Организация работы комиссии по охране труда в организации. Комиссия по проверке знаний от Функции комиссии по охране труда в учреждении

Комиссия по охране труда является составной частью СУОТ (системы управления охраной труда) организации, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда.

Комиссия по охране труда создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе трудового коллектива, либо их представительного органа, например, профсоюзной организации (при наличии таковой) или же решением общего собрания.

В настоящее время создание комиссий по ОТ регламентируется:

Статьей 218 ТК РФ

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Разделом 7.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ.

Раздел 7.5. Комитеты (комиссии) по охране труда

7.5.1 Комитет (комиссия) является составной частью системы управления охраной труда в организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

7.5.2 Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

Весь документ ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ.

Представители работодателя и представители работников, – вот те кто входит в состав комиссии по охране труда.

Формируется комиссия на паритетной основе, на принципах партнерства и равноправия – каждая сторона имеет один голос вне зависимости от численности представителей сторон.

Избрание членов комиссии со стороны работников осуществляется на основании решения профсоюза, в случае, если он объединяет более половины работающих, а в случае отсутствия в организации профсоюза, такое решение может быть принято на общем собрании работников организации.

Представители работодателя выдвигаются работодателем.

Общая численность членов комиссии, численность членов комиссии от каждой из сторон не регламентируется нормативными документами и определяется, в каждом конкретном случае, в зависимости от структуры организации, общей численности трудящихся, специфики производства и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Для действия комиссии по охране труда, должен быть избран председатель комиссии, заместители председателя, по одному от представителей работников и работодателя и секретарь комиссии. Председателем комиссии не должно назначаться заинтересованное лицо, например, ответственный за состояние охраны труда, так как это вызовет конфликт интересов в работе комиссии при проведении проверок состояния охраны труда. Как правило, председателем комиссии является руководитель организации или его заместитель, которому делегированы такие полномочия. Секретарём комиссии может назначаться специалист по охране труда.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации.

На общем собрании работников может быть принято решение о отзыве из состава комиссии своих представителей и выдвижение новых. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава комиссии и назначать вместо них новых представителей.

Приказом Минтруда России от 24.06.2014 № 412н, утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

На основании типового Положения, с учетом мнения работников, специфики деятельности организации и возможности адаптации в условиях конкретного предприятия, организации разрабатывают собственные Положения о комиссии по охране труда. Положение утверждается и вводятся в действие приказом руководителя организации.

Положение предусматривает:

В своей работе комиссия по охране труда руководствуется законодательством РФ в области охраны труда, соглашениями по охране труда и локальными актами организации.

Свои функции комиссия выполняет в соответствии с разработанным регламентом и планом работы, которые утверждает председатель комиссии. Данные документы разрабатываются на основании Положения о комиссии по ОТ.

Комиссия по охране труда содействует службе или специалисту по охране труда организации. Работа комиссии не дублирует и не заменяет работу службы охраны труда. Наличие комиссии по охране труда в организации является дополнительным источником ресурсов для создания здоровых и безопасных условий труда и общего руководства охраной труда. Объединяя в своем составе представителей работодателя и работников, работа комиссии направлена на их совместные действия по обеспечению требований охраны труда. Например, комиссия организует проведение проверки знаний работников в области охраны труда, изучает и проверяет условия и охраны труда на рабочих местах.

Проведя проверку, комиссия обязана проинформировать работников о её результатах. А также, руководствуясь требованиями Приказа Минтруда России от 24.06.2014 № 412н, не реже одного раза в год члены комиссии должны выступать перед собранием работников с отчетом о проделанной годовой работе.

Для обеспечения наиболее эффективной деятельности комиссии, её члены могут быть освобождены от основной работы на период участия в комиссии по ОТ. Такое право должно быть предоставлено нормативным актом организации, например, прописано в Положении о комиссии по охране труда.

Члены комиссии по охране труда должны иметь соответствующую подготовку в сфере охраны труда. Для этого им необходимо пройти специализированные курсы. В соответствии с требованиями Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 члены комиссий по охране труда проходят обучение в учебном центре.

Примерная программа обучения членов комиссий по охране труда утверждена приказом Минтруда России от 21.06.2003 № 153.

Для организации проверки знаний требований охраны труда в организации создаётся комиссия по проверке знаний.

Учитывая то, что члены Комиссии по охране труда прошли обучение в учебном центре и имеют необходимую подготовку, для проведения проверки знаний требований охраны труда работников организаций, из них может быть сформирована комиссия по проверке знаний требований охраны труда.

Участие членов комиссии по ОТ в комиссии по проверке знаний является дополнительным шагом, направленным на сокращение производственного травматизма.

Комиссия по проверке знаний формируется приказом руководителя организации.

Комиссия по проверке знаний состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии. Минимальный количественный состав комиссии по проверке знаний – 3 человека, в соответствии с Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

В результате проверки определяется знание работником законодательных и нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Протокол подписывают председатель и члены комиссии, принимавшие участие в проверке знаний, а также экзаменуемое лицо. Тем, кто успешно прошли проверку знаний по охране труда выдаются удостоверения.

Безопасность рабочего места каждого сотрудника – одна из важнейших составляющих слаженного и правильного функционирования всего предприятия. Однако, во время трудового процесса возникает множество проблем и задач, которые должны быть рассмотрены особым органом, созданным в качестве отдельного подразделения на любом предприятии – комиссии по охране труда. Ее численность должна составлять порядка 10 человек. Именно в ее компетенцию, совместно с руководством, входит мониторинг осуществления трудовой деятельности и ее охраны на предприятии.

Цели создания комиссии

В ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что любой работодатель обязан учредить на предприятии особый коллегиальный орган, сферой деятельности которого будет решение вопросов, связанных с .

Среди основных принципов его создания следует выделить:

  • право на его созыв по решению сотрудников организации либо же его руководства;
  • регулярная основа функционирования органа;
  • равноправие всех членов, состоящих в нем;
  • консолидация всех участников совета для эффективного и всестороннего подхода к решению возникающих проблем.

24 июня 2014 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации официально опубликовало текст Типового положения комиссии по охране труда, в котором содержался перечень целей, относящихся к полномочиям данного органа в организации или предприятии.

Основные цели комиссии по охране труда звучат следующим образом:

  • исполнение требований безопасности на производстве и в организации;
  • консультирование и общественная работа с сотрудниками во избежание получения ими по неосторожности во время исполнения своих трудовых обязательств;
  • мониторинг рабочих мест, техники и оборудования, их на пригодность и соответствие современным требованиям техники безопасности, для улучшения качества труда рабочих.

В документе четко не прописано количество его членов, которые занимались бы повышением уровня осведомленности рабочих об охране труда. В данном случае сотрудники предприятия или организации, а также его руководство, вправе самостоятельно определять необходимое число членов такого органа, исходя из условий труда, а также специфики производства.

Процедура набора членов в состав комиссии по охране труда происходит следующим образом:

  1. Кандидаты в коллегиальный состав комиссии избираются как со стороны руководства, так и со стороны рабочего коллектива.
  2. Затем сформированный орган и его состав официально утверждается специальным указом работодателя.

Все полномочия, которые будет осуществлять новоизбранный орган, не должны противоречить общему плану действий и регламенту работы производства. Каждое новое решение, выносимое комиссией, ратифицируется председателем, которого орган назначает путем прямого открытого голосования.

Юридическая составляющая Положения о комиссии по охране труда

Руководитель предприятия несет полную ответственность за выработку единого документа, унифицирующего деятельность комиссии, создание которой он учредил своим указом.

Основополагающим документом в данном случае является Положение о комиссии по охране труда. В него должны быть включены все условия и нормы функционирования комиссии.

Положение обязательно должно содержать пункты, в которых будут прописаны:

Обособленно выделен перечень задач комиссии по охране труда в рамках ее мониторинговой деятельности. Среди них важно отметить следующие:

  1. выработка коллективных графиков, планов по проведению мероприятий с целью организовать рабочий коллектив и создать такие условия труда на предприятии, которые будут соответствовать всем нормам, установленным трудовым законодательством;
  2. мониторинговые работы для выявления улучшения или ухудшения состояния рабочих мест сотрудников, составление отчетов об их проведении;
  3. тесное сотрудничество со службами охраны информационной безопасности, консолидация сил и ресурсов для улучшения рабочего климата на предприятии и рабочих мест, а также контроль выполнения требований техники безопасности со стороны персонала предприятия.

Функции комиссии по охране труда

В разделе «Функции комитета (комиссии) по охране труда» приводится функционал, вмененный каждому члену комиссии в отдельности и ей – в общем. Примером служит проведение мероприятий на производстве с целью повысить уровень безопасности рабочих мест сотрудников, консультация коллектива по вопросам осуществления им трудовой деятельности.

Такие мероприятия комитет может проводить совместно с руководством или администрацией организации, но вправе действовать и самостоятельно.

Функциями комиссии по охране труда также являются:

  • Осуществление и проведение комплексных действий совместно с профсоюзной организацией или администрацией для улучшения уровня безопасности на производстве;
  • Совместная координация действий комитета и руководства в вопросах проведения консультативных мероприятий для сотрудников с целью охраны их труда;
  • Донесение до сведения трудового коллектива мер и решений, принятых в рамках установленных задач по ОТ;
  • Оповещение и инструктаж коллектива с целью обучить их использовать средства индивидуальной защиты и ознакомить с порядком действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Комиссия по ОТ также может следить за регулярным прохождением сотрудниками производства в медицинских учреждениях.

Если на производство поступило новое оборудование, то делегированные члены комитета должны принимать участие в мероприятиях ввода в эксплуатацию рабочей линии с подобными средствами труда.

Главными документами, на которые комиссия опирается в ходе осуществления своей деятельности, являются:

  1. Нормативно-правовые акты по ОТ;
  2. Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия;
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Основные задачи и права комиссии по охране труда в организации

Среди основных задач, которые должна выполнять комиссия по вопросам ОТ в организации, следует отметить:

  • отстаивание интересов сотрудников и их защита в сфере безопасности и ОТ;
  • составление отчетных ведомостей, на основе которых должны осуществляться консультативные мероприятия по осведомлению руководства и сотрудников, нацеленные на снижение производственного травматизма;
  • внедрение в организации основ государственной политики в вопросах охраны труда;
  • поиск консенсуса в рамках проводимых регулярных совещаний при выявлении острых проблем в сфере ОТ;
  • достижение компромисса при возникновении конфликтных ситуацийс учетом мнений всех сторон диалога: государства, руководства, сотрудников организации;
  • рациональное распределение бюджетных средств, которые руководство выделило для реализации запланированных мероприятий по ОТ;
  • выработка конкретных предложений для составления коллективного договора, кодифицирующего требования к охране труда.

Помимо задач, комитет имеет и основные права, среди которых:

  • вносить свои предложения по профильным вопросам на рассмотрение руководству, профсоюзному комитету, органам самоуправления рабочего коллектива;
  • учреждать отдельные группы из общего числа рабочих для решения конкретных вопросов ОТ и привлекать к обсуждению различных экспертов и специалистов в данной области;
  • контролировать исполнение пунктов трудового законодательства в рамках трудовой охраны;
  • принимать на рассмотрение все материалы, в которых содержатся сведения об ОТ на производстве;
  • осуществлять комплексный анализ имеющихся в организации условий труда, а также придерживаться установленных коллективным договором положений и программ;
  • иметь беспрепятственный доступ ко всем подразделениям производства и проводить беседы с трудовым персоналом для более углубленного изучения проблем в вопросах трудовой охраны.

Состав комиссии по охране труда

Комиссия по охране труда может быть организована:

  1. по инициативе руководящего должностного лица любого предприятия, фирмы или организации;
  2. по предложению сотрудников;
  3. по решению представительного органа работников.

Исходя из паритетного соотношения, членами Комиссии являются:

  • Уполномоченные представители от руководства организации;
  • Члены профсоюзной организации трудящихся.

Комиссия по ОТ включает таких сотрудников, которые ознакомлены с нормами охраны прав трудящихся на предприятии и прошли все необходимые проверки знаний согласно закрепленного Порядка обучения.

