Основные подходы к исследованию общения. Понятие общения в социальной психологии. Функции общения

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

33. Функции и средства общения

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Средства общения Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей,

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. Этапы генезиса речи как средства общения Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

7. Средства общения Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.Упражнение-разминка «Пишущая машинка»Описание упражнения.

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального (вербальный –

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает

Из книги автора

ГЛАВА 2 Средства общения Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1). Рис. 2.1. Классификация средств

Из книги автора

2.1. Речь, или вербальные средства общения Речь - это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык - это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти

Из книги автора

2.2. Невербальные средства общения Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине

Из книги автора

Другие невербальные средства общения Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его

Из книги автора

Невербальные средства этнического общения В главе 1 данной работы невербальная информация рассматривалась в аспекте ее восприятия и оценки личных и деловых качеств собеседника (этнофора). Здесь же она анализируется с позиций разнообразных возможностей человека,

Из книги автора

Контекстуальные средства общения В отечественной научной литературе информация по контекстуальным средствам общения этнофоров почти отсутствует. Имеются публикации по данной проблеме на английском языке. К контекстуальным средствам общения относятся

Из книги автора

3.2. Вербальные и невербальные средства общения Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой

Социальное общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Экзюпери. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

Регулятивно-коммуникативную (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

Перцептивно-аффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);

Аффективно- (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств в зависимости от формы общения. Формы общения : деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Общение как коммуникативная деятельность . Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называется коммуникативными .

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации.

Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной их трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, то есть скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений реципиента) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации — речь (естественный звуковой ), имеющая лексическую и синтаксическую организацию. Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние — способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, его интеллектуальные возможности. Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида .

В речи проявляются возрастные особенности говорящего, его социальные и профессиональные особенности, психические аномалии (логорея — «словесный понос», персеверация — непрерывное повторение, вязкость — утопание в подробностях и др.).

В речи выделяются содержательная и отношенческая (эмоционально-воздействующая) сторона, ее фасцинация («очарование») — воздействие на поведенческие решения реципиентов.

К содержательным приемам речевого воздействия относятся высказывания по истории обсуждаемой проблемы, оценка ее значимости, уровня проработанности, обоснование предлагаемого способа решения проблемы. К отношенческим приемам воздействия относятся апелляции к личности оппонента (упоминание его негативных качеств, деловой несостоятельности), апелляции к аудитории (просьбы, обращения, угрозы, заискивания).

Исследования показывают, что в парламентских выступлениях депутатов широко используются различные приемы психического воздействия (около четырех приемов в одном выступлении). Причем отношенческие приемы в два раза превышают приемы содержательные.

Наряду с речью в общении используются паралингвистические средства — невербальные (неречевые) средства передачи информации. Различаются три вида паралингвистических средств:

Кинетические — жесты, позы, мимика;

Графические (в письменной речи).

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.;

3) пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) подражательные мимические выражения;

6) мимику удовольствия-неудовольствия;

7) маскировочные выражения — мимику сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

Информативны и жесты человека. Подделать язык жестов почти невозможно: они регулируются подсознательно. Так, в процессе лжи (особенно если человек сам осуждает эту ложь) возникает характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица — происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты — прикрытие рта, прикосновения к носу, потирания глаза, уха, почесывание шеи, оттягивание воротника и др.

В полицейской практике давно замечено, что ложные показания труднее давать при хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица и легче всего солгать по телефону.

Открытость и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Указующий перст, как правило, свидетельствует о доминировании и агрессивности. Потирание ладоней обычно означает приятное ожидание. Сцепленные ладони — жест неоправданных ожиданий. Поглаживание подбородка — сигнал о принимаемом решении. Скрещивание рук на груди свидетельствует об оборонительной позиции, а скрещивание на груди рук со сжатыми кулаками — о враждебном отношении.

Закройте глаза и спрячьте руки, если Вы не хотите, чтобы обнаруживалась ваша неискренность, — к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английской) суда. За свою долгую судебную практику он научился безошибочно определять, говорит ли свидетель правду.

Глаза и руки часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии человека. Взгляд живого существа и особенно взгляд человека — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза и губы — наиболее выразительные части лица. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, «пялящий глаза», кажется ограниченным и бестактным. Люди безошибочно угадывают выражение глаз, игру взглядов.

В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию — ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление.

Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего — это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. Сочетание этих признаков огромно. Положительные эмоции увеличивают количество обмена взглядами, отрицательные — сокращают его. Бегающий или «липкий» взгляд свидетельствует о психических акцентуациях и аномалиях. Присматривайтесь к взглядам, мимике и жестам людей, чтобы лучше понять их и лучше взаимодействовать с ними. Помните, что и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и скрытности, приближенности и отчужденности, культурности и бескультурья.

В общении, при взаимодействии люди стремятся сохранить зону своего личного пространства . Все пространство вокруг индивида подразделяется на ряд зон: интимную (15 — 45 см), личную (45 см — 1,2 м), социальную (2 — 6 м) и общедоступную (свыше 6 м).

Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Заходить в эту зону могут лишь очень близкие люди. Особенно ревниво оберегается зона радиусом в 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические изменения в организме — учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровь приливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, люди придерживаются неписанных правил деликатности (избегают взглядов «в упор», не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушение интимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо.

На допросах противодействующих расследованию лиц используется прием длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможности отодвинуться, некоторые допрашиваемые «отодвигают» самого допрашивающего, давая ответы на трудные вопросы.

Личная зона — расстояние для дружественных бесед, общения с хорошо знакомыми людьми. В социальной зоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной — общение с большой группой людей.

Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.

На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновение психологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избираются ситуативно оправданная форма и соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.

Вербальные и паравербальные средства должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Эмоционально-экспрессивные проявления могут выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.

В процессе общения широко используется обратная связь — реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.

Многие профессий (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.

31. Понятие общения в социальной психологии. Структура, этапы, типы и функции общения.

Общение в социальной психологии трактуется как специфическая информационно - коммуникативная деятельность, включающая познание партнерами друг друга (взаимопознание), отношения между ними (взаимоотношения), влияние друг на друга (взаимовлияние) сопереживание и взаимодействие.

Структура. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, можно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; социально-перцептивная сторона общения – в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. К средствам общения относятся:1.язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. 2. 2. интонация, эмоциональная выразительность , которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.3. мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.4. жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.5. расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.3. Ориентировка в личности собеседника.4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».Общение включает в себя 4 составляющие:предметное сообщение (о чем идет речь);самораскрытие (Я-сообщение);отношение к слушателю (мотив рассказа);призыв (что надо сделать).

Критерии общения делятся на 2 группы: формальные и содержательные.

К формальным относятся:

Семиотическая специализация общения (знаковая система)- вербальное и невербальное общение.

ориентированность общения: объектное – субъектное; ролевое – личностное.

степень опосредованности общения: непосредственное – опосредованное общение

результат общения: эффективное - неэффективное;

качество общения: оптимальное - неоптимальное;

Степень субъективности (личностности) общения: суб-суб, суб-объектное, об-об.

На этой основе выделяют: монологическое общение (суб-об)

Диалогическое (суб-суб)

Коммуницирование (передача информации, об-об) - примитивное общение.

Диалогическая и монологическая установка в общении

Диалогическая установка в общении – это установка на принятие личности партнера.

Монологическая установка в общении – это подавление и не принятие индивидуальности партнера

знак, модальность отношения к партнеру;

тема общения;

тип "пристройки" партнеров;

образ, понятие о партнере по общению и самом себе;

способы, средства вхождения и выхода из контакта.

На основе этих критериев выделяют:

Примитивное общение,

манипулятивное,

конвенциальное;

духовное (личностно - развивающее)

Показатели творческого, личностно-развивающего общения

субъект - субъектная система отношений;

признание уникальности, неповторимости, ценности партнеров друг для друга;

диалогичность общения;

отношение друг к другу как к цели общения;

предоставление себе и партнеру свободы в выборе способов поведения.

доверительность

психологическая безопасность, атмосфера открытости,

удовлетворенность общением всех его участников.

Виды общения: : 1. Конвенциональный . Это свод правил поведения в общении, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. предполагает равенство позиций собеседников, уважение и внимание друг к другу, определенную культуру поведения. Он оптимален для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. По сути это пристройка “рядом”, когда каждый из собеседников принимает другого и принимает себя. 2. Примитивный . Этот уровень общения всегда означает со стороны одного из собеседников пристройку “сверху”, т.е. одна из сторон диалога совершенно не принимает во внимание, какие чувства, мысли, переживания может вызвать у партнера разговор. Собеседник воспринимается как предмет.

