Викторины для школьников. В мире растений. Викторина «Растения и животные Сложные вопросы про растения

Лидия Азатовна
Викторина «Растительный и животный мир земного шара»

Цели:

1. Формировать у учащихся познавательный интерес.

2. Развивать любознательность, познавательную активность.

3. Расширять знания о жизни животных, растений.

4. Воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: мешочек из ткани, карточки с числами, иллюстрации животных, иллюстрации растений.

Представители от 4-х классов сидят по группам, по 5 человек в каждой группе.

Ход викторины

Ведущий представляет жюри:.

1. Разминка.

Ведущий задает одинаковые вопросы всем группам. Группа, которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

Растительный мир

1. Какое растение называют символом мира? (Оливу)

2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос)

3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор)

4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)

5. Какое растение самое толстое? (Баобаб)

6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы – 400 м)

Животный мир.

1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)

2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба-меч)

3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)

4. Кто «дышит» одной ноздрей? (Кит-кашалот)

5. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

6. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра)

7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)

8. Кто всегда поет на одной ноге? (Комар)

2. Графический диктант «Животные тундры».

Команда выбирает одного представителя. Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. (10 баллов)

1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.

2. Белая куропатка – хищная птица.

3. Белая сова – растительноядная птица.

4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

5. Песцы питаются леммингами.

6. Дикий северный олень питается ягелем.

7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.

9. Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.

10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

О т в е т ы: + -- + + + - + + +.

3. Волшебный мешочек.

Каждая команда вытаскивает из мешка карточку с номером. Ведущий зачитывает описание животного под этим номером. Дети должны узнать животного. (1 балл)

1. Он – полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А, кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержание. (Морж) .

2. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень) .

3. Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь) .

4. Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит) .

Ведущий. Великий сказочник Г. -Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы будем говорить о цветах. Поиграем в игру «Садовник» Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» В течение минуты вы должны перечислить названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок выигрывает.

Правильный ответ – 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

4. Вопросы викторины.

Группа которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

1. Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)

2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане – снежной каплей, французы – снегосверлителем, чехи – снежинками, испанцы – белым цветком, немцы –снежным колокольчиком, болгары – задирой.)

3. Назовите ранние весенние цветы. (Мать -и- мачеха, пролеска, прокусы, сон – трава, барвинок, фиалка, маргаритка, незабудка, нарцисс, тюльпан, гиацинт, ландыш.)

4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется синий? (Василек.)

Ведущий. В Древнем Риме василек назывался цианус. Существует древняя легенда о происхождении названия этого цветка. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юноша очень любил синий цвет: он носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плел венки и гирлянды. Как – то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мертвым. Богиня флора вдохнула жизнь в мертвое тело, превратив юношу в василек.

Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василек, лен, незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис.)

Ведущий. В каждом цветке живет поэзия. Поэтому стихов и песен о цветах немало. Приведите примеры песен о цветах.

Какие цветы являются символами государств?

Россия – ромашка. Украина – подсолнух.

Беларусь – цветок льна. Болгария – роза.

Индия - лотос. Япония – хризантема.

Китай – пион. Голландия – тюльпан.

Франция – лилия. Англия – маргаритка.

Ирландия – клевер. Италия – гвоздика.

Швеция – василек.

Ведущий. Интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней – цветы, изумительные ее творения. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги.

Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка.)

Ведущий. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям и друг другу!

5. Найди слово.

Командам дается карточка со словом викторина, надо найти как можно больше слов в этом слове. (Слово – 1 балл)

6. Итоги викторины.

Жюри подводит итоги викторины.

Награждение участников.

Викторина «Эти удивительные растения» Ифутина Л.Н. 3А класс

Цели: Воспитывать бережное отношение к миру растений, обогащать знания детей о живой природе, развивать у детей потребность в чтении познавательной и справочной литературы, воспитывать сдержанность и чувство такта по отношению к другой команде.

