Патрис Лумумба: за что африканского лидера растворили в кислоте

Имя Патриса Лумумбы известно многим. Это был самый знаменитый борец за независимость Конго. Он выступал против угнетения своего народа и выкачивания европейцами ресурсов из страны, но был жестоко убит. Уроженец страны, которая занимает лидерство место по добыче алмазов и ценных металлов, он стал жертвой жадности европейским капиталистов.



История Конго.

Чтобы разобраться в истории Патриса Лумумбы, нужно понимать обстановку, которая сформировалась в Конго к 1960-м годам. К концу XIX века на этой территории существовало Свободное государство Конго. Название звучит как злая насмешка, учитывая что это образование было по сути личным владением короля Бельгии Леопольда II.

Августейший монарх не стесняясь выкачивал из страны ресурсы, особенно каучук, насильно загоняя на работы местных жителей. Те гибли сотнями тысяч, а несогласным рубили руки. За годы его “хозяйствования” население страны уменьшилось вдвое. Когда Леопольда утомил геноцид, король Бельгии решил продать свою “фазенду” своему же государству. Произошло это в 1908 году и колония получила название Бельгийское Конго.

Смена власти не сильно изменила ситуацию - из страны продолжали выкачивать ресурсы, в особенности алмазы и медь, а аборигены оставались в позиции максимум прислужников белых колонизаторов. Все это не могло не способствовать зарождению движения за независимость среди местных.

Король Бельгии Леопольд II

Молодость Лумумбы.

Патрис Лумумба родился и происходит из воинственной народности батетела - ещё в 1895 и 1908 году они устроили кровавые восстания против своих угнетателей. Датой рождения будущего премьер министра называют 2 июля 1925 года. Его родители приняли католическую веру, а сам Лумумба учился в католической миссионерской школе. Мальчик обладал способностями и окончил её с отличием. Тогда же он познакомился с трудами Вольтера, Руссо у которых почерпнул идеи вольнодумства.

На тот момент Патрис ещё не был пропитан радикальными протестными мыслями. Он начал трудовую деятельность торгуя пивом, а потом устроился клерком на почту. В 1951 году женился, а ещё через четыре года стал главой региональной сети католических церквей Стенливиля и вступил в Бельгийскую либеральную партию, где, пользуясь своим знанием языков, он переводил и распространял партийную пропаганду.

Успех сопутствовал ему и в 1956 году Лумумба даже смог съездить в Бельгию по партийной линии: в те дни он поддерживает линию Брюсселя и размышляет о независимости Конго только в ключе добровольных реформ колонизаторов сверху, ему прочат должность в бельгийском министерстве колоний. Но фортуна изменчива - через некоторое время Патриса заподазревают и обвиняют в хищении из почтового отделения суммы около двух тысяч долларов и приговаривают к тюремному сроку.

Конго

Расцвет партийной деятельности.

Заключение не проходит для Лумумбы бесследно - в тюрьме его взгляды радикализируются и после освобождения он возглавляет партию с левым уклоном Национальное движение Конго. И на первых же выборах в стране они получают больше четверти мест в местном парламенте, а в 1960 году Патрис становится премьер-министром. В стране начинают продвигать политику экономической самостоятельности и контроля над добываемыми ресурсами.

Брюссель понимает, что движение за независимость рано или поздно заставит европейцев уйти, но не собирается легко расставаться со столь прибыльной колонией, к тому же бельгийцев пугает левая направленность политики Лумумбы. Европейцы пытаются сформировать легко управляемое марионеточное правительство во главе с Моизом Капенда Чомбе, которое будет продолжать действовать в интересах метрополии.

Поворотной точкой становится визит бельгийского короля Бодуэна I в Конго в 1960 году. Лумумба - не сдерживает эмоций и поэтому он прямо на выступлении нарушает протокол и выдает пламенную речь о том, что его государство все прошедшие годы было жертвой угнетения и больше не будет подчиняться Бельгии. Свое выступление он заканчивает фразой “Мы больше не ваши обезьяны”.

Бодуэн I

Убийство.

Такое выступление не могло остаться без ответа. и уже вскоре в стране вспыхивает бунт военных, выступивших на стороне Патриса. Местный олигарх Моиз Чомбе становится ставленником западных держав. Он укрывается в одной из самых богатых провинций государства - Катанга, которую объявляет суверенным государством, в Конго высаживается бельгийский военный контингент, который начинает уничтожать военных, выступивших на стороне Лумумбы.

На заседании ООН последний просит ввести в страну миротворческие войска для предотвращения гражданской войны и распада государства. Эта просьба была удовлетворена, однако, прибывшие силы внезапно встают на сторону повстанцев. Советский Союз, который симпатизировал Лумумбе, откликнулся на его просьбы о помощи и направил в Конго 10 грузовых самолетов Министерства обороны СССР с военными советниками.

После этого события начинают развиваться чрезвычайно быстро: президент Чомбе отстраняет Патриса с поста премьер министра, после чего местный парламент аннулирует это решение, но солдаты ООН блокируют им средства связи и вскоре Лумумбу арестовывают.

Через некоторое время его с единомышленниками тайно вывозят на самолете в Катангу, где пытают и расстреливают. Занимавшиеся этим агенты ЦРУ вспоминают, что через несколько суток они откопали труп, расчленили, а останки залили концентрированной серной кислотой и после сожгли.

“Лумумба был слишком опасен и начал сотрудничать с СССР, - вспоминает занимавшихся этим непосредственно агент бельгийской службы безопасности Луис Мольер, - он действовал непонятными для нас методами, поэтому должен был быть устранен. О его смерти было объявлено только через 3 дня и мы выдали версию, что его растерзали крестьяне одного из местных племен”.

Российский университет дружбы народов (РУДН)

В России сотрудничество с Лумумбой не прошло бесследно - Российский университет дружбы народов больше 30 лет, с 1961 по 1992 год, носил его имя.

Талантливый политический деятель Патрис Эмери Лумумба, возглавлявший на протяжении нескольких лет партию Народное движение, боровшуюся за предоставление Бельгийскому Конго национальной независимости, вошел в историю Африканского континента как национальный герой.

Наивысшей точкой в политической карьере этого легендарного человека стал период с июня по сентябрь 1960 года, ознаменовавшийся пребыванием его на посту премьер-министра независимой Республики Конго (ныне Демократическая Республика Конго).

За столь короткий срок своей работы Лумумба успел сделать многое, однако большая часть его начинаний была загублена политическими противниками, отстранившими первого премьера от власти в сентябре 1960 года.

Убийство Патриса Эмери Лумумбы, имевшего огромное влияние на народ родной страны, планировалось очень тщательно, в этом были замешаны и высокопоставленные деятели из ЦРУ. Якобы в целях обеспечения безопасности виллу в Леопольдвиле, в которой проживал Лумумба, поставили под охрану вооруженных частей ООН, размещавшихся в то время на территории Конго.

Биохимику С. Готтлибу было поручено найти яд, способный вызвать характерную для Африканского континента болезнь со смертельным исходом. В список подобных заболеваний вошли туляремия (заячья лихорадка), бруцеллез, сибирская язва, оспа и венесуэльский конский энцефалит (сонная болезнь).

Готтлиб успешно справился с поставленной задачей, вскоре в посольстве он получил необходимые яды. Позднее, свидетельствуя перед специальной сенатской комиссией, биохимик сообщил, что яды доставили в Браззавиль (столицу Конго) с дипломатической почтой.

В последних числах сентября 1960 года Готтлиб встретился с резидентом ЦРУ Дэвлином; обсуждение вопроса, как ввести Лумумбе яд, заняло несколько часов. Предлагались различные варианты: впрыснуть отравляющее вещество в пищу, нанести его на зубную щетку или любой другой предмет, который мог бы попасть бывшему премьеру в рот.

Обсуждался также вариант уничтожения Лумумбы с помощью огнестрельного оружия, но убийство предусматривалось лишь в крайнем случае.

Подготовка агента длилась довольно долго; яды, хранившиеся все это время в холодильнике, постепенно утратили свои токсические свойства, что вынудило Готтлиба уничтожить их.

Тем временем в один из ноябрьских дней жена Патриса Полин родила девочку. Роды оказались преждевременными, и малышка вскоре умерла.

Просьба бывшего премьера похоронить дочь по африканским обычаям, обращенная к администрации ООН, натолкнулась на резкий отказ. Это обстоятельство спровоцировало энергичного Лумумбу, вынужденного проводить свои дни в заточении, на решительные действия.

Патрис Лумумба

В ночь с 27 на 28 ноября, когда на Леопольдвиль обрушился тропический ливень, Патрис решил бежать из-под охраны. В автомобиле с погашенными фарами он отъехал от дома; на заднем сиденье, прижавшись друг к другу, сидели его жена Полин и сын Ролан. В сопровождении охранников машина Лумумбы двинулась в восточном направлении.

Курс на восток был выбран неслучайно: там, в Стэнливиле, группировались сторонники бывшего премьер-министра республики. Именно этот город, расположенный в 600 км от Леопольдвиля, Патрис выбрал своим аванпостом в борьбе с политическими противниками Мобуту и Касавубу.

Вскоре в газетах появилось сообщение о бегстве Лумумбы. Не желая, чтобы его считали беглецом и преступником, Патрис сделал официальное заявление, в котором связал причину своего отъезда из Леопольдвиля со смертью новорожденной дочери.

По дороге в Стэнливиль Лумумбе приходилось неоднократно останавливаться в небольших городах и деревнях, встречаться с местным населением и вести политическую агитацию, участвуя в митингах. Опасность положения не пугала бывшего премьера, в большей степени его волновала судьба родного народа, чем своя собственная.

Вскоре началась охота на Лумумбу. Войска получили приказ Мобуту арестовать политического деятеля, следы которого были обнаружены неподалеку от города Порт-Франки.

Митинг еще не закончился, когда на площади, где выступал Лумумба, появились солдаты. Оппозиционеры были вынуждены бежать.

Догнали их у деревни Лоди, в районе переправы через реку Санкуру.

Солдаты еще только садились в пирогу, когда Лумумба со своими охранниками уже находился на другом берегу. Бывший премьер еще мог спастись, но его волновала судьба жены и сына, оказавшихся в руках вооруженных людей.

Командир вооруженного отряда, наслышанный о благородстве Лумумбы, заявил, что он – залог их спасения: если солдаты вернутся без бывшего премьера, их расстреляют. Ответ Патриса прозвучал как приговор: «Я знаю, чтобы спастись, вы расстреляете и Полин, и Ролана, так убейте лучше меня. Но знайте: вы пожалеете о случившемся сегодня».

Патрис Лумумба сдался, вскоре его переправили в Тисвиль, в военный лагерь «Арди». В январе 1961 года волнения местного гарнизона вынудили противников бывшего премьера перевести его в Катангу.

Перед отправкой в лагерь Патрис получил возможность передать верным людям письмо для любимой Полин. «Моя дорогая жена, – так начинал Лумумба свое письмо. – Пишу тебе эти строки, не зная, получишь ли ты их и буду ли я еще жив, когда ты их будешь читать.

Единственное, что мы хотели для своей страны, – это право на достойное человека существование, на достоинство без лицемерия, на независимость без ограничений.

Ни жестокости, ни издевательства и пытки не заставят меня молить о пощаде, потому что я предпочитаю умереть с поднятой головой, с несокрушимой верой и твердой надеждой на лучшее будущее нашей страны, чем жить покорным и отрекшимся от священных для меня принципов.

Не плачь обо мне, жена. Я знаю, что моя многострадальная страна способна защитить свою свободу и независимость. Да здравствует Конго! Да здравствует Африка!»

Патрис Лумумба и двое его сторонников, Окито и Мполо, были отправлены в расположенный на Атлантическом побережье город Моанду 17 января 1961 года. Через несколько часов после прибытия заключенных посадили в самолет, направлявшийся в Катангу.

Полет оказался не самым приятным для Лумумбы и его соратников. Мобутовская охрана не могла спокойно смотреть на народного лидера, и удары сыпались на заключенных со всех сторон.

Заметив это, второй пилот самолета Д. Диксон даже обратился к охранникам с вопросом: «Мы должны доставить Лумумбу живым?» Это вопросительное замечание стало своеобразным ушатом холодной воды для изуверов.

Вскоре командир корабля связался по рации с аэропортом Луано в Элизабетвиле. Переданное им сообщение гласило: «У меня на борту три ценные посылки».

Вечером того же дня самолет с ценным грузом прибыл на место. Согласно договору главы администрации Катанги Чомбе и генерального секретаря ООН Хаммаршельда вокруг аэропорта был выставлен двойной кордон «голубых касок», как называли войска ООН, и катангских жандармов.

Позже один шведский офицер из частей ООН, наблюдавший в бинокль за происходящим, сообщал, что самолет без опознавательных знаков подъехал прямо к ангару военно-воздушных сил Катанги. Возле него моментально появилось большое количество бронемашин, грузовиков и джипов, на трап самолета даже навели пушку («Видимо, везли важных преступников», – сделал тогда вывод офицер).

Вскоре показались трое со связанными за спиной руками и темными повязками на глазах. У одного из них была небольшая аккуратная бородка.

Спускавшихся по трапу заключенных жестоко избивали прикладами.

Во время посадки в джип один из заключенных издал пронзительный, душераздирающий крик.

В сопровождении моторизованной охраны машина покинула аэродром, причем выехала она не через ворота, а через заранее проделанную в ограде дыру подходящего размера.

В один из февральских дней 1961 года власти Катанги сделали официальное заявление, согласно которому Лумумба и его соратники сбежали из заключения, были пойманы и убиты законопослушными жителями одной из близлежащих деревень.

Сторонники Патриса Лумумбы утверждали, что официальные власти обманывают народ. Это заявление получило подтверждение в 1965 году, когда в журнале «Жен Африк» опубликовали фотокопию приказа Чомбе от 17 января 1961 года.

В документе говорилось следующее: «С получением сего приказа капитан Жюльен Гат и европейский состав первой роты полиции, находящийся в настоящее время в Колвези, должны немедленно прибыть в Элизабетвиль. Они привезут трех политических заключенных – Лумумбу, Поло и Кито – и без промедления казнят их. Это должно быть сделано в государственных интересах».

В ходе расследования, проведенного через несколько лет после разыгравшейся трагедии комиссией ООН, была установлена истина. Африканский народ узнал, что бывшего первого премьер-министра независимой Республики Конго и его единомышленников убили 17 января 1961 года, всего лишь через несколько часов после прибытия самолета с заключенными в аэропорт Элизабетвиля.

В 1966 году Патрис Эмери Лумумба был объявлен национальным героем Республики Конго – так правительство и граждане независимого африканского государства отметили заслуги этого выдающегося человека перед родиной.

Кто это - Патрис Лумумба? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно как следует покопаться в истории Конго середины прошлого века. Вскоре после провозглашения конголезской независимости в 1960 году в армии вспыхнул мятеж, ознаменовавший начало кризиса в Конго. Патрис Лумумба обратился к Соединенным Штатам и Организации Объединенных Наций с призывом оказать помощь в борьбе с угрозой. Но они отказались помогать Конго, и поэтому Лумумба обратился к Советскому Союзу. Это привело к росту противоречий с президентом Джозефом Каса-Вубу и начальником генштаба Джозефом-Дезире Мобуту, а также с Соединенными Штатами и Бельгией.

Жизнь Патриса Лумумбы закончилась весьма трагично. Он был заключен в тюрьму государственными властями во главе с Мобуту (своим бывшим сторонником) и казнен через расстрел под командованием властей Катангана. После своей смерти он широко воспринимался как мученик, павший во имя идеалов панафриканского движения.

Молодость и начало карьеры

Биография Патриса Лумумбы началась 2 июля 1925 года. Он родился в семье фермера Франсуа Толенге Отетсиме и его жены Жюльены Вамато Ломенджа в Оннале, в регионе Катакокомбе провинции Касаи Бельгийского Конго. Он был членом этнической группы Tetela и родился с именем Élias Okit"Asombo. Его оригинальная фамилия переводится как «наследник проклятого» и происходит от слов языка тетэлы okitá / okitɔ («наследник, преемник») и асомбо («проклятые или околдованные люди, которые скоро умрут»). У него было трое родных братьев (Ян Кларк, Эмиль Калема и Луи Онема Пене Лумумба) и один сводный брат (Толенга Джин). Воспитываясь в католической семье, он получил образование в начальной школе для протестантов, в католической миссионерской школе и, наконец, в государственной школе почтовых отделений, где он с отличием окончил годичный курс обучения. Лумумба владел языками тетела, французском, лингала, суахили и тшилуба.

Выходя за пределы своих регулярных школьных и университетских занятий, юный Патрис Лумумба проявлял интерес к идеям Просвещения, читая Жан-Жака Руссо и Вольтера. Он также любил Мольера и Виктора Гюго. Он писал стихи, и у многих его произведений была антиимпериалистическая тема. Краткая биография Патриса Лумумбы могла бы быть выражена в простом перечислении главных событий: учеба, работа, приход к власти и казнь.

Он работал в Леопольдвилле и Стэнливилле в качестве почтового клерка и в качестве продавца пива. В 1951 году он женился на Полине Огангу. В 1955 году Лумумба стал региональным главой церквей Стэнливиля и вступил в Либеральную партию Бельгии, где редактировал и распространял партийную литературу. После ознакомительной поездки в Бельгию в 1956 году он был арестован по обвинению в хищении из почтового отделения. Он был осужден на год тюремного заключения и должен был выплачивать штраф.

Лидер конголезских националистов

После своего освобождения 5 октября 1958 года он принял участие в создании Партии национального конголезского движения (MNC) и быстро стал лидером организации.

MNC, в отличие от других конголезских партий, не опирался на определенную этническую основу. Это способствовало созданию платформы, которая включала независимость, постепенную африканизацию правительства, государственное экономическое развитие и нейтралитет в иностранных делах. Сам Лумумба имел большую популярность благодаря своей личной харизме, отличным ораторским навыкам и идеологической изощренности. Это позволило ему обрести большую политическую автономию, чем его современники, зависящие от Бельгии.

Страна Патриса Лумумбы была на пороге провозглашения независимости. Сам он в то время был одним из делегатов, который представлял МНК на Всеафриканской конференции в Аккре, Гана, в декабре 1958 года. На этой международной конференции, организованной президентом Ганы Кваме Нкрума, Лумумба еще больше укрепил свои панафриканские убеждения. Нкрума был очень впечатлен интеллектом и способностями Патриса Лумумбы.

В конце октября 1959 года Лумумба, будучи руководителем организации, был арестован за разжигание антиколониального бунта в Стэнливилле. 30 человек были убиты в тот день. Молодой политик был приговорен к 69 месяцам лишения свободы. Дата начала судебного разбирательства -18 января 1960 года -была первым днем ​​Конголезской конференции «за круглым столом» в Брюсселе, и на ней окончательно определялось будущее Конго.

Несмотря на тюремное заключение Лумумбы в то время, МНК выиграла убедительное большинство на декабрьских местных выборах в Конго. В результате сильного давления со стороны делегатов, недовольных судебным процессом над Лумумбой, он был освобожден и допущен к участию в брюссельской конференции.

Независимость Конго

Конференция завершилась 27 января декларацией независимости Конго и установила 30 июня 1960 года как дату независимости, объединенную также с первыми в конголезской истории общенациональными выборами, которые прошли с 11 по 25 мая 1960 года. На них МНК получила большинство голосов. Родина Патриса Лумумбы получила независимость, а его партия стала правящей.

За шесть недель до даты независимости Вальтер Ганшоф ван дер Меерш был назначен министром африканских дел Бельгии. Он жил в Леопольдвилле, фактически став резидентом Бельгии в Конго, управляя ей совместно с генерал-губернатором Хендриком Корнелисом.

Приход к власти

На следующий день Патрис Лумумба был назначен бельгийцами особым информатором, и ему было поручено рассмотреть возможность формирования правительства национального единства, в которое вошли политики с широким кругом взглядов. 16 июня было крайним сроком его формирования. В тот же день, когда Лумумбу назначили премьер-министром, была создана ​​парламентская оппозиционная коалиция. Первоначально Лумумба не смог установить контакт с членами оппозиции. В конце концов несколько оппозиционных лидеров были делегированы на встречу с ним, но их позиции и взгляды никак не изменились. 16 июня Лумумба сообщил о своих трудностях бельгийскому наместнику Ганшофу, который продлил срок формирования правительства и пообещал выступать в качестве посредника между лидером МНК и оппозицией. Однако как только он вступил в контакт с оппозиционным руководством, он был впечатлен их упрямством и неприятием фигуры Лумумбы. К вечеру миссия Лумумбы показывала еще меньше шансов на успех. Ганшоф считал, что роль информатора в Адуле и Каса-Вубу продолжает увеличиваться, но сталкивается с растущим давлением со стороны бельгийских и умеренных конголезских советников, желающим положить конец назначению Лумумбы.

Правление

День независимости и три дня, которые последовали за ним, были объявлены национальным праздником. Конголезцы были опьянены торжествами, проходящими в относительном мире и спокойствии. Между тем офис Лумумбы просто кипел от активности. Разнообразные группы людей - как конголезцев, так и европейцев - в спешке делали свою работу. Некоторые получали конкретные поручения от имени Патриса Лумумбы, хотя иногда и без прямого разрешения со стороны других ветвей власти. Многочисленные конголезские граждане приходили к Лумумбе, жалуясь на различные проблемы социально-экономического характера. Лумумба, в свою очередь, был озабочен в основном большим графиком приемов и церемоний.

Фото Патриса Лумумбы того времени зафиксировали на его лице характерную задумчивость и напряженность. 3 июля он объявил об общей амнистии заключенных, которая так никогда и не осуществилась. На следующее утро он созвал Совет министров для обсуждения беспорядков среди войск Публичной группы. Многие солдаты надеялись, что независимость приведет к немедленным действиям и материальным выгодам, но были разочарованы медленными темпами реформ Лумумбы. Ранжирование показало, что конголезский политический класс, особенно министры в новом правительстве, обогащались, не улучшая ситуацию в войсках.

Многие из солдат также устали от поддержания порядка во время выборов и участия в празднованиях независимости. Министры решили создать четыре комитета для изучения и, как следствие, реорганизации администрации, судебной системы и армии, а также принятия нового закона для государственных служащих. Все должны были уделять особое внимание прекращению расовой дискриминации. Парламент собрался, чтобы впервые после обретения независимости принять свои первые официальные законодательные акты путем голосования, увеличив зарплаты своих членов до 500 000 конголезских франков. Лумумба, опасаясь, что последствия будут связаны с бюджетом, был одним из немногих, кто возражал против принятия актов, назвав этот поступок парламентариев «губительной глупостью».

Попытка военного мятежа

Утром 5 июля генерал Эмиль Янссен, командующий Публичными войсками, в ответ на растущее волнение среди конголезских солдат, собрал все дежурные войска в лагере Леопольда II. Он потребовал, чтобы армия сохраняла свою дисциплину. В тот вечер конголезское правительство уволило ряд офицеров в знак протеста против Янссена. Последний предупредил об этом резервный гарнизон лагеря Харди, находящийся в 95 милях от Тисвилла. Офицеры попытались организовать конвой, чтобы отправить подмогу в лагерь Леопольда II с целью восстановить порядок, но люди в лагере взбунтовались и захватили оружейный склад. Подобные кризисы были частым явлением во время правления Патриса Лумумбы.

9 августа Лумумба объявил чрезвычайное положение на всей территории Конго. Затем он издал несколько спорных указов, пытаясь укрепить свое господство на политической арене страны. Первый указ объявил вне закона все объединения и ассоциации, не получившие государственного одобрения. Второй утверждал, что правительство имеет право запрещать любые публикации, в которых содержатся материалы, наносящие вред правительству.

11 августа «Африканский курьер» напечатал редакционную статью, в которой говорилось, что конголезцы не хотят «подпадать под второй вид рабства», имея в виду деятельность Патриса Лумумбы. Редактор газеты был арестован и четыре дня спустя прекратил публикацию ежедневной газеты. Ограничения прессы вызвали волну суровой критики со стороны бельгийских СМИ. Лумумба также постановил о национализации всей бельгийской собственности в стране, создав Конголезский конгресс по делам прессы в качестве средства для информационной борьбы с оппозицией и пропаганды своих собственных идей. 16 августа Лумумба объявил о формировании в течение шести месяцев военной милиции, подразумевая также создание военных трибуналов.

Роковая ошибка

Лумумба немедленно приказал конголезским войскам под началом Мобуту подавить восстание в Южном Касае, где находились стратегические железнодорожные линии, которые были бы необходимы для кампании в Катанге. Операция прошла успешно, но вскоре конфликт перешел в этническое насилие. Армия стала виновником массовых убийств мирных жителей, принадлежавших к народу луба. Люди и политики Южного Касая возложили всю ответственность на преступления армии лично на премьер-министра Лумумбу. Каса-Вубу публично объявил, что только федералистское правительство может обеспечить мир и стабильность в Конго, нарушив слабый политический альянс, гарантировавший относительную стабильность в молодой африканской стране. Целые народы восстали против некогда обожаемого премьер-министра, а католическая церковь открыто критиковала его правительство.

Смерть Патриса Лумумбы

17 января 1961 года Лумумба был принудительно задержан перед полетом в Элизабетвиль. По прибытии он и его сторонники были арестованы в доме Браувеза, где их жестоко избивали и пытали катанганы совместно с бельгийскими офицерами, в то время как президент Цомбе и его кабинет решали, что же с ним делать.

В ту же ночь Лумумбу отвезли в изолированное место, где были собраны три стрелковых отряда. Бельгийская комиссия по расследованию установила, что казнь была проведена властями Катанги. Она также сообщила, что при этом присутствовали президент Цомбе и два других министра, а четыре бельгийских офицера находились под командованием властей Катангана. Лумумба, Мполо и Окито были выстроены в линию напротив дерева и убиты единичными выстрелами в голову. Считается, что казнь произошла 17 января 1961 года, между 21:40 и 21:43 (согласно бельгийскому докладу). Бельгийцы и их коллеги позже хотели избавиться от тел и сделали это, выкапывая и расчленяя трупы, затем растворяя их в серной кислоте, в то время как кости были измельчены и разбросаны по окрестностям.

Политические взгляды

Лумумба не поддерживал какую-либо единую политическую или экономическую платформу, будь то капитализм или социализм. Он был первым конголезцем, который сформулировал национальную миссию Конго, которая противоречила традиционным бельгийским взглядам на колонизацию, подчеркнув страдания коренного населения под европейским правлением. Он сформулировал идею конголезского национального единства вне зависимости от многочисленных этнических групп, населяющих государство, предложил основу для национальной идентичности, основанной на тиражировании идей колониальной виктимизации, национального достоинства, гуманности, силы и единства. Этот гуманизм также включал ценности эгалитаризма, социальной справедливости, свободы и признания основных прав человека.

Лумумба рассматривал государство как позитивный источник и одобрял его вмешательство в жизнь конголезского общества, считая его необходимым для обеспечения равенства, справедливости и социальной гармонии.

Личная жизнь

Семья Патриса Лумумбы активно участвует в современной конголезской политике. Патрис Лумумба был женат на Полине Лумумбе и имел с ней пятерых детей. Франсуа был старшим из них, за ним следовали Патрис Юниор, Жюльен, Роланд и Ги-Патрис Лумумба. Франсуа было 10 лет, когда был убит Патрис. Перед своим заключением Патрис организовал для своей жены и детей переезд в Египет.

Самый младший сын Лумумбы, Ги-Патрис, родившийся через шесть месяцев после смерти отца, был независимым кандидатом в президенты на выборах 2006 года, но получил менее 10% голосов. Семья Патриса Лумумбы является одной из самых известных семей в Конго.

Был такой африканский деятель - Патрис Лумумба. В Москве его именем был назван целый университет (Российский Университет Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы). Но если спросить наугад любого прохожего, в ответ услышишь «какой-то африканский деятель». Те, кто постарше вспомнят что он «был зверски замучен по указу политической марионетки империализма Чомбе», но даже они с трудом вспомнят страну, где эти события происходили. Настала пора оглянуться назад и глазами, свободными от туманов коммунистической пропаганды и западной политкорректности, посмотреть, кем же был на самом деле Патрис Лумумба.


Необходимое предисловие. Феномен африканских конфликтов опирается на одну вещь, которую в т.н. «цивилизованном» мире упорно пытаются игнорировать. Это - трайбализм, иначе говоря, система взглядов и жизненного уклада при котором на первое место ставятся интересы своего племени. В сочетании с тем фактором, что в Африке человеческая жизнь всегда ценилась дешевле гнилого банана, это приводило к понятным результатам. Во второй половине ХХ века европейцы пытались измерить политические процессы, происходящие в независимой Африке, неким общим ооновским аршином, условно говоря «демократическим вектором». И мало кто хотел прислушиваться к голосам умных людей, твердивших, что конфликт, допустим, между тем же Лумумбой, Чомбе и Мобуту объясняется не столько их политическими взглядами, сколько принадлежностью к различным племенам, а дикие даже с точки зрения африканцев выходки президента Уганды Иди Амина - не что иное как ритуалы его жестокого племени каква. Трайбализм сказал свое слово в событиях в Родезии и представляет собой угрозу, которую пока не хотят замечать, будущности ЮАР.

Арест Лумумбы и его сподвижников Этим и объясняется часть расклада в битве за Конго: Патрис Лумумба был уроженцем маленького и слабого племени батетела. Его политические соперники — президент Жозеф Касавубу (из племени баконго) и Моис Чомбе (из племени лунда) принадлежали к сильным племенам (т.н. нгбенди) и происходили из зажиточных семей, а Чомбе к тому же из знатного рода. Лумумба же, не имевший финансовой и общинной поддержки, прибег к обычной левой демагогии: призывал к «единому Конго», упирал на «общеконголезские» принципы.
Патрис Лумумба родился в 1925 году, в бедной (если не сказать нищей) крестьянской семье. Грамоте и французскому языку подростка Лумумбу выучили белые миссионеры (позже он отплатил им сполна, призвав убивать белых проповедников). Образованных людей в колониальном Конго было крайне мало, и бельгийцы поощряли такое появление нацкадров. Лумумба принадлежал к тоненькой прослойке культурных конголезцев, писал стихи и очерки. В знак оценки его талантов и с прицелом на грядущее ему дали бельгийское гражданство и предоставили работу на почте. Тогда же он пробует себя на политическом поприще — в 1955 году он стал президентом небольшого конголезского профсоюза государственных служащих. В 1956 бельгийское министерство по делам колоний пригласило его, в числе других избранных, на специальную экскурсию по Бельгии. Уже в это время Бельгия без особой огласки начала готовить программу передачи власти "национальным кадрам". Министр по делам колоний Бисере собирался предложить Лумумбе — первому конголезцу — работу у себя в министерстве, по тем временам шаг неслыханный и дававший Лумумбе фантастические возможности для карьеры в метрополии.
Но тут случилось то, что разрушило все дальнейшие планы. Вернувшись из Бельгии, Лумумба был арестован, судим и получил два года тюрьмы. Согласно каноническим жизнеописаниям «на самом деле он уже тогда представлял угрозу для бельгийских властей, и, убоявшись его влияния, по сфабрикованному обвинению его бросили в тюрьму». В реальности всё обстояло куда проще - Лумумба попался на том, что воровал деньги на почте. То есть налицо был чистая криминал, а политикой там и не пахло. Естественно, из бельгийской «национальной номенклатуры» он вылетел с треском, такие кадры оказались не нужны даже бельгийцам.
Лумумба поступил в духе всех национал-революционеров - он объявил колониальные власти душителями и узурпаторами. Что, впрочем, неудивительно, ведь его так хорошо начинавшаяся карьера была сломана напрочь, за что он крепко обиделся на белых. Мысль о том, что есть такая вещь как законы, которые желательно соблюдать, не говоря уж о том, что воровать нехорошо, ему видимо в голову не приходила - ведь это пара пустяков ли истинным революционерам. В тюрьме он отсидел всего ничего - 6 месяцев, потом его выпустили. Выйдя на свободу крепким врагом всех белых, Лумумба решил разыграть национальную карту, увидя в этом способ пробиться наверх. Он основал собственную партию левого толка (Национальное движение Конго), а в 1958 году поехал делегатом на африканскую конференцию в Аккру, где правитель Ганы — людоед Кваме Нкрума, яростный марксист — собрал теплую компанию воинствующих черных националистов. Лумумба вписался в это общество с первого захода и стал среди них своим.
В 1959 году правительство Бельгии обнародовало программу постепенного — в течение 5 лет — перехода Конго к независимости. Начать решили с проведения демократических выборов. Естественно, радикальные националисты во главе с Лумумбой начали вопить во весь голос, будто цель выборов — навязать народу «марионеток колониализма», а не удовлетворившись этим, стали силой срывать выборы. Бельгийские власти тоже ответили силой, в результате чего в стране начались первые столкновения, и появились жертвы. Лумумба опять попал в тюрьму, но уже как политический заключенный.
Большего подарка бельгийцы дать националистам не могли - он немедля стал народным героем, а его партия сообразила, что на выборы имеет смысл идти, и оказалась права: у себя в Стэнливилле она одержала блестящую победу, получив 90% голосов. Бельгия к этому времени поняла, что ее постепенный план будет сорван, и независимость придется давать прямо сейчас, не дожидаясь сползания страны в хаос. Было сформировано правительство из конголезцев. Президентом стал умеренный местный политик Жозеф Касавубу. Премьером пришлось назначить неистового Лумумбу. В июне 1960 года бельгийский король Бодуэн приехал в Конго на торжества в честь освобождения.
Однако мало кто знал, что накануне провозглашения независимости Конго соцстраны активно искали там политических деятелей, настроенных против Запада вообще и Америки в частности, правда денег на антизападную деятельность давали мало и неохотно. Финансирование и связь осуществлялась через компартию Бельгии (а та, понятно получала инструкции прямиком со Старой площади).
В итоге они вышли на Лумумбу, одобрили как проводника своего влияния и даже раскошелились. Все бы было ничего, втихаря все денежки сосали из иностранных "пожертвований", но тут наружу всплыл слишком уж интересный факт — появились свидетельства, что бельгийские коммунисты (а, скорее всего, СССР) послали ему чек на 10 миллионов бельгийских франков. На эти деньги Лумумба якобы хотел купить 24 чешских машины "Шкода" для своей партии, но потом побоялся обналичить чек. Лумумба тут же обвинил разоблачителя в клевете. (Позже, став премьер-министром, он получил кое-что посолиднее, а с разоблачителем, естественно, расправился). Тяготение Лумумбы к коммунистическому блоку секретом, в общем, не являлось, но, так лихо тянуть деньги от красных — местные этого не одобряли, а Лумумбе приходилось учитывать настроения, как-никак, он, прежде всего, был африканским националистом, использовавшим соперничество Запада и "соцлагеря" в своих интересах.
30 июня 1960 в Конго была провозглашена независимость.

Патрис Лумумба подписывает акт о независимости Бельгийского Конго 1 июля 1960-го Леопольдвиль спешно переименовали в Киншасу, город забурлил, в ожидании передачи власти, но все было пристойно. Король Бодуэн выступил с краткой речью, в которой он заверил Конго, что Бельгия всегда будет готова придти ему на помощь. Потом выступил новый президент Касавубу. Он расценил решение Бельгии уйти из Конго как проявление мудрости, и просил у Бога благословения для новой страны. Теперь, сказал он, надо работать, следуя за естественным ритмом жизни. Использовать на благо Конго все хорошее, что принесли 80 лет "контакта с Западом" — западную культуру, законодательство и язык. Он выразил уверенность, что контакты с христианской цивилизацией "обновят древнюю кровь" 14-миллионного конголезского народа. Призвал этот разноплеменный народ к единству, проводником которого должна стать культура (хотя, надо думать, сам верил в это слабо).

После этой спокойной и мирной речи на трибуне возник пылающий гневом Лумумба. Независимость, сказал он, объявлена «по соглашению с Бельгией — дружественной страной, с которой мы стоим на абсолютно равной ноге», но не будем забывать, что «80 лет колониального режима нанесли нам незаживающие раны. Нас ввергли в рабство, эксплуатировали, били, презирали и оскорбляли. Независимость добыта в борьбе». Дальше пошел стандартный набор стандартной коммуннистическо-националистической демагогии: слова "борьба", "кровь", "огонь", "слезы" и "муки" повторялись почти в каждой фразе. Контакты с западной цивилизацией Лумумба предложил в своем варианте: иностранцы должны "хорошо себя вести", иначе их изгонят из Конго "по закону".
Речь дышала такой ненавистью, что даже некоторые единомышленники Лумумбы были ошеломлены. Бельгийцы же были в ужасе и изумлении, что в премьеры выбрали такого человека. Умеренных конголезских политиков тоже стала пугать одержимость Лумумбы "антиимпериалистической борьбой" в ее самом примитивном варианте: полное неприятие Запада, назначение на ключевые посты, особенно в армии и полиции, невежественных "негритянских братьев", стремление к неограниченной власти.
Подстрекательская демагогия премьера тут же принесла свои вполне предсказуемые плоды. Чернокожая солдатня, почувствовав «волюшку», самостийно отменила всякую дисциплину. Бельгийцы допустили крупную ошибку - они не подготовили конголезские офицерские кадры. Белых же офицеров солдаты Лумумбы уже не признавали в принципе.
4 июля бельгийский генерал Янсенс за какой-то проступок лично разжаловал чернокожего сержанта. Когда послышался ропот, Янсенс взял мел и написал на доске «До независимости = После независимости». Этим он хотел сказать, что дисциплина остается дисциплиной при любом режиме. Но «революционные» солдаты пожелали истолковать это по-своему: ах, бельгийцы не признают независимости? Ну так мы вам сейчас устроим! Вспыхнул жестокий бунт, над офицерами начались издевательства и побои, а вскоре стали нападать вообще на всех белых.
Генерал Янсенс подал Лумумбе рапорт: «Имею честь почтительно привлечь Ваше внимание к вопросу о настроениях в армии. Официально заявляю, что если и впредь будут применяться неразумные методы, не совместимые с военной дисциплиной, мы навлечем на себя несчастье». Генерал был нормальным честным солдатом и не побоялся написать, что заявление премьер-министра в день независимости «ошеломило» армию, а последовавшее за этим обращение Ниембо, близкого Лумумбе министра безопасности, «подрывает все устои порядка».
За это Янсенс был отстранен от командования и выслан из страны. Мятеж уже полыхал вовсю. 10 июля черный солдат убил шестерых белых, ехавших в машине, просто так, скуки ради. Инцидент получил освещение, и началось... Белых женщин насиловали, на глазах у их детей, мужьям везло - их убивали раньше. Появились случаи людоедства. Бельгийцев охватила паника. 20 тысяч человек в спешке бежало в Родезию, бросив всё...
Руководитель партии "Конакат" Моис Чомбе попробовал образумить Лумумбу. Тот его даже не принял. Тогда терпение Чомбе лопнуло (он и раньше не питал любви к Лумумбе, считая его опасным радикалом, к тому же «шелудивой собакой батетела»). Сказав, что Лумумба об этом ещё пожалеет, Чомбе уехал в провинцию Катанга и 11 июля объявил, что она отделяется от Конго с его разнузданной «революционностью».
Вот тут, надо сказать, проняло всех. Богатейшая Катанга хранила в своих недрах 80% природных ресурсов Конго (нефть, алмазы, руды, ископаемые), и ее ежегодный экспорт приносил стране 3 миллиарда долларов. Без Катанги Конго было обречено на нищету и могло выжить только за счет помощи Запада. Не говоря уже о том, что разделение страны сулило полную анархию и гражданскую войну. А тут еще Чомбе разрешил Бельгии ввести в мятежную провинцию свои войска, чтобы защитить бельгийцев от насилия. Благодаря этому в Катанге установились относительные законность и порядок.
Патрис Лумумба

СССР начал немедля вопить, что на Конго опять напали «бельгийские колонизаторы». Запад же с полным на то основанием утверждал, что пожар в стране разжег Лумумба. Киншаса обратилась в ООН с жалобой на Чомбе. (А также тайно телеграфировала в СССР с просьбой о военной помощи). Вслед за Катангой отделилась и провинция Касаи. Её лидер Балонджи (тот самый, что уличал Лумумбу в получении денег от русских) объявил себя просто и незатейливо - императором. 14 июля Совет безопасности ООН выслушал бельгийского представителя Виньи, рассказавшего о насилии над его соотечественниками, и принял половинчатую резолюцию: бельгийские войска из Катанги вывести, но войска ООН ввести. Но Лумумбе этого было мало. Он немедленно разорвал дипломатические отношения с Бельгией и рвался не к миру, а к тому, чтобы уничтожить ненавистного Чомбе. Бельгия послушалась ООН и вывела войска. Америка же отказалась посылать в Конго своих солдат. Президент Эйзенхауэр сказал, что великим державам следует воздержаться от военного участия в запутанном конфликте, и свое слово сдержал. Войска ООН, посланные в Конго, были составлены из солдат Индии, Пакистана, Ирландии, Швеции, Канады и 9 африканских стран. Если честно, то президент США не был бы огорчен, если бы с Лумумбой случилось бы что-нибудь непоправимое. Резидентура ЦРУ в Конго была готова «разобраться» с неистовым премьером - всего-то требовалось одобрение резидента. К несчастью тот оказался ревностным католиком и заявил, что его религиозные взгляды не позволяют совершать убийство. С ним, как это не звучит невероятно, посчитались в Вашингтоне (хотя по правде его стоило немедленно отдать под трибунал за такие штучки).
СССР продолжал громко кричать на всех углах о том, что Конго терзают колонизаторы. Либеральная французская газета «Ле Монд» писала: «Фактически, Советы проводят сейчас огромную политическую операцию. Представляя трагедию Конго как часть общего заговора американского империализма (хотя США отказались вступать в Конго даже в составе войск ООН), Россия, в чисто пропагандистских целях, занимается нагромождением постыдных небылиц».
Под прикрытием этих небылиц Советский Союз, положивший глаз на богатства Катанги, начал тихо помогать Лумумбе. В августе ему прислали 100 военных грузовиков и 16 «Илов» с советскими экипажами. Один из этих самолётов был личным подарком Хрущева революционному премьер-министру. Председатель ООН Даг Хаммаршельд узнал об этом и потребовал от советского лидера объяснений. Припертый в угол советский посол в ООН не смутился и возразил, что посылка самолетов не противоречит резолюции Совета безопасности, а является гуманитарной помощью. С помощью советских летчиков, на этих «Илах» Лумумба перебросил свою армию в Касаи и учинил там жесточайшую резню, отомстив «императору» Балонджи. Помимо «подавления сепаратизма» в этом был еще и трайбалистский аспект - население провинции относилось к другому племени. Командовали же операцией офицеры из Чехословацкой народной армии.
Лумумба упивался властью. В газетах печатали по советскому образцу многочисленные коммюнике о том, какую провинцию посетил вождь, кто встречал и провожал его на аэродроме, как он беседовал с войсками и как его приветствия поднимали их дух. С президентом Касавубу он уже вообще не считался. ООН Лумумба обвинял в невнимании, Бельгию предавал анафеме, а Чомбе ненавидел лютой ненавистью. В принципе, Лумумба и был главным препятствием к замирению с Катангой. Не будь его в центральном правительстве, Чомбе, вероятнее всего, вернулся бы в состав Конго. Но Лумумба явно готовился к переброске своих солдат в Катангу на советских самолетах, присутствие которых Запад справедливо считал угрозой миру в Конго.

А советские школьники хотели быть похожими на детей Лумумбы, не зная о том, что все они от разных его жен В итоге, президент Касавубу 5 сентября объявил по радио об изгнании Лумумбы и близких к нему шести министров из своего правительства - Европа вздохнула с облегчением. Касавубу сказал, что Лумумбу нельзя больше считать патриотом, и предрек, что тот своими действиями навлечет на себя гибель. Однако, Лумумба не собирался уходить, из-за чего в кабинете и парламенте тут же наступил раскол. Лумумба произносил речи, защищая и восхваляя Советский Союз, но при этом заявляя, что он вообще-то не коммунист, а совершенно нейтрален. В Конго воцарилось двоевластие,и наступил полный «беспредел». Президент Эйзенхауэр заявил: «США со всей серьезностью и прискорбием относятся к одностороннему вмешательству России, ухудшающему и без того тревожную обстановку, когда африканцы убивают друг друга. Политическое устройство республики Конго — это вопрос, который должны решить сами конголезцы мирным путем. Этому угрожают действия СССР, которые явно мотивированы лишь его собственными политическими планами в отношении Африки».
В октябре Касавубу приказал полковнику Мобуту арестовать Лумумбу и посадить его под домашний арест. Русских и чехов выслали из страны, наступление на Катангу остановили. Чомбе простили и перестали считать изменником. В конце ноября ООН признала законной делегацию Конго под руководством Касавубу. Советский лидер Никита Хрущев со свойственной ему бесцеремонностью, обозвал за это генсека ООН Хаммаршельда «лакеем Вашингтона».
Сиди Лумумба спокойно дома и дожидайся посланцев ООН для переговоров, все могло бы обойтись для него благополучно - в конце концов, ну проиграл политик, с кем не бывает. Но 28 ноября он сбежал из-под ареста и направился в Стэнливиль. Причем ехал с кортежем, с женой и сыном, в нескольких машинах, а по пути останавливался для бесед с населением. Немудрено, что его без труда поймали. Касавубу еще пытался его как-то образумить, вести переговоры, предлагал ему пост заместителя премьера, но получил гордый отказ и обвинения в предательстве интересов Конго. 2 декабря Лумумбу доставили в столицу. Индийский генерал из войск ООН не стал вмешиваться в конфликт между Касавубу и Лумумбой — ведь Лумумба сам cбежал из-под его охраны. А 17 января 1961 года Лумумбу, на его несчастье, выдали Катанге. Естественно, трудно было ожидать, что в руках своего злейшего врага он останется в живых. Кто именно и как его убил, неизвестно. Официальная версия была - «при попытке к бегству». Но в итоге Чомбе в глазах всего мира превратился в злодея, а Лумумба в мученика. Уже позже выяснилось, что его труп было приказано уничтожить, чтобы не оставить никаких следов. Приказ выполнил простой честный бельгиец Жерар Соэте, рассказывавший впоследствии: «Мы расчленили тело на куски, череп растворили в кислоте, а всё остальное сожгли». Как ни забавно, но ЦРУ не только не было причастно к убийству, но и вообще не знало о доставке Лумумбы в Катангу - не стоит преувеличивать размах деятельности этой конторы в Африке в то время.

14 февраля 1961-го все газеты Советского Союза вышли с одинаковым заголовком — «Убийство Патриса Лумумбы». «Париж, 13 февраля. (ТАСС). Телеграф принес скорбную весть — агенты бельгийских колонизаторов убили премьер-министра Республики Конго Патриса Лумумбу. По сообщению корреспондента «Франс Пресс»… Патрис Лумумба, министр обороны и спорта Морис Мполо и председатель конголезского сената Жозеф Окито убиты в небольшой деревушке в Катанге… убийство совершили жители деревни, название которой засекречено, и которой будет выплачено вознаграждение в 8 тысяч долларов, обещанное «правительством» за головы Лумумбы и двух его товарищей. Тела Лумумбы, Мполо и Окито были опознаны и поспешно захоронены в месте, о котором не будет сообщено, чтобы туда «не было паломничества». «Заявление советского правительства. Трагическая гибель Патриса Лумумбы и его соратников с новой силой обнажает позорную роль, которую играют в конголезских делах генеральный секретарь ООН Хаммаршельд и подчиненное ему командование войск, посланных в Конго от имени ООН. С первого дня осуществления так называемой «операции ООН в Конго» Хаммаршельд действовал в интересах врагов Конго — бельгийских и иных колонизаторов. Убийство Патриса Лумумбы и его соратников в катангских застенках есть завершение преступных намерений Хаммаршельда. Каждому честному человеку в мире ясно, что кровь Патриса Лумумбы на руках этого прислужника колонизаторов и ее ничем не смыть»

А после открытия в 1960-м университета дружбы народов, ставшего в феврале 1961-го еще и имени Лумумбы мир, с определенной долей тревоги начал публикации вот таких вот фотографий выпускников, получивших самое современное образование в деле борьбы за национальное освобождение…

Конго (после 1965 года страна несколько раз меняла свое название) осталось нищей и отсталой страной. Одно время на Западе бытовала точка зрения, что может быть, надо было отдать Конго «красным», а вместе с этим и Руанду с Бурунди. Эти страны были так далеки от капитализма и западной цивилизации, что даже коммунисты обломали бы об них зубы. Интересный факт — официально Лумумба был провозглашен национальным героем Конго в 1966, а несколько позже даже назвали в честь него город Лумумбаши. А имя Лумумбы было присвоено Университету дружбы народов в 1961 (!) — за 5 лет до этого. В Конго пять лет не знали, что он герой. А в Москве уже знали...
Благодарим за помощь в написании статьи, одного из лучших специалистов по Африке в нашей стране — Сергея Карамаева .

Имя: Патрис Лумумба (Patrice Lumumba)

Возраст: 35 лет

Деятельность: политический деятель, поэт, национальный герой Заира

Семейное положение: был женат

Патрис Лумумба: биография

Патрис Лумумба - политический деятель, первый премьер-министр Конго после получения ее независимости, символ борьбы африканских народов за независимость.

Патрис Эмери Лумумба родился 2 июля 1925 года в провинции Касаи Бельгийского Конго, в семье фермера Франсуа Толенге Отецхимы и Жюльенн Вамато Ломенджи. При рождении Патриса, принадлежащего народу тетела, нарекли именем Элиас Окит’Асомбо, что означает «наследник проклятого». У Лумумбы было три брата (Эмиль Калема, Йен Кларк и Луи Онема Пене Лумумба), а также сводный брат Толенга Жан.


Воспитанный в католической семье Патрис учился в протестантской школе, затем в католической миссионерской школе и один год в государственной школе почтовой связи, которую он закончил с отличием. После окончания школы Патрис работал почтовым служащим в Леопольдвилле (ныне – Киншаса, столица Конго) и Стэнливилле (с 1966 года носит название Кисангани).

В юности Лумумба заинтересовался философскими идеями Просвещения и . Он также любил и и писал стихи, многие из которых были на антиимпериалистическую тему.

Политика

В 1955 году Лумумба вступил в Либеральную партию Бельгии и стал заниматься распространением партийной литературы. После трехнедельной ознакомительной поездки в Бельгию, в 1955 году Патрис был арестован по обвинению в хищении денежных переводов. После того, как Лумумба вернул деньги, его двухлетний срок заключения был сокращен до 1 года.

5 октября 1958 года Лумумба вместе с другими молодыми конголезцами, получившими хорошее образование и представлявшими разные этнические группы, основал партию Национальное движение Конго и стал ее лидером. НДК боролись за независимость страны, африканизацию правительства, экономическое развитие и нейтралитет в международных делах.


Довольно быстро Лумумба стал популярной личностью – он был харизматичным и обладал отличным ораторским навыками. В декабре 1958 года Лумумба отправился в качестве одного из делегатов на Всеафриканскую конференцию народов в Аккре (Гана). На международной встрече, организованной президентом Ганы Кваме Нкрумой, Лумумба еще больше укрепился в своих панафриканистских убеждениях, а Нкрума был сильно впечатлен интеллектом и способностями Лумумбы.

В октябре 1959 года Лумумбу арестовали за подстрекательство к антиколониальным беспорядкам в Стэнливилле, во время которых было убито 30 человек. Лумумба был приговорен к 69 месяцам тюремного заключения. Дата начала судебного разбирательства, 18 января 1960 года, стала первым днем Конголезской конференции «круглого стола» в Брюсселе, на которой обсуждалось будущее Конго.

На декабрьских местных выборах НДК получило большинство голосов, хотя Лумумба находился в тюрьме. В результате давления со стороны делегатов, Патрис был освобожден и допущен на Брюссельскую конференцию.


27 января 1960 года на конференции была провозглашена независимость Конго. В мае последовали национальные выборы, весьма предсказуемым результатом которых стала победа Лумумбы и НДК. 23 июня 1960 года 34-летний Лумумба стал первым премьер-министром независимого Конго, а президентом стал Джозеф Касавубу.

На церемонии празднования Дня независимости 30 июня присутствовали многие высокопоставленные лица, в том числе король Бельгии Бодуэн. Лумумба выступил с импровизированной речью, объявив, что независимость Конго – это добытая кровью и потом победа, а не великодушный подарок Бельгии. Свое выступление Патрис закончил знаменитыми словами:

«Мы больше не ваши обезьяны!».

После обретения страной независимости, Лумумба повысил заработную плату всем госслужащим, кроме сотрудников Форс Пюблик (жандармерия, созданная бельгийскими колонизаторами), чем вызвал недовольство в их рядах. 5 июля 1960 года с восстаний в Леопольдвилле и Стэнливилле начался Конголезский кризис.

Лумумба заявлял по радио, что приготовил тщательные реформы во всех сферах, благодаря которым уже через несколько недель все смогут увидеть другое лицо Конго. Несмотря на усилия правительства, мятежи в стране продолжались.


8 июля, в попытке облегчить ситуацию, Лумумба переименовал Форс Пюблик в «Национальную конголезскую армию» и попытался африканизировать силы, назначив сержанта-майора Виктора Лундула главнокомандующим, а Джозефа Мобуту полковником и начальником штаба армии. Эти действия были совершены, несмотря на неопытность Ландулы и слухи о связях Мобуту с бельгийскими и американскими спецслужбами.

Все остальные европейские офицеры были заменены, но некоторые из них были оставлены в качестве советников. На следующий день мятежи распространились по всей стране. По оценкам, в эти дни было убито около двух десятков европейцев.


В начале июля Бельгия направила 6 000 военнослужащих в Конго, якобы для защиты своих граждан от насилия. Несколько дней спустя Лумумба отправил телеграмму Никите Хрущеву с просьбой помочь с ситуацией в провинции Катанга, где сосредоточилось основное белое население и источники полезных ископаемых. Лидер Катанги, Моиз Чомбе провозгласил себя президентом независимого Государства Катанга.

Решение обратиться к СССР взволновало Запад, особенно США. 24 июля Лумумба отправился в Нью-Йорк, чтобы встретиться с Генсекретарем ООН Дагом Хаммаршельдом. На встрече Лумумба выразил свое недовольство бельгийскими войсками в Конго и попросил у американцев помощи. Госсекретарь США Кристиан Гертер подтвердил, что США помогут Конго, но только в рамках более масштабных усилий ООН.


После возвращения на родину, в августе Лумумба объявил чрезвычайное положение и призвал к вторжению в Катангу. В тот же день Южное Касаи, соседний с Катангой район, объявило о своем выходе из Конго.

Лумумба немедленно приказал конголезским войскам подавить восстание в Южном Касае - в этой части Конго находились стратегические железнодорожные линии, необходимые для проведения кампании в Катанге. Операция прошла успешно, но вскоре конфликт перешел в этническое насилие. Армия стала участвовать в массовых убийствах мирного народа луба. Жители и главы Южного Касаи посчитали, что единственный виновный в этой ситуации – Лумумба.

Тогда президент Касавубу публично разорвал политический союз с Лумумбой, заявив о бесполезности его идей построения унитарного государства. Тем временем, Лумумба потребовал, чтобы миротворческие силы ООН помогли подавить восстание, угрожая вводом советских войск в случае отказа. Касавубу стал опасаться, что в стране вот-вот произойдет государственный переворот, и вечером 5 сентября объявил по радио, что уволил Лумумбу и шестерых министров за массовые убийства в Южном Касаи и вовлечение советских войск в Конго.


14 сентября Лумумбу поместили под домашний арест, откуда ему в итоге удалось сбежать. Но 1 декабря при материально-технической поддержке со стороны США и Бельгии войска Мобуту смогли захватить Лумумбу и отвезти в Леопольвиль. Было заявлено, что Лумумба будет осужден за подстрекательство армии к мятежу и другие преступления.

Советский Союз потребовал освобождения Патриса, восстановления его в качестве главы правительства Конго, разоружения сил Мобуту и немедленной эвакуации бельгийцев из страны, а также ареста Мобуту. Хаммаршельд ответил, что, если силы ООН будут выведены из Конго, то «все рухнет». Практически никто из членов Совета Безопасности ООН не поддержал СССР в желании спасти Патриса.

Личная жизнь

Лумумба знал язык тетела, владел французским языком, а также лингала (язык группы народов банту), суахили (крупнейший из языков банту) и луба (язык народа луба).


В 1951 году Лумумба женился на Паулине Опангу, которая родила ему пятерых детей: Франсуа, Патриса младшего, Жюльена, Роланда и Гай-Патриса. До тюремного заключения Лумумба организовал для своей жены и детей переезд в Египет. Впоследствии старший сын Франсуа переехал в Венгрию, где получил высшее образование и докторскую степень по политэкономии.

Младший сын Лумумбы, Гай-Патрис, родившийся через полгода после смерти своего отца, выступал, как кандидат в президенты на выборах 2006 года в Конго, но получил только 0.42% голосов.

Смерть

3 декабря Лумумба и его соратники Морис Мполо и Джозеф Окито были отправлены в воинские казармы Тисвилла в лагере Харди, в 150 км от Леопольдвиля, а оттуда 17 января 1961 года на самолете в Катангу, к Чомбе. По прибытии Лумумба был избит катанганскими и бельгийскими офицерами.

Позже той ночью Патриса отвезли в глухой лес, чтобы расстрелять. Во время казни присутствовали Чомбе и два министра; выстрел совершили четыре бельгийских офицера. Казнь состоялась между 21:40 и 21:43. От тел позже решили избавиться – трупы были эксгумированы, расчленены и растворены в серной кислоте, а кости перемолоты и выброшены.


Официального подтверждения смерти Лумумбы не поступало 3 недели, несмотря на слухи. И только 13 февраля по радио объявили, что Лумумба был убит разъяренными жителями одной из деревень Катанги через три дня после его побега из тюрьмы.

После объявления смерти Лумумбы в европейских странах прошли уличные протесты, а в Нью-Йорке демонстрация у здания Совета Безопасности ООН вылилась в жестокие беспорядки. В глазах всего мира Чомбе предстал злодеем, а Лумумба - мучеником.


Впоследствии в честь Лумумбы назвали улицы в европейских городах и в городах России, Украины, Индонезии, Туниса и др. В 1961 году в СССР была выпущена серия почтовых марок с фото Патриса, а вплоть до 1992 года Университет дружбы народов в Москве носил имя Лумумбы.