На деятельность Комиссии по охране труда не должны влиять такие особенности учреждений, как форма их собственности, сфера деятельности, количественный состав штата трудящихся лиц и прочие.

План работы комиссии по охране труда

Зачастую комиссия по охране труда организовывается на общественных началах. В случае задействования членов комиссии в плановых и внеплановых проверках данные сотрудники должны быть освобождены от выполнения их основной деятельности без уменьшения суммы их заработной платы.

Для обсуждения текущих вопросов, связанных с охраной труда в учреждении, комиссия по охране труда должна не реже одного раза в три месяца проводить регулярные собрания. Чрезвычайные вопросы, требующие немедленной реакции и решений, обсуждаются в экстренном порядке на внеочередных заседаниях.

Для осуществления своих полномочий комиссия предварительно согласовывает, обсуждает и утверждает специальные планы, которые оформляются на 3 месяца, 6 месяцев или 12 месяцев работы.

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба по охране труда или вводится должность специалиста по охране труда. Данную должность должны замещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, возникновение которых влечет обязанность по созданию службы охраны труда либо по введению должности специалиста по охране труда. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельности, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обстоятельством, возникновение которого служит основанием для создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сферы 101 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях.

Структура службы охраны труда в организации или численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекомендации не являются для работодателя обязательными. Поэтому выполнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств.

В организациях с численностью работающих менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Отсутствие в организации службы по охране труда или должности специалиста по охране труда влечет возникновение обязанности у руководителя организации или другого уполномоченного им лица по выполнению обязанностей по охране труда. Работодатель также вправе заключить договор со специалистом или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда. Следовательно, в организациях с численностью 100 работников и менее создание службы по охране труда или введение должности специалиста по охране труда является правом, а не обязанностью работодателя. Вместо них руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на работника организации либо заключить указанный договор.

Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требований по охране труда в государственную инспекцию труда. Подобное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки. Однако служба по охране труда не может самостоятельно обратиться в судебные органы с заявлением об устранении нарушений прав работников на охрану труда. Служба по охране труда в ст. 22 ГПК РФ не отнесена к числу субъектов, обладающих правом на обращение за судебной защитой. В связи с чем работники службы по охране труда могут обратиться в суд только при наличии доверенности от работодателя или работника, в которой указано полномочие на возможность защиты в судебном порядка прав в области охраны труда. Служба по охране труда может довести информацию о нарушении трудовых прав работников в сфере охраны труда до профсоюзов, которые обладают полномочиями по защите прав и интересов своих членов, в том числе и в судебном порядке. Аналогичными полномочиями обладает и специалист по охране труда в организации, который не может обращаться в судебные органы с заявлением в защиту прав других лиц, то есть работников. Однако документы, подготовленные службой охраны труда, специалистом по охране труда должны получить оценку в качестве доказательств, в том числе и при рассмотрении заявлений о нарушении прав в области охраны труда в судебном порядке.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников. Представители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета (комиссии) по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет (комиссию) по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как в организациях, в которых имеется служба охраны труда либо специалист по охране труда, так и в организациях, в которых они отсутствуют. Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для работы комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препятствовать проведению его (ее) членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не может самостоятельно заявлять требования по устранению нарушений в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государственной инспекции труда. Кроме того, члены комитета (комиссии) по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут участвовать в подготовке локальных нормативных правовых актов, например, осуществлять сбор предложений по формированию раздела коллективного договора по охране труда, готовить проекты других актов в области охраны труда. Заключение перечисленных органов и лиц может стать одним из доказательств при рассмотрении заявлений о признании недействующим локального нормативного акта в области охраны труда в суде и (или) правовой инспекции труда.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут принимать участие в применении нормативных правовых актов по охране труда. В частности, они могут вносить работодателю предложения по содержанию правоприменительных актов, издаваемых его полномочными представителями. Принятые ими документы являются допустимым доказательством при разрешении заявлений по применению норм по охране труда государственной инспекцией труда и (или) судом.

Работодатель, работники могут наделить службы по охране труда, специалиста по охране труда, комитеты (комиссии) по охране труда и другими полномочиями с целью создания более благоприятных по сравнению с законодательством условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Однако указанные органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законодательством. Таким образом, цель их деятельности заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Новая редакция Ст. 218 ТК РФ

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комментарий к Статье 218 ТК РФ

Статья 218 Трудового кодекса РФ определяет, что по инициативе работодателя и (или) по инициативе сотрудников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В состав такой комиссии входят как представители работодателя и представители профсоюза работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413.

Какие же вопросы находятся в введении комитета? Этот орган:

Рассматривает предложения работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

Оказывает содействие работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

Участвует в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

Информирует работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охране труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

Доводит до сведения сотрудников организации результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

Рассказывает сотрудникам о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

Содействует проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдению медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

Содействует своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

Участвует в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления контроля за расходованием средств организации и ФСС России, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

Содействует работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

Готовит предложения по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

Рассматривает проекты локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготавливает предложения по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Комитет вправе:

Получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

Заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

Заслушивать на заседаниях комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

Вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

Содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем.

Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым им регламентом и планом работы.

Члены комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств ФСС России (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.

Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей.

Обеспечение деятельности комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.

Другой комментарий к Ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях с численностью работников более 10 человек утверждены Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. N 64 (БМТ РФ. 1994. N 11). При разработке локальных положений о комитете (комиссии) по охране труда следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных представителей работников и осуществляет свою деятельность в целях сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда.

Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

2. Постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7 утверждены Рекомендации по организации кабинета труда и уголка охраны труда (БМТ РФ. 2001. N 2). Кабинет и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Под кабинет рекомендовано выделить специальное помещение, которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрированными и информационными материалами по охране труда.

Проверка знаний требований охраны труда:

  • Работодатель обязан обеспечить проведение проверки - статья 212 ТК РФ;
  • Работник обязан проходить проверку знаний - статья 214 ТК РФ.

В этой статье раскрыты следующие вопросы:

  • как проводится проверка знаний требований охраны труда;
  • кто проводит проверку знаний;
  • периодичность проведения;
  • какие документы оформляются.

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда, действующий в настоящее время утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
Дополнительно, исходя из положений абзаца 1 статьи 423 ТК РФ, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России, в соответствие с Трудовым Кодексом, могут применяться законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР.
Поэтому для организации обучения по охране труда и проверки знаний могут применяться требования ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В соответствии с Порядком обучения, все работники организаций, при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности с определенной периодичностью, должны проходить обучение по охране труда и проверку знаний.

Руководители и специалисты проходят проверку знаний не реже, чем 1 раз в 3 года (п. 3.2 Постановления Минтруда и Минобразования №1/29). Периодичность проверки знаний рабочих нормативно закреплена для каждого конкретного вида работ. Пункт 2.2.3. Постановления Минтруда и Минобразования №1/29 говорит о том, что работодатель сам устанавливает порядок и периодичность проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий, руководствуясь требованиями государственных Правил по охране труда, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Рекомендуется проводить проверку знаний требований охраны труда рабочих – ежегодно. Тем самым, удастся поддерживать необходимый уровень знаний работников и обеспечить дополнительные меры по снижению производственного травматизма и уровня профессионального риска на рабочем месте.

Первые лица компаний, руководитель организации, его заместители, курирующие вопросы охраны труда, технический директор, главный инженер, специалисты по охране труда, лица, отвечающие за состояние охраны труда на вверенных им участках (подразделениях), лица, проводящие инструктажи по охране труда, - все они проходят проверку знаний требований охраны труда в образовательном центре, в котором проходили обучение.

В образовательных центрах, в состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда входят руководители и преподаватели этих организаций.

Руководители и специалисты компаний, не отвечающие за организацию работы по охране труда, работники рабочих профессий проходят проверку знаний внутри организации.
Для проведения проверки знаний требований охраны труда в организациях могут создаваться собственные комиссии по проверке знаний.
Основная задача комиссии по проверке знаний – проверить достаточен ли уровень знаний работников организации в области охраны труда для безопасного выполнения ими своих трудовых функций в соответствии с государственными требованиями в области охраны труда.

