Сп по пожарной сигнализации действующий. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. Правила и их место в практической деятельности

1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Водяные и пенные установки пожаротушения
5.1 Основные положения
5.2 Спринклерные установки
5.3 Дренчерные установки
5.4 Установки пожаротушения тонкораспыленной водой
5.5 Спринклерные АУП с принудительным пуском
5.6 Спринклерно-дренчерные АУП
5.7 Трубопроводы установок
5.8 Узлы управления
5.9 Водоснабжение установок и подготовка пенного раствора
5.10 Насосные станции
6 Установки пожаротушения высокократной пеной
6.1 Область применения
6.2 Классификация установок
6.3 Проектирование
7 Роботизированный пожарный комплекс
7.1 Основные положения
7.2 Требования к установке пожарной сигнализации РПК
8 Установки газового пожаротушения
8.1 Область применения
8.2 Классификация и состав установок
8.3 Огнетушащие вещества
8.4 Общие требования
8.5 Установки объемного пожаротушения
8.6 Количество газового огнетушащего вещества
8.7 Временные характеристики
8.8 Сосуды для газового огнетушащего вещества
8.9 Трубопроводы
8.10 Побудительные системы
8.11 Насадки
8.12 Станция пожаротушения
8.13 Устройства местного пуска
8.14 Требования к защищаемым помещениям
8.15 Установки локального пожаротушения по объему
8.16 Требования безопасности
9 Установки порошкового пожаротушения модульного типа
9.1 Область применения
9.2 Проектирование
9.3 Требования к защищаемым помещениям
9.4 Требования безопасности
10 Установки аэрозольного пожаротушения
10.1 Область применения
10.2 Проектирование
10.3 Требования к защищаемым помещениям
10.4 Требования безопасности
11 Автономные установки пожаротушения
12 Аппаратура управления установок пожаротушения
12.1 Общие требования к аппаратуре управления установок пожаротушения
12.2 Общие требования к сигнализации
12.3 Установки водяного и пенного пожаротушения. Требования к аппаратуре управления. Требования к сигнализации
12.4 Установки газового и порошкового пожаротушения. Требования к аппаратуре управления. Требования к сигнализации
12.5 Установки аэрозольного пожаротушения. Требования к аппаратуре управления. Требования к сигнализации
12.6 Установки тушения тонкораспыленной водой. Требования к аппаратуре управления. Требования к сигнализации
13 Системы пожарной сигнализации
13.1 Общие положения при выборе типов пожарных извещателей для защищаемого объекта
13.2 Требования к организации зон контроля пожарной сигнализации
13.3 Размещение пожарных извещателей
13.4. Точечные дымовые пожарные извещатели
13.5 Линейные дымовые пожарные извещатели
13.6 Точечные тепловые пожарные извещатели
13.7 Линейные тепловые пожарные извещатели
13.8 Извещатели пламени
13.9 Извещатели пожарные аспирационные дымовые
13.10 Газовые пожарные извещатели
13.11 Автономные пожарные извещатели
13.12 Проточные пожарные извещатели
13.13 Ручные пожарные извещатели
13.14 Приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные. Оборудование и его размещение. Помещение дежурного персонала
13.15 Шлейфы пожарной сигнализации. Соединительные и питающие линии систем пожарной автоматики
14 Взаимосвязь систем пожарной сигнализации с другими системами и инженерным оборудованием объектов
15 Электропитание систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения
16 Защитное заземление и зануление. Требования безопасности
17 Общие положения, учитываемые при выборе технических средств пожарной автоматики
Приложение А (обязательное) Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией
Приложение Б (обязательное) Группы помещений (производств и технологических процессов) по степени опасности развития пожара в зависимости от их функционального назначения и пожарной нагрузки сгораемых материалов
Приложение В (рекомендуемое) Методика расчета параметров АУП при поверхностном пожаротушении водой и пеной низкой кратности
Приложение Г (рекомендуемое) Методика расчета параметров установок пожаротушения высокократной пеной
Приложение Д (обязательное) Исходные данные для расчета массы газовых огнетушащих веществ
Приложение Е (рекомендуемое) Методика расчета массы газового огнетушащего вещества для установок газового пожаротушения при тушении объемным способом
Приложение Ж (рекомендуемое) Методика гидравлического расчета установок углекислотного пожаротушения низкого давления
Приложение З (рекомендуемое) Методика расчета площади проема для сброса избыточного давления в помещениях, защищаемых установками газового пожаротушения
Приложение И (рекомендуемое) Общие положения по расчету установок порошкового пожаротушения модульного типа
Приложение К (обязательное) Методика расчета автоматических установок аэрозольного пожаротушения
Приложение Л (обязательное) Методика расчета избыточного давления при подаче огнетушащего аэрозоля в помещение
Приложение М (рекомендуемое) Выбор типов пожарных извещателей в зависимости от назначения защищаемого помещения и вида пожарной нагрузки
Приложение Н (рекомендуемое) Места установки ручных пожарных извещателей в зависимости от назначений зданий и помещений
Приложение О (справочное) Определение установленного времени обнаружения неисправности и ее устранения
Приложение П (рекомендуемое) Расстояния от верхней точки перекрытия до измерительного элемента извещателя
Приложение Р (рекомендуемое) Методы повышения достоверности сигнала о пожаре
Библиография

Зайцев Александр Вадимович, научный редактор журнала «Алгоритм безопасности»

10 августа 2015 года на сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России появилось сообщение: «Решением Экспертной комиссии по проведению экспертизы сводов правил МЧС России в связи с необходимостью актуализации и доработки по многочисленным предложениям и замечаниям, а также в связи с появлением новых технологий и средств противопожарной защиты, проект СП 5.13130 возвращен на стадию первой редакции и повторно проходит процедуру публичного обсуждения». И это после того, как в 2013 году по окончанию НИР «СП 5» уже была предпринята попытка представить общественности обновленную редакцию СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Правда, тогда до общественности дело не дошло, зарубили на корню и спрятали от глаз этой общественности. Сейчас нам предлагают почти то же самое, только уже под новым названием - «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

И вот тут я не смог сдержаться и решил в развернутом виде выразить свое отношение к такому нормотворчеству. Сразу хочу отметить, данный материал не об ошибках документа, хотя их достаточно много, даже если рассматривать только раздел пожарной сигнализации. Мы не получим документ, так необходимый для ежедневной работы, пока не определимся с его задачами и структурой.

ЧТО ТРЕБУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 123-ФЗ ОТ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ?

Начну с федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он - отправная точка. И совершенно естественно, прежде всего, определиться, что требует закон по части автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС) и систем пожарной сигнализации (СПС). Системы противопожарной защиты должны обладать:

■ надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности (п. 3. ст. 51).

АУПС должны обеспечивать:

■ автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре (п. 1 ст. 54);

■ автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой про-тиводымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием (п. 4. ст. 83);

■ автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок (п. 5. ст. 83);

■ подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прием-но-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и/или транслирующей этот сигнал организации.

Пожарные извещатели должны:

■ располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения (п. 8. ст. 83).

