Первые племена, Религия и Искусство первобытных людей. Возникновение религиозных верований и искусства

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Тотемизм - это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть какой-то вид животных, реже растений, предметов или явлений природы. Род носил имя тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил, что находится с ним в кровном родстве. Считалось, что тотем помогает сородичам, поэтому его нельзя было убивать, причинять ему вред и употреблять в пищу. Тотемизм идеологически отражал связь рода с природной средой.

Анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Анимистические верования связаны с одушевлением природы. Ученые подчеркивают тот факт, что представления о нематериальном (или раздвоении материального) свидетельствовало об относительном развитии абстрактного мышления у первобытного человека, а это длительный этап эволюции его интеллекта, накопления жизненного опыта. Поэтому исходными видами религиозных воззрений были вероятнее всего тотемизм и магия.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев, определенных орудий труда или предметов обихода, а позднее и специально изготовленных культовых предметов. Фетишем становилась спасшая людей от бури пещера, насытившее их после голодовки дерево, добывшее пищу копье и т.д.

Магия - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы. Человек считал, что с помощью определенных действий и слов, он может помогать или вредить людям, обеспечивать добычу или неудачу в промысле, вызывать или прекращать бурю. Различают производственную или промысловую, лечебную, любовную и прочую магию. При этом магия может быть «белой» (охранительной) и «черной» (вредоносной).Со временем религиозные представления и культы усложняются, приобретают эклектичный характер. Они смешиваются между собой, образуя почитание одновременно семейно-родовых и племенных покровителей, аграрных и космических духов. Постепенно возникает иерархия объектов культа - от обычных духов до нескольких особенно могущественных божеств (космических, природных явлений, плодородия, войны). Новым этапом в духовной культуре человека становится утверждение политеизма, т.е. веры во множество богов и поклонение им.

Изобразительное искусство зарождается в период верхнего палеолита 40-35 тыс. лет назад. К числу археологически представленных памятников, сохранившихся с тех времен, принадлежат пластика, графика и живопись. В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры. Оно закрепляло общественный опыт людей в эстетически опосредованной форме, в конкретных и реалистичных образах.

Основную массу сюжетов наскального искусства в эпоху палеолита составляли изображения животных, выполненные, как правило, в натуральную величину примитивными одиночными контурами: мамонта, носорога, дикой лошади, оленя, лани, быка, зубра, бизона, лося. Палеолитические рисунки сохранили также следы зачатков письменности в форме пиктографии. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции), обозначая направление пути, число убитых животных или план местности, служили своего рода информационным дополнением к изображению. Для росписей применялись естественные и минеральные краски. Специально обжигалась железная руда для получения охры, которую затем смешивали с кровью или жиром. К мезолиту восходят выразительные пещерные фрески и многофигурные композиции охотничьего и бытового характера (охотничьи и военные сцены, пляски и религиозные церемонии). Первобытный художник учился обобщать, абстрагировать, приобретал навыки рационального распределения элементов рисунка на плоскости, экспериментировал с цветом и объемом. Свидетельством развития абстрактного мышления стал отход от принципа натурализма, схематизм и уменьшение размера изображений в период неолита. Главное назначение рисунков вытекало из практических потребностей людей и носило магический характер. Живопись должна была привлечь на территорию племени промысловых животных или способствовать их размножению, принести удачу на охоте и т.д.

В период неолита в связи с развитием керамического производства небывалого размаха получает искусства орнамента. Разным племенам присуща собственная специфика росписи керамический изделий, что позволяет ученым достаточно точно определять направление их миграции.

Пластическое искусство широко представлено скульптурными изображениями животных (или их голов), женских фигурок - так называемых палеолитических Венер, которые символизировали плодородие, женское начало земли. Монументальная скульптура - явление более позднее, отразившее социальную дифференциацию общества. Вождям и выдающимся воинам сооружали надгробные статуи Тайлор Э. Первобытная культура. М., 2009. С. 63..

С развитием общественных отношений, в частности, выделением ремесла связан расцвет прикладного искусства. Мастера создавали ювелирные изделия, дорогое оружие, домашнюю утварь, украшали одежду. Получили распространение художественное литье, тиснение, золочение металлических изделий, применение эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром, костью, рогом и т.д. Знаменитые скифские и сарматские изделия, украшенные реалистическими или условными изображениями людей, животных, растений, свидетельствуют о высоком уровне художественной обработки металла.