3. Манипулятивный. партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду - если не материальную или житейскую, то хотя бы психологическую. студент во время экзамена начинает отвечать по билету и вдруг “Вы знаете, это место всегда было для меня волнующей загадкой. Почему получается так, что...” - и тут он ставит перед экзаменатором вопрос, на который должен был ответить сам. По форме манипуляция может напоминать пристройку “рядом» или пристройку “снизу” (когда в ход пускается лесть, угодничество), но по сути это всегда пристройка “сверху”, т.к. манипулятор всегда хозяин ситуации и ведет общение к той цели, которую поставил перед собой.

4. Стандартизованный . Общение на этом уровне основывается на неких стандартах, на контакте масок. Масок множество: маска нуля (я вас не трогаю, и вы меня не трогайте), маска любезности, агрессивности, высокомерия, послушания. На этом уровне устанавливается кажущаяся пристройка “рядом”, на самом деле ее нет. 5. Игровой. Основывается на пристройке “рядом”, которую питает не своекорыстный интерес к человеку, а искренняя симпатия. Партнер игрового уровня общения то неявно, то открыто дает понять, что для вас обоих возможны и желательны любого типа пристройки друг к другу. Каждому участнику хочется быть интересным другому - и он непроизвольно играет. На первом месте здесь - ценность возникшей человеческой связи. период влюбленности. 6. Деловой. на первом месте - дело. “Я” человека отодвинуто назад, это надличное общение. И хотя личности отодвинуты, люди объединены - общим делом, заботой, проблемой, поиском истины. 7. Духовный . Это высший уровень человеческого общения. Оно не может быть односторонним: либо его нет, либо в него вовлечены оба собеседника. тема послужила поводом для проваливания в глубины собственной души и души другого, взаимопроникновения.

Любой вид общения выполняет определенные функции.

коммуникативная,

информативная,

когнитивная,

эмоциональная,

эмотивная,

креативная (творящая).

Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.

Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии.

О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще Сеченов. Первым в России стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения Лазурский, Выготский, Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (то есть производящего материальные и духовные ценности), Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.

В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т. д.

Основные аспекты передачи и восприятия информации в процессе общения. Любая совместная деятельность людей неотделима от их общения. В основе общения лежит коммуникативный процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами. В любом единичном акте передачи и восприятия информации необходимы, как минимум, два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант или адресат).

Подходя к проблематике общения с точки зрения теории информации, можно выделить в соответствии с работами классиков этой теории Шеннона и Уивера три следующие проблемы коммуникаций (передачи - приема информации).

1. Техническая проблема. Насколько точно могут быть переданы символы коммуникации?

2. Семантическая проблема. Насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?

3. Проблема эффективности. Насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?

Все эти проблемы тесно связаны между собой. Так, технические помехи какого-либо передающего устройства или неточность используемых понятий могут уменьшать степень эффективности той или иной коммуникации. При научном анализе коммуникаций обычно исходят из модели Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);

2) передатчик;

3) приемник;

4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).

В роли отправителя информации может выступать любой индивид, имеющий намерение что-либо сообщить другому лицу или группе лиц, а также повлиять на них соответствующим образом. Отправитель информации зачастую является в то же самое время и источником информации, однако эти две роли не следует полностью отождествлять. Например, когда на лекции преподаватель рассказывает об исследованиях других ученых, то он выступает скорее как коммуникатор, а не как источник данной информации.

Та или иная информация кодируется ее отправителем на основе системы знаков для передачи адресату коммуникации. Преобразование информации в сигналы производится коммуникатором посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электрическое табло). Коммуникатор может сказать или написать что-либо, продемонстрировать схему или чертеж, наконец, выразить свою мысль мимикой и жестами. Таким образом, при передаче информации всегда используется ряд определенных знаков.

Сигналы коммуникатора поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения. Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации - лицо, которое воспринимает и интерпретирует эту информацию.

Весь путь прохождения информации, от ее отправителя до получателя, называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Необходимо отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, телефон, радио, телевидение и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом, когда участники коммуникации взаимодействуют лицом к лицу на основе устной речи или используя невербальные знаки.

Роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе общения. Одна из первейших проблем, с которой встречается каждый коммуникатор, заключается в необходимости привлечь внимание адресата информации к предстоящему сообщению.

Можно назвать две очевидные характеристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Поэтому коммуникатору важно иметь ясное представление о том круге сведений, которым располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентаций.

Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность «тезаурусов» отправителя информации и адресата. В переводе с древнегреческого «тезаурус» означает сокровище. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность информации, которой располагает данный человек. Большие различия в запасе и характере информации затрудняют общение. Известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой, специфический язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой, - использование ими элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных групп отрицательно сказывается на их взаимопонимании.

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов. Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые характеристики участников общения существенно влияют на процессы передачи и восприятия информации.

Успешному межличностному общению могут препятствовать различные помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, например, выражает свое сообщение несоответствующими словами. В данном случае можно считать, что не решается семантическая проблема коммуникации. Так, порой то или иное неосторожное слово или необдуманная фраза могут болезненно задеть адресата коммуникации и вызвать у него острую эмоциональную реакцию возражения и противодействия. Ситуация может превратиться в конфликтную. Нередко коммуникатору потом еще долго приходится убеждать адресата коммуникации в том, что тот его неправильно понял, что он не хотел его обидеть, что имел в виду совсем не то, о чем подумал получатель информации, и т. д.

Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, из-за чего информация поступает к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, когда информация проходит через большое число лиц или иерархических уровней организации. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, что человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно интерпретировать.

Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути межличностных коммуникаций (Роджерс, Ротлисбергер). Главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того, чтобы в процессе обмена мнениями сохранять нейтральную позицию. К возможным барьерам, препятствующим эффективному общению, относят различия в образовании, опыте, мотивации и другие.

В процессе передачи информации используются различные знаковые системы. На этом основании обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникации.

При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах (устно, письменно или в печатной форме). Важнейшим средством такой коммуникации является устная речь, хотя бы по той причине, что она не требует особых материальных затрат при межличностном общении. Кроме того, обращаясь к устной речи, можно передавать информацию не только словами или предложениями. В такой речи люди используют еще и паралингвистические средства, которые также могут нести определенный смысл. Это степень громкости речи, ее ритм, распределение пауз, а также вокализация - смех, плач, зевота, вздохи. Например, если кто-то со смехом говорит нам: «Пошел вон отсюда!», совсем не вкладывая буквальный смысл в свои слова, то мы понимаем подтекст этой фразы. Или, если человек увеличивает темп своей речи, то этим он хочет сообщить нам о своем беспокойстве или волнении. Таким образом, существует огромное разнообразие различных лингвистических и паралингвистических форм передачи информации. Однако наряду с вербальными формами коммуникации люди используют и невербальные формы, которые иногда поддерживают вербальные сообщения, а иногда и противоречат им. Порой невербальные формы коммуникации даже превосходят по своей действенности вербальные формы. Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации без использования языка слов. При этом мы получаем информацию посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевую экспрессию, жесты, позу, мимику, внешний вид в целом.

Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие «тип общения».

Известными и описанными в научной литературе являются следующие типы: http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5

  • - менторский тип общения, который основывается на принципе строгого подчинения одного собеседника другому, ориентированный на поучение, инструктаж. В наше время обновления и демократизации общественной жизни, гуманизации отношений для участников взаимодействия особенно неприемлемым становится такой тип общения, ведь он подавляет активность одного из собеседников, становится причиной негативного отношения друг к другу, приводит к ухудшению морально-психологического характера отношений;
  • - «информативный» тип общения, направленный на передачу определенной информации. « Информативный » тип общения в современном коммуникативном процессе не является достаточно эффективным, ведь простая ретрансляция информации приводит к пассивности его восприятия, не создает условий для обмена мнениями, самостоятельного поиска путей решения проблем на основе научной методологии;
  • - «вдохновленное» общение считается настоящим показателем высокой культуры контактов. Этот тип общения, характерный для демократического стиля взаимодействия, отличается активным участием каждого из участников коммуникативного процесса, умением партнеров проявлять требовательность одновременно со справедливостью, умением поддерживать разговор, слушать оппонента и т.д. Именно поэтому принципами такого типа общения является, взаимозаменяемость, взаимопомощь, сотрудничество и диалог;
  • - «конфронтационный» тип общения, который сейчас становится дидактически необходимым, поскольку располагает к дискуссии, диалога с оппонентами. Одновременно только человек способен выражать и закреплять словами и жестами содержание своих чувств и мыслей, называть ими различные явления и предметы. Благодаря этому он создает определенное коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют его внутренний, духовный мир и мир внешний, объективный. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 364 с.

Обычно различают вербальные и невербальные средства общения. Основным, универсальным вербальным средством человеческого общения является язык (устный и письменный).

Язык - это основа культуры народа, безграничный неисчерпаемый океан общечеловеческого опыта. http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5 Подчеркивая значение языка в человеческой жизни, народная мудрость ставит ее рядом с другими безусловными ценностями, такими как свобода, добро и др.

Родной язык как средство общения, связывает нас не только с нынешними, но и с прошлыми и грядущими - всеми поколениями нашего народа. Именно поэтому пока существует язык - живет и народ, его же исчезновение привело бы к потере исторической памяти и исчезновение нации, растворения ее среди других человеческих сообществ.

Конечно, знать не только свой, но и другие языки - значит иметь доступ к культурным традициям других народов, намного расширить границы своего общения.

Известно, что никакой, даже самый лучший перевод не сможет передать всю гамму чувств и мыслей, воплощенных в произведениях Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Бальзака, Пушкина и других выдающихся мастеров слова, благодаря которым происходит общение и взаимообогащение разных национальных культур на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Так что не случайно столько вдохновенных поэтических строк в мировой, русской и украинской литературе посвящается именно родному языку, почтению и воспевания его величия и красоты.

Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и общественным. Именно поэтому люди издавна замечали разнообразные качества языка и пытались объяснить их, используя такие слова, как «правильный», «красивый», «доступный» и др. Например, Цицерон считал, что оратор только тогда вызовет восхищение слушателей, когда его речь будет чистой, понятной и красивой. Во время общения язык развивается и совершенствуется. Итак формой ее существования является вещание, т.е. акт использования индивидом языка для общения. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 364 с.

Чтобы четче осознать коммуникативные качества речи и мышления, необходимо выяснить, с чем соотносится она и как это соотношение можно использовать для описания всей гаммы тех смыслов общения, которые в ней скрыты.

Прежде всего речь соотносима с человеком, поэтому она должна быть доступной как для того, кто говорит, так и для получателя информации. Наиболее важным является факт соотношения языка со знаковым механизмом общения. Однако эта очевидность еще не означает того, что мы видим и понимаем все составляющие этого соотношения. Речь идет о том, что речь построена из совокупности и системы знаковых единиц общения, подчиняется законам этой системы, но она не равна ей. В языке знаковые единицы общения получают выбор, повторение, размещение комбинирования и трансформации. http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5

То есть тот, кто говорит или пишет, вынужден самыми задачами и возможностями коммуникации осуществлять выбор, повторения, размещения, комбинирования и трансформацию из большого количества слов и других единиц тех из них, которые соответствуют ситуации речи.

Возникают вопросы: Каким образом эти действия отражаются на коммуникативных свойствах языка и того, кто им в настоящее время пользуется? Может ли тот, кто говорит, убедить собеседника с помощью выбранной системы знаковых единиц общения? Могут ли достичь цели общения собеседники, что выбрали определенный знаковый механизм общения? Каким образом комбинация и трансформация языковых знаков влияет на результат общения? В ответах на поставленные вопросы кроется имеющаяся связь коммуникативных качеств речи человека с ее правильностью (соблюдение норм литературного языка), чистотой (отсутствие посторонних литературном языке слов) и богатством (применение различных языковых знаков), которые в свою очередь являются залогом эффективности общения. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 364 с.

Постоянно связаны между собой язык и мышление: с помощью языка воспроизводится мысль человека и в речи она формируется. Это соотношение дает возможность осмыслить такие качества речи, как ее точность (значения слов соотношении с содержанием и объемом высказываемых понятий) и логичность (связь значений, свойственных словам, словосочетанием и предложением, вошедшим в структуру речи, не противоречит законам логики, законам мышления). http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5

Язык выражает и передает не только мысли, но и чувства, волю людей, те состояния сознания, которые можно назвать эстетическими переживаниями индивида. Язык, что влияет на ум, так и на эмоциональную сферу сознания, поддерживает внимание и интерес собеседника или читателя, обычно называют выразительным . И если при этом формируются конкретно-чувственные представления о действительности, то речь идет о образной речи.

Неопровержим, наконец, факт соотношения языка и условий общения, то есть места, времени, жанра, задач коммуникативного процесса.

Универсальной для общения является естественная речь, с помощью которой можно выразить практически все - от неясного чувства, что зарождается, до самой идеи и понятий.

Живой природный язык отражает душу того лица, которое общается, он полон звуками, выигрывает красками, улыбающийся или мрачный, незримый, как море - весь он блестит и переливается под солнцем нашего «Я».

По языку человека можно определить его этническую и социальную принадлежность. Естественная речь может быть разговорной или литературной, где первое - это живой язык повседневного общения, который не всегда соответствует общепринятым языковым нормам и вбирает в себя диалектные и жаргонные выражения, которые используются лишь в определенной местности или представителями определенной профессии или вида деятельности, а второе - это естественная речь, обработана мастерами слова, общепринятая в стране, она отвечает определенным нормам и является свидетельством языковой культуры. Зазыкин, В. Г. Психология проницательности / B. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 2010.- 130 с

Наряду с естественным языком важным средством общения являются так называемые искусственные языки: азбука Морзе, язык глухих, разные шифры и др. Зачастую искусственный язык используется в науке, например, различные специальные термины и понятия, математические и химические формулы, условные географические обозначения и т.п. Именно поэтому овладение языком той или иной науки является необходимым пропуском в ее храм. К искусственным языкам относятся также компьютерные языки, благодаря которым происходит общение человека с компьютером и в виртуальном пространстве сети Internet.

Обычно в межличностном общении используется письменная и устная речь.

Письменная речь http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5- это разновидность языка, который дает возможность общаться с собеседниками: и теми, которые являются современниками того, кто пишет, и теми, кто будет жить после него. Ее роль становится решающей в тех ситуациях, где необходимы точность, ответственность за каждое слово.

Для того, чтобы успешно пользоваться письменным языком, нужно постоянно обогащать свой словарный запас, ведь чем богаче и разнообразнее словарь человека, тем богаче и разнообразнее его речь. Письменная речь осуществляется в форме писания и чтения написанного.

Устная речь http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5 - это разновидность речи, которое воспринимается другими собеседниками на слух. В противовес письменной, устная речь экономнее, т.е. для устной передачи любой мысли необходимо меньше слов, чем для письменного.

В невербальном общении используется система знаков, которые отличаются от языковых средствами и формой их обнаружения. В процессе взаимодействия вербальные и невербальные средства могут усиливать или ослаблять действие друг друга.

Язык невербального общения - это язык чувств, а не только жестов. Недаром говорят, что молчание - золото, а слово - серебро, т.е. молчание иногда бывает краснословнее, чем слова. Или, например, взгляд глазами: с его помощью осознается тот пласт информации и те особенности общения, которые в вербальном языке трудно передать.

Итак, можно согласиться с В. Лабунской которая подчеркивает сложности феномена, каким является понятие «невербального общения». Определяя его, ученый понимает под ним такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и не вербальных коммуникаций.

Из этого следует, что невербальные средства не только полифункциональные, но и являются предметом рассмотрения в различных направлениях психологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции (от лат. Perceptio - восприятие), как вид взаимодействия.

Понятие «невербального общения» является более широким чем понятие «невербальные коммуникации» и «невербальное поведение». В свою очередь понятие «невербальное поведение» более широкое, чем «невербальные коммуникации».

Определяя понятие «невербальные коммуникации», исследователь обращает внимание на то, что оно представляет собой систему символов, знаков, жестов, используемых для передачи того или иного сообщения, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психологических свойств человека, имеют достаточно четкий круг значений и могут быть описаны, как лингвистические знаковые системы. Зазыкин, В. Г. Психология проницательности / B. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 2010.- 130 с

Что касается понятия «невербальное поведение», то оно, как и поведение в целом, представляет собой сочетание индивидуумных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными, для него характерно единство неинтенциональных (от лат. Intentio - стремление, порыв, направленность мышления, сознания на какой-нибудь предмет), неконвенциональных (от лат. conventio - сделка, договор), бессознательных движений с осознанными, направленными, такими, которые имеют четкие семантические границы.

Основа невербального поведения основывается на различных движениях (жесты, экспрессия лица, выражение глаз, позы, интонционально-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменениями психических состояний человека, его отношением к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения.

Речь идет об индивидуальном невербальном поведении и невербальном поведении группы лиц, которая фиксируется как совокупность невербальных интеракций (от англ. Interaction - взаимодействие). Почвой для возникновения невербальной интеракции служат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения.