Конспект НОД в старшей группе ДОУ. Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им;
  2. Познакомить с понятиями «перелетные птицы» и «зимующие птицы»;
  3. Расширять знания детей о разнообразии птиц Севера;
  4. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети;
  5. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, речь, самостоятельность;
  2. Развивать умение выстраивать причинно – следственные связи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;
  2. Воспитывать умение слушать сверстников, не перебивать;
  3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к миру природы.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, творческая.

Методические приемы :

Практические — игра, игровая ситуация, самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточки);

Наглядные – рассматривание;

Словесные — художественное слово, вопросы, беседа.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки;

Чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт?», «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.

Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.

Материал к НОД : музыкальное сопровождение (аудиозапись «Голоса птиц», песенка про птиц), картинки с изображением птиц на ТВ, медальки с разукрасками, цв.карандаши, мультфильм «Серая шейка», картинки с изображением еды для птиц.

Ход НОД:

Организационный момент

В. — Давайте встанем в круг. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. – Предлагаю настроится на получение новых знаний, создать хорошее настроение. Нам поможет это сделать следующее упражнение:

«Ребята, какое время года на дворе? (осень). Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его. А сейчас выполним все движения поочерёдно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый»

Ознакомление с новым материалом по теме

В. — Вот здорово! А какие осенние приметы вы знаете? (ответы детей: льет дождь, небо хмурое, желтеют листья и т.п.) А знаете ли вы, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края? Таких птиц называют «перелетные». А некоторые остаются с нами зимовать. Догадайтесь как их называют? («зимующие»).

В .-Я не зря заговорила про птиц. Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в тундру. Кто же живет в ней? Внимательно прислушайтесь! (Звучит запись одного из голосов птиц.) Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправимся? (к птицам). Итак, вперед! (звучит музыка, дети идут за воспитателем змейкой)

В .- Вот мы и очутились в тундре! Посмотрите, кто здесь нас ждет? (на стульчике сидит игрушка полярной совы с конвертом в клюве). Это полярная сова. Полярная, потому что живет за полярным кругом. А каких еще птиц, живущих в наших краях вы знаете? (ответы детей).

В. -Я предлагаю вам посмотреть на экран (просмотр картинок с изображением птиц, живущих на Севере) . Какие из птиц Вам знакомы? Может каких то птиц вы видели гуляя на улице? (ответы детей) Чем эти птички друг от друга отличаются (рассмотреть внимательно окраску птичек и назвать, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища)? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).

А посмотрите, что это у совы в клюве? Воспитатель берет конверт и просит ребенка прочитать его содержимое (Данил Б.):

«Здравствуйте, дети! Мы – птицы Севера, рады приветствовать вас у нас в гостях! Перелетные птицы улетели в теплые края…а нам совсем нечего есть! Мы в отчаянии! Помогите нам!»

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, а как же мы можем помочь птицам? Что они едят, кто знает? (ответы детей)

Давайте позовем птиц покушать:

Снегом засыпаны лес и поля, (МАШУТ РУКАМИ)

Спит под сугробами крепко земля. (ЛАДОШКИ ПОД ЩЕЧКУ)

Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться. (ХОДЯТ РУКИ ЗА СПИНУ)

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду. (ВЫТЯГИВАЕМ ЛАДОШКИ)

Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! (ЗОВЁМ ПТИЦ)

Ребята, а как мы будем кормить птиц? Что для этого нужно? Вот подсказка:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает и в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(Кормушка)

А вот еще:

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том.

Только круглое окошко -

Не пролезет даже кошка.

(Скворечник)

В. -Внимание на экран! (на экране изображение кормушки и скворечника). Что это? А на что похожи кормушка и скворечник? Из чего они сделаны?

В.- Я предлагаю вам сделать кормушку из конструктора.

Детям предлагаются детали конструктора. Нужно разделить детей на 2 команды и предложить сделать одним скворечник, а другим-кормушку (по заранее подготовленному образцу воспитателя).

В .- Молодцы. Сове очень нравится. Оказывается, что сделать кормушку – это еще не всё! Нужно знать, какой корм в нее насыпать. А если не знаешь, что тогда будет? (ответы детей). А какую еду любят птицы? (семена, зерна, семечки, ягоды, но есть и те, которые питаются мышами и другими мелкими грызунами (сова).

Игра: «Корм для птичек»

На столе разложены картинки с изображением различных продуктов. Задача детей выбрать картинки с изображением того, что едят птицы.(вариант игры: воспитатель называет продукты, дети хлопают, если воспитатель называет то,что то едят птицы).

В. Вы устали? Предлагаю немного отдохнуть.

Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг «дятла» и произносят первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы».

«Дятел» в ответ говорит:

«Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С последним словом «дятел» быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

В. Наверное, вы видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (попросить детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух . Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге (пусть дети попробуют показать, как птицы это делают). Зачем же птичке это нужно? (ответы детей). Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

А как еще птички греются? (предложить детям найти пару и плотно прижавшись друг к другу «погреться»).

В.- Лиза Береснева приготовила для нас стихотворение А. Яшина. «Покормите птиц зимой»:

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

Задачи. Образовательные : закреплять знания о зимующих птицах ; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц ; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы » . Воспитательные : формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам . Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Для воспитателя : магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц ; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей : раскраски по теме , подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище) . На стене – плакаты : «Зимний лес» , «Зимняя избушка» , под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц ? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц .

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать . Как их можно назвать?

Дети. Зимующие .

Младший воспитатель (входит) . Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко» . Детям старшей группы ».

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы , из которых дети собирают птицу . Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили ?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые ? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки : «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах . Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц .

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет : «Кле -кле -кле!» .

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка» . Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки : «Отгадай и назови!» .

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

Вороны – всеядные птицы .

У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки : «Расставь птиц . На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка» , под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец : «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек» .

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки : «Найти предмет!» . Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц , и выполняют седьмое задание Сороки : «Наполни кормушку для зимующих птиц » . Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец : «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные» .

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки : «Назови правила подкормки птиц . Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках ; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки : «Не зевай – на вопросы отвечай!» . Итак, вопросы.

Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? (Зимующие .)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства» ? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки) . «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы , разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму . И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы » .

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах . Давайте сделаем альбом «Птицы » и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том , как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно . Постепенно создают альбом «Птицы » и дарят его детям средней группы .

Светлана Петренко
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы»

Цель :

Способствовать формированию экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи :

образовательные :

Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах ; чем они питаются, как им можно помочь;

Закреплять умение детей узнавать и называть птиц .

воспитательные :

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира.

Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение в зимний период к ним,

развивающие :

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь;

коррекционно-развивающие : развивать непроизвольное внимание, логическое мышление, зрительную память, координацию движений

коррекционно-воспитательные : воспитывать взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.

Оборудование : картинки, слайдовая презентация «Зимующие птицы » с записью пения птиц , разрезные картинки.

Предварительная работа : наблюдение за птицами во время прогулок .

Планируемые результаты : активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью.

Использование современных образовательных технологий :

Элементы здоровьесберегающей технологии (физкультминутка, гимнастика для глаз)

Элементы сказкотерапии (массаж точки здоровья) .

ИКТ-технология (презентация к занятию.) .

Ход занятия:

I. Организационная часть.

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

II. Основная часть.

Воспитатель : Дети, сегодня утром охранник передал мне странный конверт. Там записка : «Дети 14-й группы , У меня для вас загадка :

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это (птица )

И задание! Кто-то разрезал фотографии зимующих птиц . Соберите картинки скажите, что это за птицы . Лесовичок».

Воспитатель : Кто что понял? (ответы детей) . Каких птиц мы называем зимующими ? (Зимующие – это те птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

А здесь ещё листок. Загадки?

Игра «Подскажи словечко» (Дети называют слово и показывают картинку в учебной зоне)

Зимой на ветках яблони!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири) .

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (сорока)

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист :

«Здорово - дрозд, приятель!»

И ставит подпись (дятел) .

Носят серенький жилет,

А у крыльев - черный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат : Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)

Я весь день ловлю жуков

Уплетаю червяков

В тёплый край я не летаю

Здесь, под крышей обитаю

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый (воробей)

Воспитатель : Всех птиц знаем ? А хотите узнать?

Работа с презентацией «Зимующие птицы »

Серая ворона села на забор,

Серая ворона оглядела двор.

Каркнула сердито целых десять раз -

Сочинила серая о дворе рассказ.

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица ! Это крупная птица , она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона - всеядная птица , поэтому рацион ее разнообразен. Она питается очистками и остатками пищи.

Птицей мира он зовется .

С крыш стрелой к земле несется,

Если видит гору крошек.

Сизый, белый и хороший.

Голуби ведут строго дневной образ жизни. Пищу обычно собирают на земле, в связи, с чем хорошо ходят. Питаются семенами различных растений, которые собирают на земле.

В желтой футболке и черной жилетке

Птица синица расселась на ветке.

Тенькает звонко птица синица ,

Лютых морозов она не боится.

Оперение синицы яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Когда наступают холода, синицы. питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.

Работяга пестрый дятел

Птицам дупла конопатил .

День трудился. Нету сил!

Все долбил, долбил, долбил.

Летом пёстрые дятлы питаются древесными насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Это одна из очень полезных птиц наших лесов : работает круглый год по уничтожению вредителей.

На суку сидит сова.

Видит днем она едва.

А лишь только ночь настанет-

Как орел глазастой станет.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись к глубоком дупле. У совы-большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие янтарные глаза. Зимой совы остаются в наших краях.

Белобокая болтушка

На еловой на макушке

Растрещалась, раскричалась,

Разболталась, раскачалась.

Сорока-белобока - перышки у нее по бокам совсем белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Зимой птицы перебираются поближе к людям - разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.

Шустро скачет воробьишка,

Птичка - серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Несмотря на кажущуюся невнимательность и суетливость, эти птички очень умны и быстро привыкают к людям, понимая, что именно рядом с человеком можно раздобыть корм. Люди зачастую подкармливают диких птиц , особенно зимой, и воробьи об этом знают. Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников , ягодами, из которых он выбирает семена, любит клевать ягоды рябины.

У клеста удивительный клюв-очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Заиграли на свирелях,

Засвистели : "Свири-свир!

Мы клюём рябины кисти

Мы в лесу устроим пир!

Свиристели живут в хвойных лесах. Летом питаются ягодами, насекомыми и побегами растений. Зимой любят полакомиться рябиной. В холода перебираются к жилью человека.

Гимнастика для глаз

(Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)

1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца.

Повторить 5-6 раз.

2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз.

Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

Воспитатель : Отдохнули? Давайте продолжим.

Слайды 11-13. Дидактическая игра на внимание «Кто улетел?»

Слайды 14-16. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Слайды 17-19. Дидактическая игра «Четвертый лишний?»

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах) .

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель : Готовы вы теперь выполнить задание лесовичка? (Подгрупповая работа , индивидуальная работа) .

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Зимующие птицы не боятся морозов , они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям . А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать ;

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель : Давайте вместе вспомним, какая птица чем питается ? (ответы детей) .

Слайд 21. Дидактическая игра «Накорми птиц

III. Заключительная часть.

Воспитатель. Вы уже много знаете о зимующих птицах , а чтобы вы узнали ещё больше, я приготовила вам раскраски зимующих птиц в уголке рисования . А пшено мы возьмем на прогулку, чтобы покормить птиц .

Рефлексия. Игра «Верно-неверно»

Закрепление вне занятия : картинки птиц в учебной зоне , шаблоны снегирей, раскраски птиц , образцы рисования в центре творчества.

Дальнейшая работа :

Планируем разработать проект.

Конспект занятия в старшей группе

«Зимующие птицы»

Тема : «Зимующие птицы»

Цели:

Сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.

Формировать целостный взгляд на окружающий мир;

Развивать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к птицам, мотивацию интереса к их охране.

Оборудование:

проектор и экран, компьютер, карты миграции птиц, карточки с изображением птиц.

Методы:

Словесные – рассказ, беседа

Наглядные – демонстрация презентации

Ход занятия:

Рассказ-беседа с демонстрацией презентации, отгадывание загадок.

Планируемые результаты:

Умение узнавать и различать наиболее распространенных зимующих и перелетных птиц нашего края;

Умение подбирать соответствующий корм для птиц;

Бережное, заботливое отношение к птицам: изготовление кормушек, подкормка;

Познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц.

Слайд 1

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах. Какие виды птиц вы знаете?

Дети: перелетные и зимующие

Слайд 2

Воспитатель: Правильно! А вы, знаете, почему они так называются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу.

В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края. Такие птицы называются перелетные . Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат.

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования, достаточно корма и не совершают перелетов. Таких птиц называют зимующими оседлыми .

Некоторые птицы, соединяясь в небольшие стайки, постепенно откочевывают к югу. Так поступают, например, снегири, которые выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, не имея определенных постоянных мест зимовок. Такие птицы называются кочующие.

Слайд 3

Воспитатель: Почему же улетают перелетные птицы?

Дети: Потому что холодно?!

Воспитатель: Основная причина – недостаток корма в холодное время года. Насекомые исчезают, впадают в спячку или погибают, снежный покров не позволяет добывать корм на земле, находить семена травянистых растений. Водоплавающие птицы не могут зимовать в замерших водоемах.

Слайд 4

Воспитатель:

Перелет птиц называется миграцией. Куда же улетают птицы? Первыми покидают места гнездования насекомоядные птицы: стрижи, трясогузки, кукушки, ласточки и скворцы. (демонстрационные карточки с изображением птиц). Как только наступает осень, и ночи становятся прохладными, ласточки, стрижи и кукушки собираются в стаи и отправляются на Африканский континент. Скворцы улетают в район Средиземноморья. Трясогузки отправляются на зимовку в Африку, Азию, или Индию. На карте изображены еще некоторые виды перелетных птиц и пути их миграции.

Воспитатель: Чтобы определить, куда точно улетают птицы, некоторых птиц отлавливают и на лапку надевают кольцо с номером. Если птица будет снова поймана в другой стране, то по номеру можно будет определить, откуда она прилетела.

Воспитатель:

Рекордсмен по дальности перелета полярная крачка. Птица зимует в Южном океане и Антарктиде куда летит с северного полюса. Перелёты этих птиц длятся четыре месяца. В целом крачки пролетают от 20 000 до 30 000 км. Во время миграций птицы держатся вблизи воды, чтобы всегда можно было найти еду. Мигрируя, крачки ежегодно совершают кругосветное путешествие.

Слайд 5

Воспитатель: а сейчас я предлагая вам отгадать загадки про перелетных птиц.

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.

Дети: Ласточка

Воспитатель: Правильно.

Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.

Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Если ласточки кружатся высоко в небе – будет тепло и сухо. А вот они летают почти у самой земли – значит, скоро пойдет дождь.

Слайд 6

Воспитатель:

Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - …

Дети: Журавли

Воспитатель: И снова правильно! Два раза в год в небе можно увидеть журавлей. Выстроившись клином, они осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются к родным гнездам.

Журавли, прилетая с юга, извещали о своем возвращении курлыканьем. При пении журавлей крестьянки на Руси выходили в поле и семь раз кувыркались или катались с боку на бок, заговаривая спину, чтобы она не болела.

Журавли – большие птицы с широкими крыльями. Оперение у них серое, но есть и белые журавли – стерхи, которые живут в Сибири.

Свое гнездо журавли строят на болоте среди зарослей камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек. Щиплют молодые ростки осоки, а когда поспевают болотные ягоды: клюква, морошка и брусника – лакомятся ими.

Весной журавли устраивают танцы. Начинает танец одна пара журавлей, а затем к ней присоединяется вся стая.

Слайд 7

Воспитатель:

Это что, скажи, за птичка?
Серенькая невеличка.
Знает множество мелодий.
То свистит, то трель выводит.
Но скромна. Среди ветвей,
Незаметен …

Дети : Соловей

Воспитатель : Опять угадали. Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами. Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника.

Слайд 8

Воспитатель:

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…

Дети : Скворец

Воспитатель: Молодцы! С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла.

Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Бывает, что скворечник на зиму облюбовали нахальные воробьи. Приходится скворцам с боем отвоевывать свое жилище.

Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов часто содержат как домашних птиц. Их несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова. Часто скворцы могут воспроизводить и вовсе невероятные звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери, ржание лошади и т. д.

Слайд 9

Воспитатель: Как же помочь тем птицам, которые остались зимовать. В голодный и холодный зимний период очень важно подкармливать птиц. Дети а вы знаете чем кормить птиц?

Дети: Хлеб, крупа…

Воспитатель: Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи (люди, которые изучают жизнь птиц). Они рекомендуют составлять зерновую смесь из разных семян, большая часть в этой смеси должна состоять семян подсолнечника

С удовольствием пернатые будут лакомиться семенами арбуза, тыквы, дыни, конопли, чертополоха, крапивы, лебеды и репейника. Склюют они и зерна кукурузы.

Стоит иметь в виду, что семена арбуза предварительно следует подробить. Тогда их с удовольствием употребят в пищу поползни или синицы.

В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Надо иметь в виду, что мясо и сало должно быть несоленым. Каким образом подкормить пташек?

Сало или мясо следует разрезать на небольшие кусочки и нанизать их на бечевку. Затем продукты развешиваются на ветках деревьев или на кустарниках. Но для того, чтобы подкормка не досталась воронам, галкам, сорокам, собакам или кошкам, размещать кусочки следует подальше от земли.

Самых красивых посетителей кормушек – свиристелей и снегирей – привлекают ягоды боярышника и рябины. Плоды можно заготовить заранее, высушив осенний урожай. Что нельзя класть в кормушку для пернатых

При составлении птичьего меню стоит учесть некоторые ограничения. Для этого следует знать, чем нельзя кормить птиц зимой. В меню для пернатых категорически запрещено вводить любые острые, соленые, жареные, а также кислые продукты. Большую опасность для них представляет черный хлеб.

Слайд 10

Воспитатель: Важно ответственно подойти к изготовлению самой кормушки. Корм в ней не должен намокать и выдуваться ветром.

На рисунке можно увидеть разные виды кормушек

Главное, какая бы красивая и удобная не была ваша кормушка, она бесполезна, если в ней нет корма. Кормите птиц регулярно, и они будут часто посещать вашу кормушку. И это даст вам возможность понаблюдать за удивительной жизнью пернатых друзей.

Слайд 11

Воспитатель : А теперь пришло время проверить знаете ли вы зимующих птиц.

Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …

Дети: Воробей

Воспитатель: Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности.

Слайд 12

Воспитатель:

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ...

Дети: Синичка.

Воспитатель:

Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют: «сии-сии» да «ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая ^ спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.

Синички устраивают гнезда в дуплах деревьев, которые когда-то продолбил дятел, а потом бросил. Иногда, если дерево старое и трухлявое, синицы могут и сами проделать дупло. Внутри дупла птички выстилают гнезда пухом, перьями и шерстью животных.

Синиц можно назвать рекордсменами по количеству откладываемых яиц. В среднем самка откладывает 10, иногда 14–15 яиц. К тому же у синиц бывает две кладки. За сезон одна пара синиц выводит по 20–30 птенцов. Пока самка сидит на яйцах, самец заботится о ней и приносит еду.

Синицы не улетают на зиму в теплые страны, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека, где им перепадают зернышки или хлебные крошки.

Слайд 13

Воспитатель:

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка...

Дети: Дятел.

Воспитатель : Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Слайд 14

Воспитатель:

Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.

Дети: Голубь.

Воспитатель: Молодцы! Пожалуй, это самая известная горожанам птица. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и символом мира. Но те голуби, которых мы ежедневно видим в городе и которых называют «сизыми голубями» – лишь разновидность в голубином семействе. Есть у «сизарей» и вольные лесные собратья.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы, знаете какие бывают птицы. А также как помочь зимующим птицам пережить холода. Ребята, дома с родителями приготовьте кормушки для пернатых друзей, зимой птицы нуждаются в нашей заботе! И не забывайте, что кормушка не должна быть пустой.

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»

Цель: выявить экологические знания детей

Задачи: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; закрепить знания правил поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Материал: карточки с птицами, дерево нарисованное (зимнее, картина лета, натуральный корм для птиц (зёрна, кедровые орехи, семечки, несолёное сало, крошки хлеба, ягоды рябины или облепихи), запись птичьих голосов, бумага для оригами.

Ход занятия:

Влетает сорока.

Воспитатель: Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве Птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам он относится и где живет, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Ой, а куда это я попала? Вы меня узнали? (ответы детей). Ребята, а вы мне поможете навести порядок в лесу? А птицы у нас в царстве живут непростые: есть здесь и зимующие, есть и перелётные. Зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево, а перелётных – на картинку, где нарисовано лето. Ведь там, где они сейчас находятся – настоящее лето. -Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Зимующие -Правильно, зимующие.

А кто такие перелётные птицы?

Это те птицы, которые улетают от нас осень в тёплые края.

Молодцы, правильно. А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).

Тело птиц покрыто шерстью.

Скворец живет в дупле.

Птенчики вылупляются из икринок.

В теплые края улетают перелетные птицы.

Люди делают скворечники для ворон.

Птицы строят гнезда из досок.

Птицы собираются в стадо и летят домой.

Самый лучший певец из всех птиц - дятел.

Конкурс 1. «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на карточках, на перелётных и зимующих».

Дети должны разделить их и назвать.

Молодцы. Вы сделали всё правильно. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

Только давайте поможем птицам долететь и сделаем небольшую зарядку

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Пусть наши перелётные птицы летят в свои тёплые края. А мы с вами останемся с нашими зимними друзьями.

Какие птицы, ребята, сидят на нашем дереве? Только поднимайте руки, а не говорите все хором.

Снегирь, синица, дятел, клёст, сорока, ворона, воробей, кукушка. -Правильно. - А как ты догадался, что это снегирь?

У него красная грудка и, чёрные крылья и хвост. Можно опросить ещё 2 – 3 ребёнка о синице, сороке, кукушке. (А как ты, догадался, что это … .)

Хорошо ребята.

Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? Ответы детей.

А как мы можем помочь зимующим птицам? Ответы детей. Рассказ воспитателя Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

А теперь, ребята, давайте отправимся в необычную столовую, выберем корм для наших птиц и положим его под наше дерево. Пусть наши птицы полакомятся нашим угощением.

Конкурс 2. «Выбери корм для птиц»

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Тогда слушайте внимательно мои необычные загадки.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку! » (Кукушка.)

Хоть я не молоток,

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел.)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири) .

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Прыгает она у дома,

А зовут ее. (ворона) .

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует -

Коноплю ворует. (Воробей.)

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! »

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит. (сорока)

А еще, ребята, мне один знакомый голубь рассказал, что вы очень талантливые и умеете делать птиц из бумаги.

Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?

Давайте подготовим наши пальцы к работе.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Любопытная ворона»)

Дети выполняют птиц в технике оригами.

Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам навести порядок в их царстве?

Да, конечно мы с вами разделили птиц на зимующих и перелётных, помогли ми отыскать себе корм. И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки птичьих голосов) .