К памятникам протоархитектуры относят известные уже в неолите мегалитические сооружения (от греч. - большой камень). Они воздвигались во многих регионах мира, имели различные формы и назначение. Монолиты-менгиры представляют собой отдельно стоящие камни высотой до 20 м, их параллельные ряды называются алиньеманы. Дольмен - это два или более крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих погребальную камеру. Самая сложная мегалитическая конструкция - кромлех - состоит из расставленных по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами. В период разложения первобытнообщинных отношений возникает монументальная архитектура. Появляются сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, построенные, как, например, в Древней Месопотамии и Египте, для нужд крупных вождей. Уникальным мегалитическим сооружением является Стоунхендж.

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?

Как уже говорилось, среди всех основных форм культуры у искусства сложились особенно тесные связи с религией, поскольку религиозное сознание в силу своего синкретизма исторически явилось прообразом искусства, а художественное творчество как синтез элементов других видов деятельности может рассматриваться как светский аналог религии. На протяжении веков именно религиозная картина мира представлялась человеку абсолютной реальностью. В силовом поле религии возникали и развивались различные виды искусства, при этом доминирование того или иного из них обусловливал преимущественно характер религиозного сознания. Приобретая на протяжении истории культуры автономию от определенной религиозной традиции, искусство существенно влияло на формирование национальных культур.

Истоком становления и развития архитектурного искусства явилась организация пространства для исполнения религиозно-магических обрядов; изначально - потаенное сакральное место в пещере. С эволюцией мифологического сознания и возникновением сложных форм политеизма связано появление специальных сооружений - храмов как мест присутствия богов, в ареале которых возникают другие виды искусства. Отражение своеобразия религиозного сознания в эстетическом чувстве, обусловившее особенности становления искусства в Древнем мире, рассмотрим на примере Египта, Индии, Китая, Греции и Рима .

Мифология Древнего Египта - родина световой религии и эстетики света. Она включала в предметы культового поклонения ряд животных (быка, змею, сокола и пр.), но красоту (иефер ) усматривала только в человеческом облике, осененном божественным светом Солнца (Ра). Ритуально-магический смысл формирования художественного мира определялся центральной идеей египетской мифологии - культом мертвых, отправление которого обещало воскресение человеку после суда Осириса для блаженной вечной жизни на полях Налу. Главной задачей обрядов становится сохранность человеческого существа в единстве души и тела, включающего тело {Сах), жизненный дух (Ба), имя {Рен), свет и тень {Ах и Шуит), духовную копию целого {Ка). Ради сохранения тела осуществляется бальзамирование, что предполагает интенсивное развитие комплекса знаний по химии, медицине и т.п.; изготавливается саркофаг с реалистичным портретом умершего, строится пирамида. Портретный реализм служит целям возвращения души и оживления умершего, поэтому он присутствует и в статуэтках в пирамиде, и в аллее сфинксов. Храмы при пирамидах предназначаются для называния имени и поддержания духа - копии Ка. Свет и тень (Ах и Шуит) символизируют просветленность тела как его красоту. Изображение нераздельности телесного и духовного подчинено особому цветовому канону - гармонии белого, красного, зеленого с божественным золотом и лазуритом, поскольку само изобретение изображения приписывалось богу Ра.

Результирующим эффектом достижения сохранности духа и тела человека по ходу осуществления обрядов в синтезе изобразительного искусства и архитектуры становится чувство радостного ожидания и открытости умершего грядущей блаженной жизни. Изображение человека в доверительной готовности к встрече с богами (Осирисом, Гором) являет образ протоэкзистенциальпой коммуникации и исток любви человека к человеку перед лицом высших сил. Не случайно в литературном наследии Египта среди гимнов, молитв, религиозных драм важнейшее место заняла любовная лирика. Однако началом, объединяющим все художественные элементы, своеобразным символом вечности оставался архитектурный комплекс, пирамида, храм при ней и аллея сфинксов .

Искусство Древней Индии несет на себе печать влияния эволюции ее религии - ведизма, брахманизма, позднее буддизма, согласно которым мир находится в состоянии постоянного разрушения и возрождения, а человек захвачен круговоротом рождений и смертей. Изначально это связывалось с представлениями о Брахме, творце мироздания, которое он должен был постоянно воссоздавать; позже - с верой в бесконечно перерождающееся духовное первоначало мира, Брахман , как основу всех материальных форм; и наконец, с культом Будды. Мир есть только иллюзия, и освободиться от нее человек может, лишь достигнув нирваны, выхода из круга перерождений. Нескончаемая внутренняя динамика отличает сознание индуса, и абсолютный покой - лишь конечная цель этого движения.

Если в Древнем Египте красота окружает человека сиянием солнечного света Ра, т.е. извне, то в Индии красоту сообщает свет внутри человеческого сердца. Светом сердца символизированы в ней истина и благо. Брахман непостижим, но его можно достигнуть в созерцании внутреннего мира, в Атмане. Погружение в свет Брахмана дает освобождение от бесконечного переселения души в материальные формы. Духовное движение во внутреннем мире человека, раствореиность телесного в божественном свете (т.е. красоте) делает ценным в искусстве не статические образы, а динамические. Символу культуры Египта - пирамиде - противополагается танец,

достигший в Индии художественного совершенства, которого не знала никакая другая культура древности.

Танец Шивы , борца против несправедливости и праведного мстителя за порок, Царя танца (Натараджи ), исполняется в храме жрецом и имеет сакральный характер, ибо в нем отражена полнота осмысления мироздания в его бесконечной изменчивости. Синестезия духовного и телесного, музыкальных и изобразительных элементов танца образуют сложный язык жестов, превращающий танец в вербально воспринимаемое высказывание (рис. 17.1). «Речь» танца включает в себя значения более 500 движений пальцев, 108 поз тела, 2А движений головы, 26 движений глазного яблока, шесть движений бровей, четыре движения шеи и для своего понимания требует соответствующей образованности.

Рис. 17.1.

Исполнение танца предполагает строительство храма, создание изображений богов и поэтическое обращение к ним, но именно танец оказывается в фокусе древнеиндийской культуры, постепенно выходя за стены храма, принимая многообразные светские формы. Несмотря на широкое распространение с VI в. буддизма, где главной фигурой становится Будда в позе медитации, танец, принадлежащий более древней традиции и обратившийся в буддизме в целую систему ритуальных танцев, остался популярнейшим видом искусства в Индии, в существенной мере выражая характер нации .

Чувство, рождаемое древнеиндийским искусством, выражает свободную игру духа, его могущество и самодостаточность. Любовь лишена здесь той зависимости, с которой посягают на дух потребности тела, а в образе Рамы, Кришны, Будды она насыщается чисто духовным смыслом, превращаясь в доступный для всех праведный путь жизни.

Культура Древнего Китая значительно отличается от других культур Древнего мира. Вера в высшие силы здесь, по существу, сводится к почитанию Неба и Земли в их сакральной ипостаси; мифология представляет сюжеты жизни человека, а осмысление мироздания происходит скорее в русле философии. Таким образом, в Китае отсутствовала «четко выраженная идея акта космического творения как результата усилий некоего божества-демиурга» , при этом искусство Древнего Китая свое оригинальное выражение получило не столько в русле конфуцианства, ориентированного прежде всего на этическую проблематику, сколько под влиянием даосизма.

Дао (Путь) - закон космоса и социума, всепроникающее начало, прикосновение к которому образует гармонию человека с природой. Имея функцию порождения мира, Дао есть промежуточное звено между бытием и небытием, поэтому вещь, принадлежа бытию, содержит в себе частицу небытия как свой смысл. Небытие - начало всех начал, истинно и прекрасно; его образ - пустота, которая явлена через определенное соотношение изображенных предметов. Первостепенное значение придается изображению природы в единстве мужского и женского (ян и инь ) согласно закону Дао, поэтому доминантное положение в искусстве занимает пейзаж (горы и воды).

Однако пейзаж - это не воспроизведение уголка природы, но осмысление природного мира. Он возникает под кистью художника не столько в результате творческой активности сознания, сколько вследствие благоговейного созерцания природы.

Созерцание пейзажа полагает целостность восприятия не только изображенных предметов, но и конфигурации пустого пространства, образуемого этими предметами Рис. 17.2. Китай. Деревья (рис. 17.2). в долине реки

Пейзаж, таким образом, приобретает эзотерическую функцию. Восприятие пейзажа аналогично созерцанию иконы: оно вызывает состояние просветленности, не выводя за пределы материального мира, в мир трансцендентный, а погружая в сущность Дао. По таким принципам строится и другой важнейший жанр - портрет", он не является воспроизведением внешности человека, но изображает характер, особенности внутреннего мира, его природу.

Главным критерием ценности произведения, будь то пейзаж, портрет, изображение цветов и птиц, прикладное искусство, предметы обихода, считается естественность, «созвучие энергий в живом движении». Иероглифический характер письменности, его своеобразная живописность также повлияли на особую связь живописи и поэзии, создавая «живописность поэзии и поэтичность живописи» , образуя художественную взаимодопол- нителыюсть изображения и иероглифа. Но пейзаж сохраняет доминантное положение, о чем говорит крупнейший китайский художник и теоретик XVII в. Ши-тао:

«Пейзаж выражает форму и динамическую структуру Неба и Земли. На лоне пейзажа ветер и дождь, тьма и свет составляют одухотворенный образ» .

Перенос этого отношения на эстетическое созерцание природы становится истоком отказа от насилия над природой, началом диалога-любви с ней человека. Именно в Китае, а затем в Японии, в существенной мере продолжившей, хотя и преобразовавшей по-своему, традицию китайской культуры, складывается особый тип восприятия природы, подобный созерцанию художественного произведения. Известный американский китаист Дж. Роули приходит к убедительному выводу, что китайцы смотрели на мир не столько через призму религии, сколько через искусство . Иначе говоря, искусство в Китае приняло на себя функцию, аналогичную той, что выполняла религия.

Наиболее яркое завершение эволюции политеистических культур приходится на Грецию и Рим времен Античности, которые испытали влияние прежде всего цивилизации Египта , ориентированной в отличие от Индии и Китая не на созерцание и не-деяние, а на развитие науки и техники для взаимодействия с природой.

Боги Древней Греции символизируют природные и социальные силы, которые организуют и определяют бытие человека. Философия, возникающая в русле греческой религии, делает главным предметом изучения природу. Фокус древнегреческой эстетики - проблема бытия: сначала космоса как прекрасно организованного живого тела, а затем человека как тела, наделенного душой, и наконец, эйдоса как причины материального мира.

Красота не должна таить в себе небытия, она может быть только сущим. Согласно Аристотелю, искусство (техне) через мимесис дает образ становящегося возможного бытия в единстве общего и единичного как индивидуум. Художник - творец, поскольку мимесис - аналогия энтелехии, осуществление потенциального бытия в предметный мир прекрасного космоса. Отсюда онтологичность и космологизм древнегреческой культуры предполагает пластичность ее искусства .

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» вошли в золотой фонд мировой эпической литературы, а древнегреческая лирика (Сапфо, Анакреонт) явила пример высокой поэзии, но в искусстве слова все же доминирует форма, предполагающая воплощение героев и сюжетов на сцене. Именно в Греции из культа Диониса возникает великое искусство трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид), а родившаяся в период античной классики комедия (Аристофан) достигает особого расцвета в эпоху эллинизма. Таким образом, пластический характер сознания древнего грека отразился в литературе расцветом драматургии и вызвал становление и распространение искусства театра, которому полисом была придана первостепенная воспитательная роль.

Расписывая краснофигурные и чернофигурные вазы, предметы культа и обихода, греческие художники обнаруживали поразительное мастерство. Но более всего творческая активность греков была обращена на скульптуру (Поликлет, Фидий, Пракситель) и архитектуру (Иктин и Калликрат). Такой выбор отчасти объяснялся преимущественным влиянием древнеегипетской традиции, но в первую очередь тем, что именно пластика адекватнее других видов искусства выражала ориентацию античной культуры на ценности трехмерного физического мира. Не случайно и в области прикладного искусства греки остались несравненными по изобретательности и изяществу в изготовлении мелкой пластики - разнообразнейших форм глиняной утвари.

Сменявшие друг друга дорический, ионический, коринфский ордеры, возникшие в храмовом строительстве (рис. 17.3), постепенно распространились на светские постройки (дворцы, виллы) и на протяжении последующих веков образовали основу стилистики европейской архитектуры.

В Греции берет начало формирование фундаментальных принципов создания и оценки эстетической ценности архитектурного произведения: гармоническая целостность в соотношении частей сооружения и конструктивное единство действующих в нем физических сил, выраженность в его облике назначения строения (храма, театра, булевтерия) и вписанность его в природную и культурную среду.

Только музыка, не несущая в себе никакого предметного содержания, занимала весьма скромное место в древнегреческом искусстве и не случайно ценилась Платоном более всего за поддержание в греках воинского духа. Основной настрой, пронизывающий искусство Древней Греции в целом, - утверждение ценности бытия, радость творения через преодоление страдания и трагизма.


Рис. 173.

Культура Древнего Рима вместе с преобразованием верований этрусков в соответствии с греческим пантеоном наследовала сущностные черты эллинской традиции: ориентацию на пластичность, активность, индивидуальность. Однако на эллинистической стадии они обретают иное измерение, поскольку истовость религиозной веры постепенно теряет силу, и отношение к религии становится все более формальным. Культура Рима обрастает мощными институтами цивилизации - государства, права, техники, которые не требуют религиозного обоснования.

Греческое строение храма по аналогии с пластикой человеческого тела уступает место организации городского пространства, в котором доминирует светская архитектура (колизей, триумфальная арка, виллы, термы), символизирующая мощь Римской империи, подчиненность человека государству. Место храмов, которые греки посвящали отдельным богам (Зевсу, Афине, Аполлону и пр.), занял общий для всех богов храм - Пантеон (рис. 17.4). В отличие от прямоугольных в плане греческих сооружений Пантеон впервые в истории завершался куполом, который создавался путем последовательного применения в строительстве арки, заимствованной римлянами у этрусков.


Рис. 17.4.

В скульптуре изображение богов уступает место портрету (рис. 17.4). Жизнь человека представлена не всем телесным обликом, а лишь лицом: в глазах открывается внутренний мир, который интересует римлянина больше, чем тело. Значит, изображение человека не обязательно должно быть в трехмерном пространстве; более того, полнота осмысления образа полагает его включенность в природный или культурный контекст, что подразумевает целесообразность использования плоскости для рисунка. В Древнем Риме необычайных высот достигают мозаика и фреска , передающие нюансы духовных состояний портретируемого человека, красоту окружающей его природы.

Рис. 17.5.

Положение человека в Риме, таким образом, двойственно: с одной стороны, он гражданин мощного государства, чем может гордиться; с другой - человек стремится оградить от государства свою частную жизнь. Тело огромного города стесняет телесное существование человека, одновременно инициируя внутреннюю жизнь его души. Радость творения пластических форм бытия в преодолении трагизма жизни и вечного становления у грека преобразуется у римлянина в чувство внутреннего освобождения от давления государственной организованности, и он погружается в глубины индивидуальной души, в творчество духовных состояний. Хотя в Риме в отличие от Греции в театре при дворах аристократов приобрела популярность комедия (Плавт, Теренций), здесь одновременно расцветает и лирическая поэзия (Катулл, Гораций, Овидий), получившая широкое признание в истории, в том числе дошедшая до нас в прекрасных переводах.

Рождение в Риме на закате античного мира ощущения хрупкости, конечности индивидуального бытия и в то же время стойкости к смерти знаменовало утверждение экзистенциальной коммуникации, открывшейся в Греции Сократу и предвосхищаемой в религии Древнего Египта . Однако если у египтян эта экзистенциальная коммуникация имела религиозное основание, то теперь она его утрачивает и становится глубоко пессимистичной. Главная проблема духовной жизни Древнего Рима заключалась в том, что открытие духовного космоса в человеке требовало кардинально нового религиозного обоснования, которое могла принести только идея Бога как идеального первоначала, творца сущего, мыслью и словом милосердного. Поэтому древнеримская культура, завершавшая историю Древнего («доосевого») мира, имела своим итогом возникновение духовной почвы для принятия монотеизма, причем именно в варианте христианства.

Фундаментальный анализ характера древнегреческой культуры был проведенА. Ф. Лосевым в восьмитомной «Истории античной эстетики» (1963-1994).

  • Глубинный слой человеческого бытия (экзистенции) немецкий философ Карл Ясперсназывал осью (VIII-II вв. до н.э.), которая рассекает историю человечества на два периода:Древний мир, не знавший экзистенции (т.е. «доосевой»), и мир, положивший начало современному человеку («постосевой»). Подробнее см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории:пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.
  • Данный материал позволяет познакомить учащихся с понятиями "искусство" , "религия"; выяснить причины их появления. Использование презентации помогает обучающимся представить события, о которых идет речь на уроке.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Работа по понятиям

    люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

    отличительные знаки государства

    то, чем человек работает

    наука, изучающая прошлое и настоящее человечества

    собирание готовых видов пищи: корешков, плодов, ягод

    памятники истории, которые дают информацию о жизни людей в далеком прошлом

    Решите задачи

    Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы – коллективы. Эти коллективы назывались?

    Человеческое стадо

    Около зо тыс.лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Они назывались ………………

    Родовая община

    В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

    Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?

    Возникновение искусства и религии

    Искусство творческое отражение действительности

    Марселино де Саутуола Саутуола работал в одиночку, приходил в пещеру - и день за днем копал. (Археологи были тогда еще одиночками - первопроходцами своей науки). Хотя археолог не был совсем один: он брал с собой дочку, Марию. Девочке полезна прогулка в горы, а пока отец работал, ей нравилось ходить по пещере и рассматривать ее. И вот однажды он услышал ее звонкий возглас: «Папа, смотри, нарисованные быки!» Оторвавшись от земли, папа поднял усталые глаза - и замер от удивления, не зная, что и подумать. Действительно, быки.

    Религия это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им

    Предварительный просмотр:

    Возникновение искусства и религии

    Цели урока : Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия », « искусство »; причины их

    Появления. Продолжить формирование умения рассуждать,логически мыслить, элемен-

    Тарно анализировать исторические источники, факты.

    Оснащение: презентация

    Ход урока :

    I. Повторение

    В течение нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали.

    1. Работа по понятиям (слайд 1 - 7)

    2. Решение задач (слайд 8 - 16)

    II. Изучение нового материала

    Обратите внимание, на этот слайд. Помимо названных вами предметов здесь мы видим и наскальные рисунки, которые тоже были отличительной чертой первобытного человека.

    Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

    Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.

    Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э. (слайд 18)

    Искусство - творческое отражение действительности.

    Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

    В 1878 г. в Испании археолог Саутола (слайд 19) и его дочь отправились в пещеру Альтамира.Когда Сауто ла зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры. Всего насчитали 23 изображения - целое стадо! Они были выполнены твердой рукой древнего художника, который талантливо использовал естественные выпуклости свода пещеры. Он оживил эти выпуклости резцом и обвел краской - получились не просто рисунки, а цветные барельефы. Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской .(слайд 20)

    Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

    Давайте с вами посмотрим, что же изображали первобытные художники. (слайд 21 -22)

    Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов - встречались изображения животных с большим количеством ног-так художники пытались передать движение

    Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное-мы не можем понять, почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах. Есть версия, что рисунки носили магический характер - если изобразить зверя в пещере - он обязательно попадет в ловушку. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

    Почему древние люди так поступали?

    Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.

    Так у них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая – то сверхъестественная связь. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

    Так у первобытных людей возникает религия. (слайд 23)

    Религия – это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им.

    Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя: душа не успеет вернуться.

    Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

    Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

    Религиозные верования возникли:

    1. от бессилия человека перед могуществом природы;
    2. от невозможности объяснить многие ее явления.
    3. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем
    4. Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

    Первобытные люди создали своё искусство, которое было связано с их религиозными верованиями.

    Домашнее задание: § 3, вопросы


    Конспект урока истории в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Фассахиева Наталия Рафиковна

    Учитель истории

    МАОУ НГО СОШ №12

    Конспект урока истории в 5 классе

    Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация опорных знаний учащихся.

    Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

    Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

    Задание 2. Экспресс опрос.

    1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
    2. Как изменился животный мир?
    3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
    4. Что называется родовой общиной?
    1. Переход к изучению новой темы

    Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

    Что такое религия? Почему она появилась.

    Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

    1. Изучение новой темы

    План

    1. Причины появления религии.
    2. Появление искусства.

    Рассказ учителя.

    Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа . Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи .

    У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола , думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

    Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными .

    Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

    Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

    1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.
    2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.
    3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.
    4. Ремесло главное занятие древнейших людей.
    5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

    Работа с документом.

    Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

    1. Закрепление изученного материала.
    1. Лергиия
    2. Пграну
    3. Спиьовжи
    4. Авржет
    5. Бирсоаетлвость
    6. Оидл
    7. Араальтми
    1. Подведение итогов урока.

    Список литературы:

    1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А
    2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.
    3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014
    2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014

    Приложение 1

    Раздаточный материал.

    1. Найдите ошибки в тексте.

    Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

    1. Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.
    1. Расскажите об открытие пещерной живописи?
    2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?
    3. Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.
    1. Лергиия
    2. Пграну
    3. Спиьовжи
    4. Авржет
    5. Бирсоаетлвость
    6. Оидл
    7. Араальтми