Технические средства АУПС должны:

■ обеспечивать электрическую и информационную совместимость друг с другом, а также с другими взаимодействующими с ними техническими средствами (п. 1 ст. 103);

■ быть устойчивыми к воздействию электромагнитных помех с предельно допустимыми значениями уровня, характерного для защищаемого объекта (п. 5 ст. 103);

■ обеспечивать электробезопасность. Кабельные линии и электропроводка систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны:

■ сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (п. 2. ст. 82).

Линии связи между техническими средствами АУПС должны:

■ сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (п. 2. ст. 103).

Приборы управления пожарным оборудованием АУПС должны обеспечивать:

■ принцип управления в соответствии с типом управляемого оборудования и требованиями конкретного объекта (п. 3. ст. 103, как ни странно, это требование находится в требованиях к АУПС).

Автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен:

■ осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и/или пожарной сигнализации (п. 7. ст. 85, это лишний раз подтверждает, что пожарные приборы управления исполнительными механизмами относятся к АУПС).

Т.е. ко всем составляющим АУПС предъявлены конкретные требования по назначению. Требования эти носят исключительно обобщенный характер без раскрытия механизмов их реализации. Казалось бы, чего проще - взять эти требования и последовательно, шаг за шагом, их раскрыть и конкретизировать.

Вот они основные задачи, стоящие перед разработчиками требований к пожарной сигнализации. По порядку, что чем достигается:

■ достоверность обнаружения пожара;

■ своевременность обнаружения пожара;

■ устойчивость АУПС и СПС к внешним воздействиям окружающей среды;

■ контроль за текущим состоянием АУПС и СПС со стороны дежурного персонала;

■ взаимодействие АУПС и СПС с другими подсистемами противопожарной защиты;

■ безопасность людей от поражения электрическим током.

Вместо этого в новом проекте свода правил СП 5.13130 опять видим набор разрозненных правил: как и в каком количестве размещать пожарные извещатели (ИП), прокладывать шлейфы пожарной сигнализации и подключать их к приемно-контрольным приборам. И все это без какого-либо указания на решаемые задачи. Это очень напоминает достаточно сложный рецепт приготовления рождественского пудинга.

А каково будет проверяющим? Найдя на объекте несоответствие своду правил СП 5.13130, необходимо его привязать к требованиям ФЗ № 123, чтобы обосновать свои требования в судебных инстанциях. В данной редакции, как и в предыдущей, найти такую привязку будет очень трудно.

В ГОСТах советского периода описывалось, как необходимо делать тот же велосипед. Стандартизированы были несколько размеров колес, а, следовательно, и спиц к ним, размер руля и сиденья, диаметр труб рамы и т.п. В современной России к национальным стандартам был принят абсолютно новый подход. Теперь в национальных стандартах прописаны требования к конечному продукту, а не как его делать. И то, в большинстве своем, по части обеспечения безопасности человека в различных сферах. Есть соответствие требованиям -хорошо, нет - не подлежит вводу в эксплуатацию или дальнейшему использованию. Вот такими должны быть и все другие виды нормативных документов.

ПРАВИЛА И ИХ МЕСТО В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Само понятие «правила» уходит глубоко корнями в философию быта индивидуума или общности индивидуумов. Любые правила исполняются людьми на добровольной основе, на основе понимания и восприятия правильности своих поступков. Вот такая тавтология.

Существуют правила поведения в обществе, правила этикета, правила поведения на воде, правила дорожного движения и т.п. Существуют и неписаные правила. В разных странах все они могут принципиально отличаться по своей сути и содержанию. Универсальных правил просто не существует.

Правила направлены или на создание комфортной среды обитания, в т.ч. обеспечения необходимой безопасности во всех областях деятельности человека, или на другие конкретные задачи, связанные с выполнением или реализацией тех или иных процессов.

Но правила не могут быть без исключений, и насколько допустимо отклоняться от правил определяется требованиями к конечному результату деятельности. Подчас эти требования важнее, чем сами правила.

Но прежде чем сформировать те или иные правила, нужно разработать критерии оценки и/или порядок разработки этих правил. Должен быть сформирован верхний уровень правил для создания нижнего уровня правил. Пренебрежение верхним уровнем или его отсутствие не позволит создать реально выполнимый в жизни нижний уровень правил. И это оказалось главной проблемой работы авторского коллектива ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ над сводом правил СП 5.13130.

В нашем случае самым верхним уровнем правил должен быть закон ФЗ № 123. Ведь в нем сформулированы основные задачи. Вторым уровнем должен быть документ с описанием требований к конечному продукту, например, в нашем случае, к пожарной сигнализации. А вот в качестве путеводителя по лабиринтам между стоящими задачами и конкретными требованиями к конечному результату и должны находиться правила с описанием, как это осуществить. Эти правила будут выступать в виде рекомендаций, которыми можно руководствоваться или нет, если на то есть обоснование. И поскольку требования к результату заложены в первых двух верхних уровнях, то в этом нет никакого противоречия.

СВОД ПРАВИЛ СП 5.13130: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Структура и принцип построения свода правил СП 5.13130 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» только по первой странице выглядит современно, но суть этого документа не поменялась за последние 30 лет. Корни этого документа лежат еще в «Инструкции по проектированию установок пожаротушения» СН75-76. Если взять его последователя СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений», то он и его дальнейшие последователи НПБ 88-2001 и проект новой редакции СП 5.13130 абсолютно похожи.

Хотите пример, пожалуйста. В СНиП 2.04.09-84 есть такое требование:

«4.23. В обоснованных случаях допускается установка приемно-контроль-ных приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство при обеспечении передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение пожарного поста или другое помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов связи».

То же самое мы имели в промежуточном нормативном документе НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».

В представленном на повторное обсуждение проекте СП 5.13130 опять находим:

«14.14.7. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений».

И вот сразу противоречие. В статье 46 ФЗ № 123 приводится перечень технических средств пожарной автоматики. И в нем есть составляющая - системы передачи извещений. Компоненты этих систем и передают упомянутые сигналы от прием-но-контрольного прибора, и выводят их на свои индикаторы, и, самое главное, осуществляют контроль канала передачи извещений. И требования к ним имеются в ГОСТ Р 53325-2012. Ничего не надо выдумывать. Но авторы свода правил законов не читают... И таких примеров с устаревшими за 30 лет формулировками «воз и маленькая тележка».

Дошло до того, что само название СП 5.13130 в его обсуждаемой редакции будет противоречить породившему его закону. В законе прописан термин «автоматические установки пожарной сигнализации (АУПС)». А в своде правил - «системы пожарной сигнализации (СПС)», которые по тому же закону определяются только как совокупность нескольких таких установок. Все требования в законе, как я это показал чуть ранее, прописаны для АУПС, а не для СПС. Чего проще - в введении указать, что требования к системам пожарной сигнализации и входящих в их состав автоматических установках пожарной сигнализации идентичны, и вопрос был бы закрыт. Вот она, юридическая чистота наших норм по пожарной безопасности. А самое главное, стоящие задачи в ФЗ № 123 вообще «остались за кадром». И это я попытаюсь показать на нескольких примерах.

Вряд ли кто-нибудь помнит, откуда в наших нормах появились требования к организации зон контроля пожарной сигнализации (сейчас это п. 13.2.1 в СП5.13130.2009).

Еще в «Пособии к правилам производства и приемки работ. Установки охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации» от 1983 года было предусмотрено, что:

«Для административных зданий (помещений) допускается блокировка одним шлейфом пожарной сигнализации до десяти, а при наличии выносной сигнализации из каждого помещения - до 20 помещений с общим коридором или смежных».

Речь тогда шла только об использовании тепловых ИП, других еще не было. И о максимальной экономии, как самих технических средств пожарной сигнализации, так и кабельной продукции. В свое время это позволяло достаточно большой административный объект оборудовать всего одним одношлейфным приемно-кон-трольным прибором типа УОТС-1-1.

Впоследствии, в СНиП 2.04.09-84 ситуация несколько меняется:

«Автоматическими пожарными изве-щателями одного шлейфа пожарной сигнализации допускается контролировать в общественных, жилых и вспомогательных зданиях до десяти, а при выносной световой сигнализации от автоматических пожарных извещателей и установке ее над входом в контролируемое помещение - до двадцати смежных или изолированных помещений, расположенных на одном этаже и имеющих выходы в общий коридор (помещение)».

К этому времени уже появились дымовые пожарные извещатели, поэтому и расширилась область применения этой нормы по части назначения помещений.

А в НПБ 88-2001 появляется и понятие «зоны контроля»:

«12.13. Одним шлейфом пожарной сигнализации с пожарными извещателями, не имеющими адреса, допускается оборудовать зону контроля, включающую:

Помещения, расположенные не более чем на 2 сообщающихся между собой этажах, при суммарной площади помещений 300 м2 и менее;

До десяти изолированных и смежных помещений суммарной площадью не более 1600 м2, расположенных на одном этаже здания, при этом изолированные помещения должны иметь выход в общий коридор, холл, вестибюль и т.п.;

До двадцати изолированных и смежных помещений суммарной площадью не более 1600 м2, расположенных на одном этаже здания, при этом изолированные помещения должны иметь выход в общий коридор, холл, вестибюль и т.п., при наличии выносной световой сигнализации о срабатывании пожарных извещателей над входом в каждое контролируемое помещение».

Внесли ли эти размеры площадей какие-либо изменения в практику применения данной нормы, вряд ли. Но большая работа проделана, есть чем гордиться.

Примерно такое же требование к возможностям контроля одним шлейфом пожарной сигнализации с пожарными из-вещателями, не имеющими адреса, предусмотрено и в проекте СП 5.13130. Почему это так получилось, чем это определяется, уже никто сказать не сможет. Вот есть такая норма, рожденная 35 лет назад, претерпевшая по ходу несколько изменений, но не имеющая уже под собой никакой основы. У авторов пожарных норм других забот хватает. Это как катание снежного кома, при котором начисто забывается изначальная задача. Если мы пытаемся таким образом решить вопросы живучести систем пожарной сигнализации, то почему речь идет только о пороговых шлейфах с неадресными извещателями. За это время адресные и адресно-аналоговые системы заняли свое должное место, только вот ограничения по части той же живучести к ним почему-то не предъявляются. А все потому, что зонирование АУПС пока не воспринимается как одна из составляющих борьбы за их живучесть, как это с самого начала сделано в зарубежной системе нормирования, из которых и были взяты упомянутые цифры. Это лишний раз показывает, что авторы документа не пытаются решить стоящие задачи. Пора уже печь пасхальные куличи, а не вносить коррективы в имеющийся рецепт приготовления рождественского пудинга.

А чего стоит очередная попытка внести в СП 5.13130 глупость, которая может поставить в тупик любого грамотного специалиста:

«14.1.1. Выбор типа автоматических пожарных извещателей рекомендуется производить в соответствии с их чувствительностью к тестовым очагам по ГОСТ Р 53325».

Тестовые очаги для всех типов ИП, за исключением специальных дополнительных тестовых очагов для аспирационных, одинаковы. И задача любого ИП - пройти эти тесты. И никто и нигде не найдет конкретных числовых показателей этой чувствительности к тестовым пожарам, чтобы один конкретный извещатель можно было сравнить с другим и сделать какой-то выбор. Видимо, это было сделано только для того, чтобы в исходный текст из НПБ 88-2001 не вносить серьезных изменений:

«12.1. Выбор типа точечного дымового пожарного извещателя рекомендуется производить в соответствии с его способностью обнаруживать различные типы дымов, которая может быть определена по ГОСТ Р 50898».

Но и в редакции НПБ 88-2001 это уже было непрофессионально. Дымовой пожарный извещатель обязан обнаруживать все типы дымов, иначе он не может называться дымовым. Решать задачу достоверного и своевременного обнаружения пожара нужно совсем с других позиций, а не пытаться одну глупость подменять другой. Хорошо бы, прежде всего, определиться с такими характеристиками системы, как своевременность и достоверность обнаружения пожара, чем они определяются, достигаются и как их нормировать. И только после этого давать какие-то рекомендации.

На мой взгляд, не имея четкого понимания значения этих характеристик, нельзя говорить о какой-то эффективности самой пожарной сигнализации, и это требует серьезного изучения и обсуждения.

А тут в проекте новой редакции СП 5.13130 появляется еще и новый кувырок - обнаружились попытки дать некие преференции газовым пожарным из-вещателям, с которыми уже лет как десять за рубежом окончательно определились, и не в их пользу.

Все приведенные выше примеры - результаты бессистемной работы. Отсутствие требований к основным характеристикам АУПС подменяется хаотичным набором частных правил проектирования.

Свод правил СП 5.13130 является нормативным документом нижнего уровня. И рано или поздно вместо него необходимо будет разрабатывать национальный стандарт. Но при СП 5.13130 в его сегодняшней редакции об этом даже не приходится говорить.

НЕКОТОРЫЙ ЭКСКУРС В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

В европейском стандарте EN 54-14 «Требования к планированию, проектированию, монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию» прямо в введении указано:

«1. Область применения

В данном стандарте изложены обязательные для выполнения требования по использованию автоматических систем пожарной сигнализации, т.е. обнаружению и/или оповещению в случае возникновения пожара. В стандарте рассматриваются вопросы планирования и проектирования систем пожарной сигнализации, их монтажа, ввода в эксплуатацию, порядка эксплуатации и технического обслуживания».

Обратите внимание на используемый термин «требования». И эти требования распространяются именно к конечному продукту - пожарной сигнализации.

Нет никакой необходимости разделять проектирование, монтаж, эксплуатацию и техническое обслуживание по разным нормативным документам. Заметим, что в нашей стране ни по монтажу, ни по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной сигнализации никаких документов до сих пор не создано. Требования к пожарной сигнализации на всех этапах жизненного цикла должны оставаться неизменными. А сейчас предъявить претензии на несоответствие эксплуатируемой пожарной сигнализации существующим требованиям на основании имеющихся нормативных документов просто невозможно. Проектировалось одно, смонтировано уже было по-другому, а в процессе нескольких лет эксплуатации и технического обслуживания появилось третье. И вот этот вопрос в EN 54-14 закрыт был навсегда.

А теперь, для примера, еще одно из общих положений из EN 54-14:

«6.4.1. Пожарные извещатели: Общие положения

При выборе типа извещателей следует учитывать следующие факторы:

Тип материалов на защищаемом объекте и их горючесть;

Размеры и расположение помещений (особенно высота потолка);

Наличие вентиляции и отопления;

Условия окружающей среды в помещениях;

Вероятность ложных срабатываний;

Нормативные акты. Выбранный тип пожарных извещателей должен с учетом условий окружающей среды в местах, где планируется их установка, обеспечивать как можно более раннее гарантированное обнаружение пожара и передачу сигнала пожарной тревоги. Не существует таких типов изве-щателей, которые бы подходили для использования во всех условиях. В конечном счете, этот выбор зависит от конкретных условий».

И вот только после этого даются конкретные указания по применению каждого типа ИП, которые в какой-то степени имеются и в нашем СП 5.13130.

Однако есть и принципиальные отличия. Одним из факторов, влияющих на выбор ИП, как видно из приведенного перечня, является вероятность ложных срабатываний. И этому понятию нашлось место в EN 54-14:

«4.5. Ложная тревога

Подача сигналов ложной тревоги и связанное с этим нарушение нормального функционирования системы представляют собой серьезную проблему и могут привести к тому, что будет проигнорирован настоящий сигнал пожарной тревоги. Поэтому лица, отвечающие за планирование, установку и эксплуатацию системы должны уделять самое пристальное внимание недопущению подачи сигналов ложной тревоги».

Так во многих национальных стандартах, которые подчас более строгие, чем общеевропейские, уже более десяти лет нормируют величину вероятности ложных срабатываний. Вот он, подход настоящих специалистов своего дела.

А у нас в стране в это время авторы норм предпочитают не давать прямых ответов на вопросы из многолетней повседневной практики. А может они специально делают так, чтобы можно было постоянно с народом общаться с помощью писем-разъяснений и писем «счастья».

Чего стоит только одно нижеприведенное требование в проекте СП 5.13130:

«18.5. Требуемая вероятность безотказной работы технических средств, принятая в соответствии с методикой расчета рисков в зависимости от пожарной опасности объекта, обеспечивается параметрами надежности технических средств конкретной системы при проведении функциональных проверок в процессе эксплуатации, с рассчитанной периодичностью в соответствии с Комментариями к ».

То есть, прежде чем разработать рабочую документацию на пожарную сигнализацию и определиться с требуемой величиной вероятности безотказной работы, нужно провести функциональную проверку в процессе эксплуатации этой конкретной пожарной сигнализации на данном конкретном объекте с определенной периодичностью. Вы думаете, этим кто-то будет руководствоваться при проектировании? И тогда зачем такое правило писать?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Чтобы была причинно-следственная связь требований к пожарной сигнализации между Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и новым нормативным документом, предлагается его изложить в следующем виде.

Перечислить решаемые задачи в той последовательности, как я это сделал в самом начале данной статьи: достоверность обнаружения пожара, своевременность обнаружения пожара, устойчивость АУПС и СПС к внешним воздействиям окружающей среды, контроль за текущим состоянием АУПС и СПС со стороны дежурного персонала, взаимодействие АУПС и СПС с другими подсистемами противопожарной защиты, безопасность людей от поражения электрическим током, и уже после этого раскрывать каждую составляющую.

Примерно это могло бы выглядеть так: 1. Достоверность обнаружения пожара обеспечивается:

■ выбором типа ИП;

■ формированием зон контроля пожарной сигнализации;

■ алгоритмом принятия решения о пожаре;

■ защищенностью от ложных срабатываний.

1.1. Выбор типа ИП:

1.1.1. ИПДОТ позволяют...

1.1.2. ИПТ позволяют...

1.1.3. ИПДЛ позволяют...

1.1.4. ИПДА позволяют.

1.2. Формирование зон контроля пожарной сигнализации:

Зачем они формируются, какие на них налагаются ограничения?

1.3. Алгоритмы принятия решения о пожаре, повышающие достоверность:

1.3.1. . «Пожар 1» . «Пожар 2».

1.3.2. ... «Внимание» ... «Пожар». 1.4. Защищенность от ложных срабатываний:

1.4.1. Использование комбинированных ИП...

1.4.2. Использование мультикритериаль-ных ИП... (только сначала надо понять, что это такое).

1.4.3. Использование ИП с защитой от частиц, не являющихся продуктами горения...

1.4.4. Степень жесткости технических средств пожарной автоматики к электромагнитным воздействиям.

2. Своевременность обнаружения пожара обеспечивается:

2.1. Тепловые ИП размещать так-то и там-то.

2.2. Дымовые точечные ИП размещать...

2.3. Ручные пожарные извещатели следует размещать.

3. Устойчивость АУПС и СПС к внешним воздействиям достигается:

■ выбором соответствующей топологии построения установки или системы пожарной сигнализации;

■ устойчивостью к внешним механическим воздействиям;

■ устойчивостью к электромагнитным помехам;

■ устойчивостью линий связи в условиях пожара;

■ резервированием источников питания и линий электропитания.

3.1. Выбор топологии структуры.

3.2. Устойчивость к внешним механическим воздействиям:

3.2.1. Приборы следует размещать...

3.2.2. Линии связи следует прокладывать.

3.3. Устойчивость линий связи в условиях пожара.

3.4. Устойчивость к электромагнитным помехам.

3.5. Требования к электропитанию.

4. Визуализация текущего состояния АУПС и СПС обеспечивается:

4.1. Дежурный персонал должен иметь непрерывный визуальный и звуковой контроль.

4.2. Дежурный персонал должен иметь доступ к необходимой информации...

4.3. Дежурный персонал должен иметь доступ к органам управления для оперативного вмешательства.

5. Взаимодействие АУПС с другими подсистемами противопожарной защиты:

5.1. Управление АУПТ и СОУЭ 5 типа должно осуществляться.

5.2. Управление СОУЭ 1-4 типа должно осуществляться.

5.3. Управление противодымной вентиляцией должно осуществляться.

5.4. Сигналы о пожаре с объектов пожарной категории Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, и Ф4.2 должны дублироваться...

5.5. Сигналы о пожаре с объектов, не имеющих круглосуточных пожарных постов, должны передаваться...

5.6. Совместимость различных технических средств пожарной автоматики между собой.

6. Обеспечение безопасности людей от поражения электрическим током обеспечивается:

6.1. Заземление...

6.2. Защиту органов управления от случайного доступа должны обеспечить.

Это, конечно, не догма, это можно рассматривать, как одно из предложений по структуре нового документа.

Как только уже имеющиеся в СП 5.13130 требования будут расставлены по предлагаемым местам, станет видно, достаточно ли их для решения стоящих задач или нет. Появятся требования, которым так и не нашлось место в этой структуре. В этом случае придется оценить их необходимость. Вполне возможно, что часть положений или правил будет иметь смысл сосредоточить в неких рекомендациях, которые могут носить не обязательный для выполнения характер.

Могу утверждать, что в процессе работы над такой структурой принципиально нового документа появится много новых проблем. К примеру, как соотнести необходимую достоверность обнаружения пожара и своевременность обнаружения. Если требуется повышенная своевременность обнаружения, то два ИП, находящихся в одном помещении, необходимо включать по схеме «ИЛИ», а то достаточно и одного ИП, если, при этом, выполняются некоторые другие граничные условия. А, если требуется повышенная достоверность в ущерб своевременности обнаружения, то эти два ИП придется включать по схеме «И». Кто должен принять такое решение и в каком случае?

НЕМНОГО О НАБОЛЕВШЕМ

Тут же хочется вспомнить вопрос электрической и информационной совместимости различных технических средств пожарной автоматики между собой. В целях минимизации затрат на технические средства пожарной автоматики очень часто принимается решение об использовании одного блока от одного производителя, другого блока от второго производителя. А третьего от третьего. Т.е. идет скрещивание между собой ежей и ужей. В проекте новой редакции указано, что для этого они должны быть совместимы между собой. Только вот нет ничего по поводу того, кто эту совместимость должен проверять и оценивать. Если речь идет о продукции одного производителя, то это проверяется в процессе сертификационных испытаний специально подготовленными экспертами.

А вот право совмещать компоненты приборов от разных производителей между собой дано любому. Чудеса, да и только. На мой соответствующий вопрос авторам такой нормы мне был дан ответ, что ведь этим занимаются «опытные специалисты». Тогда зачем в своде правил для этих «опытных специалистов» указывается столько мелких и подробных особенностей по прокладке шлейфов пожарной сигнализации и другой всякой мелочевки. Зачем на это переводить столько бумаги? Если надо, сами разберутся. Вот такой подход авторов к своим собственным нормативным документам.

И еще хочется вернуться к месту пожарных приборов управления, о которых я тут уже дважды упоминал. Если взять своды правил на смежные системы противопожарной защиты (по оповещению людей о пожаре, противодымной защите, внутреннему пожарному водопроводу, лифтам и т.п.), то в них идет речь только о порядке использования конечных исполнительных устройствах (оповещате-лей, вентиляторов, электроприводов, клапанов и т.п.). Подразумевается, что сигналы на них поступают от установок или систем пожарной сигнализации, однако ничего не прописано про использование для управления этими исполнительными устройствами пожарных приборов управления. Таким образом, на протяжении уже многих лет из норм выпало целое звено в виде приборов управления. Все об этом знают, но до сих пор все авторы противопожарных норм эту тему тщательно обходят, каждый при этом кивает на закон ФЗ № 123. Только вот по закону в п. 3. ст. 103 и в п. 3. ст. 103 эти приборы управления, как это ни покажется странным, относятся к пожарной сигнализации. Возможно, это и не так плохо. Только тогда их нужно учесть в соответствующих требованиях. Не должно быть белых пятен в пожарной безопасности.

ВЫВОД, ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если не провести работы по кардинальному пересмотру принципа построения и содержания свода правил СП 5.13130, то говорить о его беспроблемном применении в практической деятельности не придется. Дальнейшее накатывание снежного кома результатов не даст, это давно уже все поняли. За более чем 30 лет его «совершенствования» слишком многое изменилось. Не обозначив стоящие перед данным документом задачи, мы никогда не добьемся их выполнения, и он так и останется неким подобием поваренной книги с очень сложным и противоречивым рецептом. Надеемся, что сотрудники ФГБУ ВНИИПО МЧС России найдут решение этой задачи, иначе придется привлекать силы общественности.

    Рассмотрено проектное решение системы противопожарной защиты для школы. Система включена в перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий. Она построена на оборудовании российского производства (ЮНИТЕСТ, Москва) - адресном приборе приемно-контрольном ЮНИТРОНИК 496М. Дополнительный набор оборудования позволяет управлять и контролировать установки дымоудаления и пожаротушения. Внедрение «Юнитроник 496М» позволяет обеспечить снижение так называемой «стоимости владения». Бесплатное ПО, наличие «шаблонного» программирования, систем самотестирования, лазерного и аналоговых тестеров, штанги-съемника для извещателей и других инновационных технических решений, существенно упрощает техническое обслуживание, и соответственно - эксплуатационные расходы.

  • В этой части статьи автор продолжает высказывает свои соображения по поводу нормотворчества в области безопасности. Речь идет о работе в этом направлении двух комитетов ТК 234 и ТК 439. По факту эти комитеты работают не очень согласованно, что привело к появлению сходных по названию, но принципиально отличающихся по своей сути стандартов. В статье автор подробно остановился на трех документах: ГОСТ Р 57674-2017 «Интегрированные системы безопасности. Общие положения» и ГОСТ Р 53195.1-2008 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1 Основные положения», ГОСТ Р 53704-2009 «Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования». Отмеченная им терминологическая неразбериха вкупе с нарушением действующего законодательства, указывают на наличие серьезных внутренних противоречий в самой сути понятия «комплексные системы безопасности».

    В успешной деятельности любого муниципального образования большую роль играет обеспечение безопасности, создания условий для комфортного проживания жителей и выявления различного рода административных и криминальных нарушений. Список обязанностей администрации очень обширный. Но недостаток количественного состава сил полиции и других контролирующих органов мешает оперативному принятию мер и своевременному оказанию помощи. Привлечение частных мониторинговых компаний может повысить качество жизни его жителей, создать лучшие условия для бизнеса.

  • В России, за несколько лет до истечения глобального патента 3М на Новек™1230, сразу несколько фирм из Китая начали активно предлагать собственную «альтернативу»- вещество с международным обозначением FK 5-1-12. Предъявляемые на выставках сертификаты «UL» на это вещество при внимательном изучении оказываются выданными «только на образцы, предоставленные для исследования» и «не распространяются на серийное производство». Применение такого вещества неотъемлемо связано с рисками: нет гарантии корректной работы системы и обеспечения полного перехода жидкости в газ за нормативное время, не известно обеспечит ли FK 5-1-12 приемлемый уровень безопасности для людей. Компания 3М продает инновационное вещество Новек™1230 только через авторизованных ОЕМ-партнеров, чтобы исключить подобные риски. Авторизация партнеров происходит через полный цикл испытаний оборудования ОЕМ-партнера. Проводит и публикует свои исследования и испытания на качество систем с данным огнетушащим веществом. Применение в «неавторизованном» оборудовании чревато риском его некорректной работы.

  • Первая статья цикла материалов, посвященных устройствам ППУ «Гефест». Обязательным элементом конструкции насосов, задвижек и вентиляторов, входящих в систему пожарной автоматики, являются электродвигатели. От исправной работы его зависит работа всей системы. Зачастую возникает проблема отсутствия функции контроля исправности линии связи между элементом управления двигателем и непосредственно самим двигателем. Для решения задачи ГК «Гефест» был разработан Блок контроля и пуска БКП380, из состава ППУ «Гефест». БКП380 представляет собой простое в эксплуатации устройство, которое полностью решает задачу по контролю линии связи между ППУ и трехфазным электродвигателем 220 / 380 В, с достаточно информативной индикацией на корпусе.

  • Проектно-монтажную организацию и производителя систем противопожарной защиты за рубежом выбирает, как правило, страховая компания. У нее есть свои перечни производителей оборудования, с которыми они могут вести дела и кому доверяют. Заказчик находится в стороне от всех принимаемых решений. Вопросы текущего обслуживания систем противопожарной защиты объектов за рубежом по большей части решаются с помощью специализированных компаний, которых в Европе не так уж и много: в целом не более десятка аналогичных, и не более сотни чуть ниже уровнем.

1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие положения
5. Водяные и пенные установки пожаротушения
6. Установки пожаротушения высокократной пеной
7. Роботизированный пожарный комплекс
8. Установки газового пожаротушения
9. Установки порошкового пожаротушения модульного типа
10. Установки аэрозольного пожаротушения
11. Автономные установки пожаротушения
12. Аппаратура управления установок пожаротушения
13. Системы пожарной сигнализации
14. Взаимосвязь систем пожарной сигнализации с другими системами и инженерным оборудованием объектов
15. Электропитание систем пожарной сигнализации и установок пожаротущения
16. Защитное заземление и зануление. Требования безопасности
17. Общие положения, учитываемые при выборе технических средств пожарной автоматики
Приложение А. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией
Приложение Б. Группы помещений (производств и технологических процессов) по степени опасности развития пожара в зависимости от их функционального назначения и пожарной нагрузки сгораемых материалов
Приложение В. Методика расчета параметров АУП при поверхностном пожаротушении водой и пеной низкой кратности
Приложение Г. Методика расчета параметров установок пожаротушения высокократной пеной
Приложение Д. Исходные данные для расчета массы газовых огнетушащих веществ
Приложение Е. Методика расчета массы газового огнетушащего вещества для установок газового пожаротушения при тушении объемным способом
Приложение Ж. Методика гидравлического расчета установок углекислого пожаротушения низкого давления
Приложение З. Методика расчета площади проема для сброса избыточного давления в помещениях, защищаемых установками газового пожаротушения
Приложение И. Общие положения по расчету установок порошкового пожаротушения модульного типа
Приложение К. Методика расчета автоматических установок аэрозольного пожаротушения
Приложение Л. Методика расчета избыточного давления при подаче огнетушащего аэрозоля в помещение
Приложение М. Выбор типов пожарных извещателей в зависимости от назначения защищаемого помещения и вида пожарной нагрузки
Приложение Н. Места установки ручных пожарных извещателей в зависимости от назначений зданий и помещений
Приложение О. Определение установленного времени обнаружения неисправности и ее устранения
Приложение П. Расстояния от верхней точки перекрытия до измерительного элемента извещателя
Приложение Р. Методы повышения достоверности сигнала о пожаре
Библиография

Приложение к приказу МЧС России от 01.06.2011 г. № 274

ОКС 13.220.01

ИЗМЕНЕНИЕ № 1 к своду правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты.

Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»

Дата введения с 20.06.2011г.

1) В разделе 3:

пункт 3.99 изложить в следующей редакции:

«3.99 спринклерно-дренчерная АУП (АУП-СД): Спринклерная АУП, в которой применен дренчерный узел управления и технические средства его активации, а подача огнетушащего вещества в защищаемую зону осуществляется только при срабатывании по логической схеме «И» спринклерного оросителя и технических средств активации узла управления.»,

дополнить пунктами 3.121 -3.125 следующего содержания:

«3.121 система пожарной автоматики: Оборудование, объединенное

соединительными линиями и работающее по заданному алгоритму с целью выполнения задач по обеспечению пожарной безопасности на объекте.

3.122 воздушный компенсатор: Устройство с фиксированным отверстием, предназначенное для сведения к минимуму вероятности ложных срабатываний сигнального клапана, вызываемых утечками воздуха в питающем и/или распределительном трубопроводах воздушных спринклерных АУП.

3.123 интенсивность орошения: Объем огнетушащей жидкости (вода, водный раствор (в т.ч. водный раствор пенообразователя, другие огнетушащие жидкости), приходящийся на единицу площади в единицу времени.

3.124 минимальная площадь, орошаемая АУП: Минимальное значение нормативной или проектной части общей защищаемой площади, подвергаемой одновременному орошению огнетушащей жидкостью при срабатывании всех оросителей, расположенных на этой части общей защищаемой площади.

3.125 термоактивирующееся микрокапсулированное ОТВ (ТермаОТВ):

Вещество (огнетушащие жидкость или газ) содержащееся в виде микровключений (микрокапсул) в твердых, пластичных или сыпучих материалах, выделяющееся при подъеме температуры до определенного (заданного) значения.».

2) Пункт 4.2 раздела 4 изложить в следующей редакции:

«4.2 Автоматические установки (за исключением автономных) должны выполнять одновременно и функцию пожарной сигнализации.».

3) В разделе 5:

в примечаниях к таблице 5.1 пункта 5.1.4:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4 Если фактическая защищаемая площадь 8ф меньше минимальной площади

S, орошаемой АУП, указанной в таблице 5.3, то фактический расход может быть уменьшен на коэффициент К= Бф/ S.»,

дополнить пунктами 7-9 следующего содержания соответственно:

«7 Продолжительность работы пенных АУП с пеной низкой и средней кратности при поверхностном способе пожаротушения следует принимать: 10 мин. - для помещений категорий В2 и ВЗ по пожарной опасности, 15 мин. - для помещений категорий А, Б и В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, 25 мин. - для помещений группы 7.

8 Для дренчерных АУП допускается расстановка оросителей с расстояниями между ними более, чем приведенные в таблице 5.1 для спринклерных оросителей, при условии, что при расстановке дренчерных оросителей обеспечиваются нормативные значения интенсивности орошения всей защищаемой площади и принятое решение не противоречит требованиям технической документации на данный вид оросителей.

9 Расстояние между оросителями под покрытием с уклоном должно приниматься по горизонтальной плоскости.»,

пункт 5.4.4 исключить,

пункт 5.8.8 дополнить абзацем следующего содержания:

«В спринклерных водозаполненных и воздушных АУП допускается монтаж запорного устройства за сигнальным клапаном при условии обеспечения автоматического контроля состояния запорного устройства («Закрыто» -«Открыто») с выводом сигнала в помещение с постоянным пребыванием дежурного персонала.»,

пункт 5.9.25 дополнить абзацем следующего содержания:

«Расчетный и резервный объемы пенообразователя допускается содержать в одном сосуде.».

4) таблицу 8.1 пункта 8.3 раздела 8 изложить в следующей редакции: «Таблица 8.1_

5) В разделе 11:

пункт 11.1 изложить в следующей редакции:


«11. 1 Автономные установки пожаротушения подразделяются по виду огнетушащего вещества (ОТВ) на жидкостные, пенные, газовые, порошковые, аэрозольные, установки пожаротушения с Терма-ОТВ и комбинированные.»,

пункты 11.3, 11.4 изложить в следующей редакции соответственно:

«11.3 Проектирование автономных установок производится в соответствии с руководством по проектированию, разработанным проектной организацией для защиты типовых объектов.

11.4 Требования, предъявляемые к запасу ОТВ для автономной установки пожаротушения, должны соответствовать требованиям к запасу ОТВ для автоматической установки пожаротушения модульного типа, за исключением автономных установок с термоактивирующимся микрокапсулированным ОТВ.»,

дополнить пунктом 11.6 следующего содержания:

«11.6 Автономные установки пожаротушения рекомендуется использовать для защиты электротехнического оборудования в соответствии с техническими характеристиками электрооборудования.».

6) В разделе 13:

пункт 13.1.11 изложить в следующей редакции:

«13.1.11 Пожарные извещатели следует применять в соответствии с требованиями данного свода правил, иных нормативных документов по пожарной безопасности, а также технической документации на извещатели конкретных типов.

Исполнение извещателей должно обеспечивать их безопасность по отношению к внешней среде в соответствии с требованиями .

Тип и параметры извещателей должны обеспечивать их устойчивость к воздействиям климатических, механических, электромагнитных, оптических, радиационных и иных факторов внешней среды в местах размещения извещателей.»,

пункт 13.2.2 изложить в следующей редакции:

«13.2.2 Максимальное количество и площадь помещений, защищаемых одной адресной линией с адресными пожарными извещателями или адресными устройствами, определяется техническими возможностями приемно-контрольной аппаратуры, техническими характеристиками включаемых в линию извещателей и не зависит от расположения помещений в здании.

В адресные шлейфы пожарной сигнализации вместе с адресными пожарными извещателями могут включаться адресные устройства ввода/вывода, адресные модули контроля безадресных шлейфов с включенными в них безадресными пожарными извещателями, сепараторы короткого замыкания, адресные исполнительные устройства. Возможность включения в адресный шлейф адресных устройств и их количество определяются техническими характеристиками используемого оборудования, приведенными в технической документации изготовителя.

В адресные линии приемно-контрольных приборов могут включаться адресные охранные извещатели или безадресные охранные извещатели через адресные устройства, при условии обеспечения необходимых алгоритмов работы пожарных и охранных систем.»,

пункт 13.3.6 изложить в следующей редакции:

«13.3.6 Размещение точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей следует производить с учетом воздушных потоков в защищаемом помещении, вызываемых приточной и/или вытяжной вентиляцией, при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м. В случае применения аспирационных пожарных извещателей расстояние от воздухозаборной трубы с отверстиями до вентиляционного отверстия регламентируется величиной допустимого воздушного потока для данного типа

извещателей в соответствии с технической документацией на извещатель.

Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.»,

пункт 13.3.8 изложить в следующей редакции:

«13.3.8 Точечные дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т. п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м.

Если строительные конструкции выступают от потолка на расстояние более 0,4 м, а образуемые ими отсеки по ширине меньше 0,75 м, контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 13.3 и 13.5, уменьшается на 40 %.

При наличии на потолке выступающих частей от 0,08 до 0,4 м контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 13.3 и 13.5, уменьшается на 25 %.

Максимальное расстояние между извещателями вдоль линейных балок определяется по таблицам 13.3 и 13.5 с учетом п. 13.3.10.»,

пункт 13.15.9 изложить в следующей редакции:

«13.15.9 Соединительные линии, выполненные телефонными и контрольными кабелями, удовлетворяющими требованиям п. 13.15.7, должны иметь резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10 %.»,

абзац первый пункта 13.15.14 изложить в следующей редакции:

«13.15.14 Не допускается совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке.»,

абзац первый пункта 13.15.15 изложить в следующей редакции:

«13.15.15 При параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м.».

7) В разделе 14:

пункт 14.2 изложить в следующей редакции:

«14.2 Формирование сигналов управления системами оповещения 1, 2, 3, 4-го типа по , оборудованием противодымной защиты, общеобменной вентиляции и кондиционирования, инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта, а также формирование команд на отключение электропитания потребителей, сблокированных с системами пожарной автоматики, допускается осуществлять при срабатывании одного пожарного извещателя, удовлетворяющего рекомендациям, изложенным в приложении Р. В этом случае в помещении (части помещения) устанавливается не менее двух извещателей, включенных по логической схеме «ИЛИ». Расстановка извещателей осуществляется на расстоянии не более нормативного.

При применении извещателей, дополнительно удовлетворяющих требованиям п.13.3.3 а), б), в), в помещении (части помещения) допускается установка одного

пожарного извещателя.»,

пункты 14.4, 14.5 изложить в следующей редакции соответственно:

«14.4 В помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала должны быть выведены извещения о неисправности приборов контроля и управления, установленных вне этого помещения, а также линий связи, контроля и управления техническими средствами оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией, противодымной защиты, автоматического пожаротушения и других установок и устройств противопожарной защиты.

Проектной документацией должен быть определен получатель извещения о пожаре для обеспечения выполнения задач в соответствии с разделом 17.

На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.

При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.

На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.

При этом должны обеспечиваться мероприятия по повышению достоверности извещения о пожаре, например, передача извещений «Внимание», «Пожар» и др.

14.5 Пуск системы противодымной вентиляции рекомендуется осуществлять от дымовых или газовых пожарных извещателей, в том числе и в случае применения на объекте спринклерной установки пожаротушения.

Пуск системы противодымной вентиляции должен производиться от пожарных извещателей:

если время срабатывания автоматической установки спринклерного пожаротушения более времени, необходимого для срабатывания системы противодымной вентиляции и для обеспечения безопасной эвакуации,

если огнетушащее вещество (вода) спринклерной установки водяного пожаротушения затрудняет эвакуацию людей.

В остальных случаях системы противодымной вентиляции допускается включать от спринклерной установки пожаротушения.».

8) Пункт 15.1 раздела 15 изложить в следующей редакции:

«15.1 По степени обеспечения надежности электроснабжения системы противопожарной защиты следует относить к I категории согласно Правилам устройства электроустановок, за исключением электродвигателей компрессора, насосов дренажного и подкачки пенообразователя, относящихся к III категории электроснабжения, а также случаев, указанных в п.п. 15.3, 15.4.

Электроснабжение систем противопожарной защиты зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей

должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, в качестве одного из которых следует применять автономные электрогенераторы.».

9) В приложении А:

пункт А.2 изложить в следующей редакции:

«А.2 Под зданием в настоящем приложении понимается здание в целом или часть здания (пожарный отсек), выделенные противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями 1-го типа.

Под нормативным показателем площади помещения в разделе III настоящего приложения понимается площадь части здания или сооружения, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости: перегородки - не менее EI 45, стены и перекрытия - не менее REI 45. Для зданий и сооружений, в составе которых отсутствуют части (помещения), выделенные ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под нормативным показателем площади помещения в разделе III настоящего приложения понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения.»,

в таблице А. 1:

пункты 4, 5 и 6 изложить в следующей редакции соответственно:

4 Здания и сооружения для автомобилей:

4.1 Автостоянки закрытого типа

4.1.2 Надземные одноэтажные

Независимо от площади и этажности

Объект защиты

Нормативный показатель

4.1.1 Подземные, надземные высотой 2 этажа и более

4.1.2.1 Здания I, II, III степеней огнестойкости

При общей площади 7000 кв.м и более

При общей площади менее 7000 кв.м

4.1.2.2 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности СО

При общей площади 3600 кв.м и более

При общей площади менее 3600 кв.м

4.1.2.3 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С1

При общей площади 2000 кв.м и более

При общей площади менее 2000 кв.м

4.1.2.4 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С2, СЗ

При общей площади 1000 кв.м и более

При общей площади менее 1000 кв.м

4.1.3 Здания механизированных автостоянок

4.2 Для технического обслуживания и

сноску « 2)» изложить в следующей редакции:

« 2) Пожарные извещатели АУПС устанавливаются в прихожих квартир и используются для открывания клапанов и включения вентиляторов установок подпора воздуха и дымоудаления. Жилые помещения квартир в жилых зданиях высотой три этажа и более следует оборудовать автономными оптикоэлектронными дымовыми пожарными извещателями.», в таблице А.З:

пункт 6 включить в раздел «Производственные помещения», исключив его из раздела «Помещения складского назначения»,

пункт 35 изложить в следующей редакции:

дополнить сноской « 5)» следующего содержания.

Количество точечных пожарных извещателей, устанавливаемых в помещении, определяется необходимостью решения двух основных задач: обеспечение высокой надежности системы пожарной сигнализации и высокой достоверности сигнала о пожаре (малой вероятностью формирования ложного тревожного сигнала).

В первую очередь, следует обозначить функции, выполняемые системой пожарной сигнализации, а именно, производится ли по сигналу срабатывания пожарных извещателей запуск систем противопожарной защиты (пожаротушение, оповещение, дымоудаление и т. п), или система обеспечивает только сигнализацию о пожаре в помещении дежурного персонала.

Если функцией системы является только сигнализация о пожаре, то можно предположить, что негативные последствия при формировании ложного тревожного сигнала незначительны. Исходя из такой предпосылки в помещениях, площадь которых не превышает площади, защищаемой одним извещателем (по таблицам 13.3, 13.5), для повышения надежности системы, устанавливают два извещателя, включенных по логической схеме «ИЛИ» (сигнал о пожаре формируется при срабатывании любого одного из двух установленных извещателей). В этом случае при неконтролируемом выходе из строя одного из извещателей, функцию обнаружения пожара выполнит второй. Если же извещатель способен тестировать сам себя и передавать информацию о своей неисправности на приемно-контрольный прибор (удовлетворяет требованиям п. 13.3.3 б), в)), то в помещении может быть установлен один извещатель.В больших помещениях извещатели устанавливаются на нормативном расстоянии.

Аналогичным образом, для извещателей пламени каждая точка защищаемого помещения должна контролироваться двумя извещателями, включенными по логической схеме «ИЛИ» (в п. 13.8.3 при издании была допущена техническая ошибка, поэтому вместо «по логической схеме «И»» следует читать «по логической схеме «ИЛИ»»), либо одним извещателем, удовлетворяющим требованиям п. 13.3.3 б), в).

Если необходимо формировать сигнал управления системой противопожарной защиты, то при проектировании проектная организация должна определить, будет ли данный сигнал формироваться от одного извещателя, что допустимо для систем, перечисленных в п. 14.2, или же формирование сигнала будет происходить по п. 14.1, т. е. когда сработают два извещателя (логическая схема «И»).

Применение логической схемы «И» позволяет повысить достоверность формирования сигнала о пожаре, так как ложное срабатывание одного извещателя не вызовет формирование сигнала управления. Этот алгоритм обязателен для управления системами пожаротушения и оповещения 5-го типа. Для управления другими системами можно обойтись тревожным сигналом от одного извещателя, но только в случае, если ложное включение данных систем не приведет к снижению уровня безопасности людей и/или недопустимым материальным потерям. Обоснование такого решения должно быть отображено в пояснительной записке к проекту. В этом случае необходимо применить технические решения, позволяющие повысить достоверность формирования сигнала о пожаре. К таким решениям может быть отнесено применение так называемых «интеллектуальных» извещателей, обеспечивающих анализ физических характеристик факторов пожара и (или) динамики их изменения, выдающих информацию о своем критическом состоянии (запыленности, загрязненности), использование функции перезапроса состояния извещателей, принятие мер по исключению (снижению) воздействия на извещатель факторов, схожих с факторами пожара и способных вызвать ложное срабатывание.

Если при проектировании принято решение о формировании сигналов управления системами противопожарной защиты от одного извещателя, то требования к количеству и расстановке извещателей совпадают с вышеизложенными требованиями для систем, осуществляющих только функцию сигнализации. Требования п. 14.3 не действуют.

Если же сигнал управления системой противопожарной защиты формируется от двух извещателей, включенных, в соответствии с п. 14.1, по логической схеме «И», то в силу вступают требования п. 14.3. Необходимость увеличения количества извещателей до трех, или даже четырех, в помещениях с площадью меньшей площади, контролируемой одним извещателем, следует из обеспечения высокой надежности системы с целью сохранения ее работоспособности при неконтролируемом выходе из строй одного извещателя. При использовании извещателей с функцией самотестирования и передачи информации о своей неисправности на приемно-контрольный прибор (удовлетворяет требованиям п. 13.3.3 б), в)) в помещении может быть установлено два извещателя, необходимых для реализации функции «И», но при условии, что работоспособность системы поддерживается своевременной заменой отказавшего извещателя.

В больших помещениях, для сохранения времени формирования сигнала о пожаре от двух извещателей, включенных по логической схеме «И», извещатели устанавливают на расстоянии не более половины нормативного, чтобы факторы пожара своевременно достигли и вызвали срабатывание двух извещателей. Данное требование распространяется на извещатели, располагаемые вдоль стен, и на извещатели по одной из осей потолка (по выбору проектировщика). Расстояние между извещателями и стеной остается нормативным.

Применение ГОТВ хладон 114В2

В соответствии с Международными документами по защите озонового слоя Земли (Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой Земли и рядом поправок к нему) и Постановления Правительства Российской Федерации № 1000 от 19.12.2000 г. «Об уточнении срока реализации мер государственного регулирования производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» выпуск хладона 114В2 прекращен.

Во исполнение Международных соглашений и Постановления правительства Российской Федерации применение хладона 114В2 в вновь проектируемых установках и установках у которых срок службы истек признано нецелесообразным.

В виде исключения, использование в АУГП хладона 114В2 предусмотрено для противопожарной защиты особо важных (уникальных) объектов, с разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Для противопожарной защиты объектов с наличием электронной аппаратуры (телефонные станции, серверные и т.п.) применяются озононеразрушающие хладоны 125 (С2 F5H) и 227 еа (C3F7H).