Комиссия по проверке знаний создается приказом руководителя организации.
В организации могут создаваться центральная комиссия по проверке знаний, а также комиссии по проверке знаний производственных и обособленных подразделений. Например, руководители и специалисты могут проходить проверку знаний в центральной комиссии, а работники рабочих профессий в комиссиях производственных подразделений, где они трудятся. При неполном составе комиссий по проверке знаний производственных подразделений, к работе комиссии могут привлекаться члены центральной комиссии. Это актуально для компаний, имеющих большой штат сотрудников и обширное географическое расположение структурных подразделений по территории страны.
Комиссия по проверке знаний требований охраны труда работников организации должна состоять минимум из трех человек.

К подготовке членов комиссии по проверке знаний предъявляются особые требования в области охраны труда. Члены комиссии по проверке знаний ОТ также должны пройти курсы в области охраны труда в образовательном центре охраны труда. Образовательный центр в обязательном порядке должен быть включен в государственный реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. В настоящее время для членов комиссии по проверке знаний в образовательном центре охраны труда проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда по программе 40 часов.

В состав комиссии могут быть включены только работники, прошедшие курсы в области охраны труда в образовательном центре. (в том числе прошедшие )
Для действия комиссии по охране труда, назначается председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя, секретарь и члены комиссии. Председателем комиссии помет являться руководитель организации или его заместитель, курирующий вопросы в области охраны труда, например, для обособленных подразделений председателем комиссии может быть руководитель подразделения. Заместитель председателя выполняет функции председателя комиссии на время его отсутствия, поэтому заместителями председателя комиссии, их может быть несколько (все зависит от количества работников и специфики работы организации) назначаются первые помощники, главные и ведущие специалисты. Секретарем может являться специалист по охране труда. В обязанности секретаря входит ведение, регистрация и хранение документов, оформляемых при проверке знаний. В случае, если в организации нет специалиста по охране труда (при численности работников менее 50 человек) функции секретаря комиссии, по решению председателя, могут быть возложены на любого члена комиссии.

На случай отсутствия, отпуска или болезни кого-то из членов комиссии, чтобы не парализовать работу комиссии по проверке знаний рекомендуется обучить и создать комиссию из пяти-шести человек. Данный момент является актуальным для небольших организаций.
Для обеспечения сокращения производственного травматизма и поддержания здоровых и безопасных условий труда в организации – работа комиссии по проверке знаний должна носить постоянный (непрерывный) характер.

В своей работе, комиссия, при проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, оценивает объем знаний работником нормативных правовых актов по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в его обязанности, с учетом должностных обязанностей, характера производственной деятельности. Проверка знаний работников рабочих профессий проводится в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда.

Форма проведения проверки знаний требований охраны труда может быть различной.
В зависимости от порядка, установленного в организации. Например, устная, письменная или с применением персональных компьютеров и специальных программ.
Если решением комиссии установлено, что работник показал удовлетворительный результат на проверке и имеет достаточный запас знаний в области охраны труда, то такой работник считается прошедшим проверку знаний. Если у комиссии есть сомнения в достаточности подготовки, уровня знаний работника и такой работник показал при проверке знаний неудовлетворительные результаты, то такой работник считается не прошедшим проверку знаний.

По результатам проверки знаний оформляется протокол. В протоколе указывается основная информация о комиссии и о проверяемом лице. Результаты проверки знаний отражаются в протоколе. Протокол подписывается проверяемым, председателем и членами комиссии.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда, в соответствии со статьей 76 ТК РФ, должна представить ходатайство руководителю организации, об отстранении от работы (не допущению к работе) работника, который не прошел проверку знаний требований охраны труда. Работник отстраняется на весь период времени, до успешной сдачи экзамена по проверке знаний. Повторную проверку знаний необходимо пройти в срок не позднее одного месяца со дня не сдачи экзамена. В период отстранения заработная плата не начисляется.
Работникам, успешно прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации.