюшка и Иван поженились, зажили вместе одним цветком. С тех пор в лесу не стало ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а только красивый цветок Иван-да-Марья.

История о Купале и Костроме

Другая легенда рассказывает о верности и любви. В ней говориться о том, как в день летнего солнцестояния увидел богиню Купальницу. У них родились дети: Кострома и Купала.

Как-то раз пролетали гуси-лебеди и выкрали Купалу, унесли в далекие края. Прошли годы. В один прекрасный день Кострома гуляла у реки, надев на голову венок. Она говорила своим подружкам, что никогда и никто не сможет сорвать с ее головы венок. За эти слова боги на нее разгневались, ветром сорвало венок и унесло в реку. По обычаю, с тем, кто подберет венок, девушка должна пожениться. В то время мимо венка проплывал Купала и выловил венок. Они поженились и только после свадьбы молодые узнали, что они брат и сестра, но уже успели полюбить друг друга. Чтобы не расставаться, Кострома и Купала решили утопиться. Боги смилостивились над ними и превратили их в цветок Иван-да-Марья, чтобы они всегда были вместе.

Виды растения

Иван-да-Марья относятся к роду марьянников. Всего их насчитывается тринадцать видов, из них в средней полосе России растут следующие виды:

  1. Марьянник дубравный. Его называют травой Иван-да-Марья.
  2. Вид полевой.
  3. Лесной марьянник.
  4. Вид луговой.
  5. Марьянник разрезной.

Польза травы

Растение Иван-да-Марью с давних времен применяют в народной медицине. С ним делают примочки, готовят настои для лечебных ванн, делают отвары. Приготовленные препараты помогают при кожных заболеваниях, невралгиях, головокружениях. Иван-да-Марья помогает справиться заболеваниями ССС и ЖКТ. Также настои и отвары оказывают ранозаживляющее, инсектицидное, противовоспалительное действие. С успехом травой лечат чесотку, депрессию, ревматизм.

Магические свойства

Когда цветет Иван-да-Марья, цветы собирают в день летнего солнцестояния. Считалось, что это растение защищает от опасных людей. Цветы раскладывали в углах дома для защиты от злых духов, воришек. Наличие травы не допускало ссор и разногласий между мужем и женой.

При потере рассудка или слуха людей отпаивали свежевыжатым соком растения. До сих пор люди верят, что для обретения красоты и благополучия необходимо в ночь на Ивана Купалу попариться в бане с веником из Иван-да-Марьи.

В русских народных сказках имена Иван и Марья встречаются довольно часто. Иван в сказках – или крестьянский сын, или добрый молодец, или царевич. А Марья от него не отстает – она или искусница, или купеческая дочь, или прекрасная царевна. В одной из таких сказок Иван с Марьей пошли как-то в лес за грибами, да и попали там в сильную грозу. Не растерялся Иван, обнял Марью и прикрыл ее от ветра и сильного ливня. Когда гроза закончилась, парень с девушкой вернулись в родную деревню. А на том месте, где они стояли, вырос необычный цветок – сам желтенький, а вокруг него листочки фиолетовые, и листочки эти как бы цветок прикрыть стараются, как Иван от дождя Марью прикрывал. Народ и прозвал это растение – «иван-да-марья».

С давних пор этот цветок популярен в народе. Считалось, что он оберегает дом от лихих людей, поэтому в пору цветения иван-да-марью приносили из леса целыми охапками и разбрасывали по всему дому. А еще из этих цветов плели венки на Ивана Купала. Поэтому иногда эти цветы называют купавками.

Иван-да-марья — однолетнее растение. Растет оно обычно в лесу. Зацветает рано, еще в мае и цветет до самой осени. У одной из разновидностей этого растения листочки не фиолетовые, а зеленые, и в народе его называют марьянником. Цветки у растения собраны на одной стороне и смотрят чашечками вниз, к земле.

Хочешь жить — умей… расти

Очень любит иван-да-марья селиться рядом с другими растениями. Дело в том, что свои корни у него слабые, поэтому растение это любит пожить за чужой счет – дотягивается своими корешками до корней других растений и пьет из них соки.

Лучшие друзья этого растения — лесные муравьи. Когда у иван-да-марьи появляются семена, муравьи тащат их к себе в муравейник, где лакомятся маслом, содержащимся в семенах. Ненужные семена муравьи потом выбрасывают из муравейника и впоследствии из них вырастают новые побеги. Так это растение распространяется по лесу. Но не только муравьям по душе это растение. Нравится оно еще и пчелам и шмелям, потому что иван-да-марья – медонос. Он содержит в своих цветках вкусный нектар.

Полезные свойства иван-да-марьи

В народной медицине настои из этого растения применяют лечении болезней сердца, для заживления ран. А ванны с этой травой помогают при болезнях кожи.

Традиция собирать целебные и магические травы на праздник Купалы существует очень давно. Некто игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил писал Дмитрию Владимировичу Ростовскому примерно в 1505 году, что в канун Иоанна Предтечи (который совпадает в Купалой или летним солнцеворотом) мужчины и женщины ходят по лугам, полям, лесам и болотам в поисках «смертных цветов», «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». Что есть описание сбора целебных трав травниками и обычными людьми.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике: «Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

Многие еще с детства знают, как выглядит цветок Иван-да-Марья, другие просто о нем слышали, но никогда его не видели. Но что это за растение, и почему оно получило такое название? Также будет полезно рассмотреть, как оно применяется в народной медицине, и какими полезными свойствами обладает Иван-да-Марья.

Цветок: описание и другие его названия

Это растение может носить разные народные «имена», такие как желтушка, желтяница, Иванова трава, липняк, меткая трава, луговой звонец и Иван-да-Марья. Но это далеко не все названия, поскольку эта трава за долгие годы привлекла внимание многих людей, которые с радостью дарили ей новые «прозвища». Но по-научному ее именуют как марьянник дубравный из рода марьянник, семейства норичниковых. Но в народе в основном прижилось название Иван-да-Марья.

Цветок (фото показано выше) является однолетним и может вырастать от 15 до 60 сантиметров. Его стебли опущены, листья заостренные, зеленые. Цветки ярко-желтого цвета собраны в несколько соцветий, каждый из них имеет двугорбую, неправильную форму. Цветки украшены фиолетовыми прицветниками зубчатого вида. После цветения появляется небольшой яйцевидный плод. В коробочке созревают продолговатые семена и приобретают бурый, почти черный тон. Они являются пищей для лесной дичи. Благодаря обильному выделению нектара цветок относится к медоносу.

«Характер» растения

Почему назвали Иван-да-Марья

Большинство растений не обладают такой контрастной окраской, именно поэтому цветок Иван-да-Марья оброс легендами и поверьями. Каждый народ рассказывал свою версию появления цветка, но в любой такой истории были влюбленные, которые хотели остаться вдвоем. Именно этот яркий цветок стал символом верности. Еще с давних лет считалось, что синий - это цвет мужчин, а желтый, соответственно, женский. Но даже имена Иван и Марья были не случайными, ведь в те времена именно они были самыми распространенными и могли символизировать любую влюбленную пару.

Распространенные легенды

Первая история связана с двумя влюбленными, которых звали Иван и Марья. Пара пошла в лес, чтобы собирать грибы. Но неожиданно налетели тучи, засверкала молния, полил дождь. Красавица Марья испугалась, но Иван ее заслонил от ненастья. После того как гроза окончилась, влюбленные побежали домой. Спустя время на этом месте, где парень оградил девушку от ненастья, вырос прекрасный желтый цветок, а над ним склонился фиолетовый листочек, который его «окутывал», как Иван заслонял Марью.

Есть другая легенда о цветке Иван-да-Марья. В одном лесу жил лохматый Леший, который не имел друзей и пугал прохожих. Но однажды весной он заметил красивую желтую фиалку, в которую сразу влюбился. Ее звали Марьюшка. Леший ею любовался, а фиалка даже не смотрела на него. Однажды он не выдержал и признался, что очарован, и предложил ей выйти за него замуж, но Марьюшка просто отвернулась. Он обещал ей звезды собрать, но красавица сказала, что ничего от него не хочет. Она любила цветущего рядом сиреневым цветом Иванушку. И эти две фиалки поженились и стали жить вместе на одном стебельке. А леший ушел горевать. Вот такие истории сочинял народ в прошлые времена. Но помимо легенд цветок Иван-да-Марья славится своими целебными свойствами.

Лечебные характеристики растения

Растение имеет свойство оказывать противовоспалительное и ранозаживляющее воздействие. Травники используют отвар из марьянника для лечения желудочных и сердечных болезней. Также его настой можно добавлять в ванны для избавления от экзем, ревматизма, туберкулеза кожи.

Сбор травы

Для приготовления лекарственных средств используют все наземные части: плоды, цветы, листья и стебли. Сбор растения начинается в мае и оканчивается в сентябре. Плоды можно найти с июля по сентябрь. Растение нужно сушить в проветриваемой комнате. После этого его держат отдельно от остальных трав. Стоит помнить, что растение быстро растрачивает свои целебные свойства, поэтому его предельный срок хранения составляет 10 месяцев.

Предостережение

Всем, кто решил использовать цветок Иван-да-Марья для лечения, нужно помнить, что он является ядовитым, поэтому важно проявлять осторожность, особенно принимая растение внутрь. Семена содержат в своем составе аукубин. Он способен воздействовать как наркотическое средство, а также оказывать раздражающее действие. Обычно это выражается в сонливости, понижении сердечной деятельности и слабости. Если после применения этого препарата вы заметили перечисленные симптомы, стоит сразу обратиться к доктору.

Рецепты настоев

Если имеется чесотка, сыпь или золотуха, можно приготовить отвар, который добавляется в ванную или используется для местного протирания. Для приготовления необходимо залить литром кипятка три ложки травы. Настаивать нужно два часа, после чего средство процеживается.

Если у человека наблюдаются головокружения, гипертония, эпилепсия, болезни сердца, невралгии, проблемы с ЖКТ, готовится другой настой из этой же травы. Для приготовления стакан кипятка выливают в емкость со столовой ложкой марьянника дубравного. После того как пройдет полчаса, средство процеживается. Принимать нужно два раза в день по полстакана.

Для того чтобы быстрее заживить раны, можно воспользоваться свежей молотой травой. Таким же действием обладает порошок из Иван-да-Марьи.

Если нужно избавиться от вредных насекомых, готовится отвар из плодов.

Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

Некоторые любители растений хотели бы завести в своем цветнике этот красивый цветок. Сразу стоит сказать, что марьянник является дикой травой. Но существуют другие виды комнатных цветов, которые домохозяйки называют Иван-да-Марья. Можно отметить, что они во многом отличаются от марьянника. Среди таких домашних растений может быть бегония клубневая. Также Иван-да-Марьей называют кампанулу. Но у нее есть и другое имя -«Жених и невеста». Цветок Иван-да-Марья комнатный (фото показано выше) отличается от настоящего еще и тем, что он многолетний и размножается не только семенами, но и черенками.