Оборудование: Картинки растений, муляжи фруктов, кроссворд, цветик-семицветик.

Ведущий: Природа удивительна и разнообразна. Восхитительными созданиями природы являются растения. Вы не раз с замиранием сердца рассматривали их удивительную окраску, любовались их причудливыми формами, восхищались неповторимым ароматом.

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Поэты всех времён восхваляли их в своих стихах. Послушаем их. (Дети читают стихи.)

С.Баруздин «Подорожник»

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

Но всё же он с людьми

Находится в пути.

Т.Белозёров «Кувшинка»

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,

А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой раздольной.

З.Александрова «Ромашки»

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Зацвели ромашки-наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, вазе или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

В.Товарков «Сирень»

Цветёт сирень, благоухает.

Посёлок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг, сирень над нами.

Как будто бы издалека

На нас плывут между домами

Сиреневые облака.

Ведущий: Сейчас мы проведём викторину «Эти удивительные растения». Слайд 1. У нас две команды: «Колокольчики» и «Розочки».

1 конкурс «Легенды о растениях»

Растения с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название растения, а я расскажу о нём легенду.

1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)

Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.

2. Этот цвеок называют сестрой милосердия.В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)

Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!

3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)

Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли.И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.

4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады.и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».

(одуванчик)

Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке. Слайд 2.

Музыкальная пауза (песня «Волшебный цветок»)

2 конкурс «Доскажи словечко»

1.Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица;

Что это за диво?

Это же….(крапива)!

2.Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди, торчит хохол!

Потяните крепко,

Вятащится…(репка)

3.Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

4.Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…(одуванчик)

5.Захотелось плакать вдруг-

Слёзы лить заставил …(лук)

6.Под кустом копнёшь немножко-

Выглянет на свет …(картошка)

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Вдруг вспорхнул и полетел.

3 конкурс Кроссворд

4

По горизонтали:

1.У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитка? (папоротник)

2.О каком дереве говорят «могучий», «богатырский»? В благоприятных условиях доживает до 1000 лет.(дуб)

По вертикали:

3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (берёза)

4.Сок, какого растения закапывают в нос при насморке? (алоэ)

5.Название какого цветка в переводе с греческого означает «звезда»?

6.У какого дерева осенью листья красные? (клён)

7.Растение с жёлто-коричневыми или сине-фиолетовыми цветами. Название в переводе с греческого означает «радуга». (ирис)

8.У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Физминутка «Цветы»

(Дети изображают розу, рогоз, василёк, тюльпан, ромашку.)

4 «Конкурс капитанов»

Игра «Выбери нужное слово»

1.Какое из этих комнатных растений похоже на дерево?

Фиалка, традесканция,фикус, хлорофитум.

2.Из какого дерева делают спички?

Дуб, осина , берёза,сосна.

3.Какое комнатное растение своим резким запахом отпугивает моль?

Декабрист, папоротник, кактус, герань .

4.Как называют дикую розу?

Шиповник , пион, флокс, хризантема.

5 конкурс Сказочный»

Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по - моему вели!

Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.

(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)

1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка») Слайд 3.

2. Из ларца достали чудесную розу.

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая! (Г.Х.Андерсен «Свинопас») Слайд 4.

3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. (Аксаков «Аленький цветочек») Слайд 5.

4. Старушка повела девочку всвой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева») Слайд 6.

5. Чтобы передохнуть, мальчик вылезна большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»

(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино») Слайд 7.

6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли») Слайд 8.

7. Старуха обращается к падчерице:

Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.

Куда же это, далеко?

В лес, за подснежниками. (С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев») Слайд 9.

6 конкурс «Что где растёт?»

(На доске 2 столбика слов. Нужно соединить стрелками название растения и место его произрастания.)

астра на болоте

овёс на лугу

колокольчик в огороде

камыш в саду

укроп в лесу

ландыш в поле

Ведущий : - Ребята, все вы знаете и любите растения. Но нужно не только знать и любить, но и охранять эти удивительные создания природы! Слайд 10. это удивительное растение только при достижении 150 ... 2015 учебном году Сроки проведения викторины Викторина «Зеленая академия» проводится в...

  • Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

    Викторина

    Классов к "Неделе математики" План проведения викторины : Приветствие команд: а) эмблема; б) ... домашних. Но даже из этого удивительного для нас соединения дарований... ? 1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений . 2-й: Они реально существуют? 1-й: Да...

  • Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

    Викторина

    Движения планет, открытие клеточного строения растений , пересадка сердца… Великие изобретения и открытия... в энциклопедиях. Именно этим вопросам и будет посвящена наша викторина ; таким, как: 1. Удивительные изобретения человечества...

  • Викторина по физике, истории, литературе, обж, биологии «Что? Где? Когда?»

    Викторина

    Времени, отведенного на викторину , количества команд. Викторину можно использовать в... назад благодаря конкистадорам. Без этого растения не обойтись в парфюмерии, ... Кирпичин против знатоков. Это удивительное инженерное сооружение повергло противников...

  • Левашова Елена Викторовна
    Должность: педагог дополнительного образования
    Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
    Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: Игра-викторина " Эти удивительные растения"
    Дата публикации: 02.11.2017
    Раздел: дополнительное образование

    Игра-викторина «Эти удивительные растения»

    Введение

    Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся имеют биологические

    игры и викторины. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность

    полнее и тоньше воспринимать окружающую природу.

    познавательные

    сообразительности,

    ориентировки

    определенных условиях и большой наблюдательности.

    Цель: формирование познавательного интереса к природе, расширение кругозора учащихся,

    организация досуга.

    Задачи:

    Обучающие: обогащение знаний по растениеводству.

    Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса.

    Воспитательные: формирование бережного отношения к растениям, эстетического восприятия

    живой природы; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.

    Данная игра-викторина может проводиться как среди учащихся одного кружка, так и

    учащихся

    Методическая

    разработка

    закреплении

    пройденного

    занятиях

    материала

    «Декоративные

    растения»,

    «Лекарственные

    растения»,

    «Ядовитые

    растения»,

    «Растения-хищники»,

    «Луковичные

    растения», «Растения-барометры» и др.; будет способствовать расширению кругозора; поможет

    организовать досуг учащихся, например, в дни весенних каникул.

    В игре могут принять участие 10 – 12 ребят 3 – 5 классов. Все участники игры делятся

    на две команды, выбирают капитанов и определяют названия команд. Руководитель и два

    помощника ведут подсчет очков (Приложение 2).

    Игра – викторина состоит из семи этапов (соревнований). Сочетание викторин, загадок,

    конкурса капитанов с двумя подвижными играми делает эти соревнования увлекательными.

    Выигравшая команда награждается сувенирами – самоделками, специально изготовленными к

    этим соревнованиям.

    Оборудование для проведения игры – викторины:

    Мультимедийный проектор, ноутбук

    Листочки, два карандаша

    Карточки с изображением декоративных растений

    Два мяча или два воздушных шарика

    Карточки с изображением цветов двух расцветок (синей и бордовой) для проведения

    3 этапа соревнования «Собери букет».

    Проведение игры-викторины

    1 этап «Разминка»

    Участникам первого этапа игры предлагается вспомнить литературные произведения, в

    которых среди персонажей есть растения и указать названия этих растений, например: «Репка»

    «Золушка»

    «Принцесса

    горошине»

    «Двенадцать

    месяцев»

    (подснежники), «Дикие лебеди» (крапива) и т. д.

    Капитаны команд записывают на листочках ответы членов своей команды, а затем

    передают их педагогу для оценки.

    За правильно названное произведение и указанное растение команда получает

    2 этап «Биологическая викторина «Из жизни растений»

    При проведении викторины педагог задает по очереди каждой команде вопрос (вопросы

    должны быть представлены на слайде), на который отвечает член команды, первым поднявший

    руку. Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос

    задается

    правильный

    поставленный вопрос, команды очков не получают, а педагог сам дает ответ.

    Правильные ответы

    оцениваются в два балла.

    Цветы, каких растений издают аромат только ночью и почему?

    (Цветы душистого табака привлекают ароматом насекомых для опыления).

    Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску?

    (Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям).

    Назовите медоносные растения.

    (Липа, гречиха, клевер, донник и др.).

    Приведите примеры насекомоядных растений.

    (Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка).

    Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках?

    (Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.).

    Какие растения используются в медицине для приготовления лекарств?

    (Ландыш, бессмертник, пустырник, наперстянка и др.)

    Из каких цветов варят варенье?

    (Из розы, одуванчика).

    Какие цветы преподносятся при вручении Нобелевской премии и носят название «мысль»?

    (Анютины глазки. Родина их Англия).

    Перечислите растения, в названии которых заключены женские и мужские имена.

    (Иван-да-Марья, василек, маргаритка, анютины глазки, роза, иван-чай).

    10. В названии какого цветка заключено название государства?

    (Настурция).

    11. Какое произведение А.М. Горького названо по имени цветка?

    11. Какая ягода заменяет лимон?

    12. Какое растение называют северной мимозой?

    (Кислица)

    13. Назовите 3-5 ядовитых растений, встречающихся в нашей местности.

    (Вороний глаз, купена, ландыш, волчье лыко, борщевик Сосновского).

    14. Из каких растений можно приготовить напиток, заменяющий кофе?

    (Из корней одуванчика, из корней цикория, желудей дуба).

    15. Можно ли без часов определить время?

    распусканию

    некоторых

    распускаются

    закрываются

    определенное время суток).

    16. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?

    (Одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются).

    17. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?

    (Шиповника).

    Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?

    (Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается).

    19. У какого растения плод похож на якорь?

    (Водяной орех – чилим).

    20. Какое растение может заменить йод и вату?

    (Мох – сфагнум).

    3 этап «Игра «Собери букет»

    Для участия в данном конкурсе приглашаются по одному представителю от команды.

    раскладывает

    игроками

    например,

    участникам завязывают глаза и раскладывают среди цветов синей окраски цветы бордовой

    окраски. Игроки собирают букет. Побеждает та команда, у представителя которой в букете

    окажется больше синих цветов.

    За каждый синий цветок присуждается два балла.

    4 этап «Назови растение»

    При проведении данного соревнования используются карточки с изображением растений

    (Приложение 1). Капитаны по очереди берут по одной карточке, совещаются с членами команды

    и называют растение. Если команда определяет растение, то оставляет карточку у себя. В случае

    неправильного ответа капитан возвращает карточку педагогу.

    Правильные ответы оцениваются в два балла.

    5 этап «Загадки»

    зачитывает

    представлены на слайде). Если правильный ответ не дали ребята из одной команды, то ребятам

    из другой команды предоставляется возможность дать правильный ответ. Если ни одна из

    команд не смогла дать правильный ответ на загадку, команды очков не получают, а педагог

    демонстрирует слайд с правильным ответом. Правильные ответы оцениваются в два балла.

    1. Весной я красный, как кумач,

    Летом похож на мяч,

    А осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)

    2. Есть один такой цветок,

    Не вплетешь его в венок.

    На него подуй слегка:

    Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

    3. Я и в поле, и в саду

    У прохожих на виду.

    Голова моя бела,

    Лепестками поросла. (Ромашка)

    4. На зеленом шнурочке

    Белые звоночки. (Ландыш)

    5. Царицей цветов я зовусь,

    На вид я прекрасна, нежна,

    Но тронешь меня невзначай,

    Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

    6. Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, цветок найдешь.

    Ярко-синий и пушистый,

    Только жаль, что не душистый. (Василек)

    7. На припеке у пеньков

    Много тонких стебельков.

    Каждый тонкий стебелек

    Держит алый огонек.

    Разгибаем стебельки -

    Собираем огоньки. (Земляника)

    8. Ягоды зеленые,

    А всеми хваленые,

    Растут с костями

    Висят кистями. (Виноград)

    9. Низок, да колюч,

    Сладок, да не пахуч.

    Ягоды сорвешь -

    Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

    10. В сенокос – горька,

    А в мороз сладка,

    Что за ягодка? (Калина)

    11. Растет зеленый кустик,

    Дотронешься – укусит. (Крапива)

    12. Выросла травка -

    К пище приправка;

    Ее пожитки -

    Душистые нитки. (Укроп)

    13. Раскололся тесный домик

    На две половинки.

    И посыпались оттуда

    Бусинки – дробинки. (Горох)

    14. Лоскуток на лоскутке -

    Зеленые заплатки,

    Целый день на животе

    Нежится на грядке. (Капуста)

    15. Круглый, а не кочка;

    Есть дно, а не бочка;

    Есть перья, а не птица;

    Есть горечь, а не горчица. (Лук)

    16. Щеки розовы, нос белый,

    В темноте сижу день целый.

    А рубашка зелена,

    Вся на солнышке она. (Редис)

    17. Будто снежный шар бела,

    По весне она цвела,

    Нежный запах источала.

    А когда пора настала,

    Разом сделалась она

    Вся от ягод черна. (Черемуха)

    18. Русская красавица

    Стоит на поляне,

    В зеленой кофточке,

    В белом сарафане. (Береза)

    19. Стоит он задумчивый,

    В желтом венце,

    Темнеют веснушки

    На круглом лице. (Подсолнечник)

    20. Вырастаю всем на диво,

    Высока, стройна, красива.

    Прячу в светлые перчатки

    Золотистые початки. (Кукуруза)

    6 этап «Игра с мячом»

    Играющие становятся в две шеренги (по командам) на расстоянии полшага друг от друга.

    Капитанам, стоящим впереди команды, дают по мячу или воздушному шарику.

    По сигналу педагога капитаны начинают передавать мячи через голову по цепочке. Мяч может

    быть передан следующему игроку только после того, как он назовет растение на последнюю

    заканчивалось

    Например,

    «тюльпан»,

    команды – «нарцисс», третий – «сирень» и т. д.

    Побеждает команда, которая раньше закончит передачу мяча. Мяч должен вернуться к

    капитану, т. е. к первому игроку.

    Выигравшая команда получает 10-12 баллов (в зависимости от количества игроков).

    Капитаны

    внимательно

    противоположной

    повторении названия растений или падении мяча с команды снимается 2 балла.

    7 этап «Конкурс капитанов»

    Капитаны команд задают друг другу по три вопроса по теме игры, стараясь проявить

    смекалку, находчивость, изобретательность. Вопросы могут быть в форме занимательных задач,

    шуток. Чтобы данное соревнование было более интересным, можно подготовить вопросы

    заранее (домашнее задание). Ответы оцениваются в 5 баллов.

    Литература

    1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.

    Журналы «Педсовет», подборка.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Оценочная таблица

    Название

    Разминка

    Биологическая

    викторина

    «Из жизни

    растений»

    Определи

    растение

    Сколько удивительных растений создала чародейка Природа. Нам только удивляться приходиться чудесному многообразию и изумительным свойствам растений.

    О необычных растениях мира мы поговорим сегодня на нашей викторине «Интересные растения мира». На все вопросы викторины есть ответы.

    Составитель викторины: Ирис Ревю

    1. Какое дерево, из ныне живущих, втрое выше десятиэтажного дома?
    Секвойя +
    Мамонтовое дерево
    Баобаб

    2. В Китае он олицетворяет мудрость и долголетие. В Японии – счастье и удачу. В старые времена носить одежду с этим цветком могли только члены императорской семьи. О каком цветке идёт речь?
    Золотарник
    Хризантема +
    Зверобой

    3. Какое растение «дружит» с пауками?
    Роридула +
    Венерин башмачок
    Дремлик широколистный

    4. В честь какого известного человека получила своё название камелия?
    В честь конфеты карамель
    В честь натуралиста Камелиуса +
    В честь врача Камеля

    5. Какое растение умеет хватать мух собственными листьями, как руками?
    Американская мухоловка +
    Французская мухоловка
    Африканская мухоловка

    6. У какого растения стебель и листья покрыты, словно выпавшей росой, клейкими и кислыми каплями?
    Синюха голубая
    Росолист +
    Купальница европейская

    7. Королём лесных цветов мы называем …
    Ландыш +
    Алтей
    Горец

    8. Какой цветок назвали в честь мальчика Василия?
    Борец
    Василёк +
    Воронец

    9. Как по-другому называется шток-роза?
    Шиповник
    Трекулия
    Мальва +

    10. Какой цветок назван в честь профессора Петербургской Академии наук Иоганна Готлиба Георги?
    Маргаритка
    Аризема
    Георгин +

    Цель:

    Расширять знания детей о растительном мире Республики Марий Эл.

    Задачи:

    1. Формировать уважительное отношение к природе, умение видеть и ценить красоту родного края.

    2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

    Викторина о растениях с ответами

    1. Главная роль растений на Земле? Ответ: обогащение воздуха кислородом.

    2. Какое значение имеют растения в жизни природы? Ответ: служат пищей для диких животных, защищают реки, озера от высыхания, очищают воздух от пыли, смягчают климат.

    3. Как определить возраст дерева по спилу пня? Ответ: по числу годичных колец.

    4. Сколько лет живет иголка сосны? Ответ: сосна меняет иглы через два года.

    6. Почему годичные слои древесины в разные года имеют неодинаковую толщину? Ответ: на толщину годичного кольца влияет питание, засухи, болезни, затененности.

    7. Почему сосну называют пионером леса? Ответ: потому что она первая занимает новые площади на вырубках, гарях.

    8. Чем отличается сосна, растущая на опушке, от сосны в чаще леса? Ответ: у сосны, растущей на опушке, раскидистая крона, спущена она низко, у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол прямой.

    9.Мальчик заблудился в лесу облачный день. На растущих деревьях он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Как он сможет определить стороны горизонта? Ответ: мхи и лишайники на коре дерева лучше развиты на стороне, обращенной к северу: здесь больше влаги.

    10.Когда и какие съедобные грибы появляются первыми в Республике Марий Эл? Ответ: в начале мая в лесах появляются сморчки и строчки.

    11. Какие грибы растут на стволах деревьев? Ответ: трутовики.

    12. Назовите дикорастущие ягодные растения лесов Республики Марий Эл? Ответ: малина, черника, голубика, костяника, брусника, клюква.

    13.Какие леса встречаются на территории Республики Марий Эл?

    Ответ: хвойные, лиственные, смешанные.

    14. Почему нельзя вырубать леса вдоль рек? Ответ: лес охраняет реки от высыхания.

    15. Почему санатории и дома отдыха строят в лесу? Ответ: воздух в лесу чистый и благодаря содержанию особых веществ убивает болезнетворные бактерии.

    16. Как лучше брать грибы: вырывать их с почвой или срезать ножом?

    Ответ: вырывать грибы с грибницей не следует, при помощи грибницы происходит размножение съедобных грибов.

    17. Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой? Ответ: она предохраняет корни лесных растений от жары и холода.

    18. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Ответ: фотоохота.

    19. Дерево - символ нашей Родины. Ответ: береза.

    20. Чем больше колец, тем старше жилец. Ответ: дерево.