Себек-ра – прекрасноликий крокодил. Почему древнеегипетский бог Себек имел голову крокодила

Не будет преувеличением заявление, что Древний Египет - это цивилизация Нила, без этой великой африканской реки на этом в целом бесплодном пространстве не могло бы возникнуть и существовать многочисленное и высокоразвитое общество. Поэтому древнеегипетская религия должна была каким-то образом отразить то значение, которое имел для всего общества Нил – так и возникли божества Нила, одно из которых, Себек, было едва ли не наиболее колоритным во всём пантеоне.

Попробовали бы египтяне не сделать богом крокодила…

Колорит бога Себека для современного восприятия, прежде всего, в его внешности – так как его изображали в виде человека с головой крокодила (изображения в образе крокодила, без человекоподобных элементов, были редкими и относились чаще всего к более древним культам). Практически все специалисты сходятся во мнении, что Себек - это классический случай трансформации более древних тотемических верований в элемент высокоразвитой сложной языческой религиозной системы. Вполне естественно, что на ранних этапах существования человеческого общества на берегах Нила, в эпоху первобытнообщинного строя, крокодил был одним из наиболее опасных для людей соседей. В Африке и в наши дни ежегодно сотни людей становятся жертвами нападений крокодилов, а в древности противостояние наверняка было ещё более ожесточённым.

Древние люди пытались справляться с различными опасностями не только практическими, но и магическими средствами – объявляя тех или иных хищников своими родственниками и покровителями (тотемами), а также обожествляя их. Именно так, видимо, и случилось с крокодилами Нила, которые в эпоху Древнего Египта и превратились в Себека, бога Нила, «ответственного» за пресную воду, владыки всех обитающих в реке животных, покровителя рыбаков и по совместительству имеющего определённые функции бога плодородия.

Подробности почитания Себека в Египте неизвестны, однако есть данные, что в каждом городе существовала практика содержания священного крокодила – то есть специально отловленного животного, в котором, согласно верованиям, обитал дух Себека. Скорее всего, священные крокодилы менялись каждый год: так как только лишь в одном из культовых мест почитания Себека было обнаружено две тысячи забальзамированных и погребённых по специальному обряду мумий крокодилов. До сих пор нет ясности и в вопросе о мифологической родословной Себека: по одной версии, он был сыном верховного бога и отца богов Ра, по другой, был представителем более древнего божественного поколения.

Если Себек доволен – всё в порядке

Положение Себека среди других египетских богов и его значение для египтян было довольно неоднозначным. С одной стороны, он никогда не мог конкурировать по части влияния и значения культа с верховными египетскими богами (Ра, Гором , Осирисом и другими). Кроме того, он был не одинок и в собственной «епархии». Дело в том, что обожествление египтянами Нила порождало и других божественных персонажей, помимо Себека. Так, в ряде номов (областей) Египта особо почиталось божество по имени Хапи, который считался ответственным исключительно за разлив Нила, то есть за то событие, которое и приводило к образованию плодородной полосы вдоль реки. Хапи изображался как человекоподобное существо с явными внешними признаками, свойственными для культов плодородия: сочетание мужских и женских черт (развитая мускулатура и женская грудь), тучными формами и акцентированными детородными органами.

Так что там, где был культ Хапи, Себек лишался своих функций ответственного за разлив Нила и превращался тем самым в более неуправляемое и стихийное божество, отражавшее могучий и зачастую опасный нрав реки. Там же, где Хапи не имел особого значения или вовсе отсутствовал среди сверхъестественных персонажей, Себек обладал всей полнотой магической власти над Нилом. На определённом этапе истории Древнего Египта Себек и вовсе стал одним из популярных богов – не зря же ряд фараонов носили тронное имя, посвящённое богу с крокодильей головой, «Себекхотеп», что означало «Себек доволен». Существовал и особый культовый центр почитания Себека – город Шедит, расположенный в плодородном Файюмском оазисе в Среднем Египте. В Шедите существовал величественный храмовый комплекс, посвящённый Себеку, именно здесь содержались наиболее известные и почитаемые «живые воплощения» боги-крокодилы, именно здесь и были обнаружены тысячи мумий этих священных крокодилов.

Александр Бабицкий


Река Нил неспроста почиталась в Древнем Египте как священная: ведь именно она позволяла сформироваться высокоразвитому обществу на этой в целом бедной земле. Великая река была символом жизни и силы для древних египтян и поэтому в их мифологии отражено то значение, которое они придавали Священному Нилу – ее боготворили и боялись одновременно. Поэтому возник целый пантеон нильских божеств. Особую роль здесь играл древнеегипетский бог Себек – покровитель всей речной живности и защитник рыбаков, бог плодородия и неконтролируемой водной стихии.

Это весьма колоритное божество имело облик человека с крокодильей головой. Изначально, правда, его изображали просто в виде крокодила, но затем «очеловечили»: как полагают исследователи, этот мифический персонаж пришел из более древних верований тотемического типа и занял особое место в пантеоне богов. Для древних египтян, живущих на побережье Нила, крокодилы представляли реальную опасность. Даже сегодня, когда мы уже хорошо знакомы с повадками этого пресмыкающегося, в Африке каждый год сотни людей погибают от нападений крокодилов. В древние времена ситуация была еще более грозной, и потому люди представляли крокодила воплощением сил природы, с которыми необходимо считаться и договариваться.

Жители северо-восточной части Африки пытались наладить отношения с этими силами природы с помощью магических средств: они объявили зубастых хищников своими родственниками или покровителями, стали всячески их обожествлять и поклоняться им. Так и появился древнеегипетский бог Себек, дух которого, согласно представлениям египтян, вселялся в нильских крокодилов.

Подробные описания культа Себека до нас не дошли, однако сохранились сведения о том, что каждый город считал необходимым содержать священного крокодила, которого специально отлавливали в реке. Вполне вероятно, что такая божественная рептилия менялась каждый год: только в одном месте почитания Себека нашли 2 тысячи мумий крокодилов, которые были забальзамированы и похоронены по особому обряду.

Каждый египетский бог имел свою родословную, но в случае с Себеком она неясна: не установлено, был ли он потомком верховного бога Ра или же представлял поколение более древних божеств. Многие исследователи придерживаются как раз второй версии, опираясь на то, что изначально Себека изображали в виде обычного крокодила.

Позиция Себека в пантеоне египетский божеств и его восприятие египтянами были скорее амбивалентными. Бог-крокодил не был столь почитаем, как верховные боги (Ра, Осирис, Гор) и не мог тягаться с ними по степени влияния. Но у него была и своя «компания» речных божеств. Например, Хапи – его почитали в некоторых областях Древнего Египта и считали ответственным за разлив Нила. Это было событие, от которого зависело формирование плодородной полосы вдоль побережья реки. Хапи, в отличие от древнеегипетского бога Себека, был человекоподобен, и ему были присущи типичные для культа плодородия внешние признаки: внешность гермафродита (мощные мускулы и женская грудь), тучные формы и гипертрофированные детородные органы.

Интересно и то, что в местах, где существовал культ Хапи, с Себека снимали функции управляющего разливом реки. Он превращался в стихийное божество, не терпящее никакого контроля. Характер Себека соответствовал темпераментному нраву священной реки. А вот в тех районах, где Хапи не считали влиятельным божеством или его вообще не было, Себек воспринимался как единовластный хозяин Нила. В определенный период истории Древнего Египта Себек стал весьма популярен и некоторые фараоны даже брали себе тронное имя, которое было посвящено богу-крокодилу – «Себекхотеп», то есть «Себек доволен».

Для древнейших жителей нашей планеты свойственно обожествление сил природы и животных. Последних наделяли святостью, им поклонялись, принося подношения и жертвы. Не исключением был и Древний Египет. В этом государстве божественными особенностями наделялись не только милые и безобидные животные, но и гады, имеющие устрашающий вид и представляющих смертельную опасность. Речь идет о крокодилах.

Исторические сведения давно подтвердили важнейшую роль Нила в жизни египтян. Существование реки, протянувшейся подобно живительной нити с севера на юг, дало возможность расселиться по ее берегам древним народам, от разливов вод Нила зависела их жизнь. Регулярные наводнения делали прилегающие к реке поля плодородными, что обеспечивало жителей хорошим урожаем и гарантировало отсутствие голода. Для прогнозирования урожая, египтяне наблюдали за подъемом уровня воды в Ниле с помощью сооруженных ими ниломеров.

Зависимость от сил природы вызывала у людей поклонение перед их могуществом, стремление заслужить расположение богов – покровителей Нила и его обитателей. Самые большие и необычные существа, долго живущие в Ниле, – крокодилы – считались его хранителями и хозяевами реки. По их поведению египтяне могли определить время наводнения.

Поклонение Себеку

Египетская цивилизация обладала широким пантеоном богов. Немаловажное место в этом ряду занимал бог Себек. Его изображали в виде человека с головой крокодила, увенчанной пышной короной. Себек был повелителем реки-кормилицы, властителем движения ее вод, и олицетворял вечность.

На территории Древнего Египта в долине Файюм существовал город Шедит, впоследствии названый пришедшими туда греками Крокодилополем. Место, расположенное в плодородной долине вокруг озера Мерида, было центром поклонения Себеку. Крокодилы же считались живым воплощением бога.

Недалеко от Шедита фараоном Аменемхетом III был построен целый комплекс, посвященный крокодилам. Помимо традиционного возведения пирамиды, правителем было приказано соорудить священное строение, похожее на лабиринт – для проживания в нем сына Себека – земного представителя бога – крокодила. Территория постройки не сохранилась, имеются только остатки руин. Как сообщает Геродот, площадь лабиринта составляла около 70 тыс. кв. метров, в нем насчитывалось несколько уровней, множество комнат, где мог расхаживать избранный жрецами крокодил – сын Себека.

Служение избранному крокодилу

Для осуществления достойной жизни к крокодилу приставлялись жрецы, приносившие еду угощения. После смерти «хозяина лабиринта» все те же жрецы мумифицировали тело усопшего животного и выбирали следующего крокодила.

Если человек погибал от речного хищника, это считалось большой удачей: он получал покровительство бога и после бальзамирования удостаивался быть похороненным в священной могиле.

До сего дня район долины Файюм полностью не изучен. В перспективе мы сможем узнать, правда ли существовал лабиринт в Крокодилополе или же это просто содержательный миф. О поклонении богу-крокодилу по всему Египту свидетельствует и храм Себека в городе Ком-Омбо, неподалеку от которого найдено целое погребение с мумиями крокодилов.

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.