Александр Александрович Блок. «Полный месяц встал над лугом…. Онлайн чтение книги Сборник стихов «Полный месяц встал над лугом…

Описание красоты родной природы, не свойственное творчеству Александра Александровича Блока, все же имело место в ранних произведениях выдающегося русского поэта–символиста. Но даже в этих стихотворениях переплетены мистика, быт, таинственность и недосказанность, которые свойственны творчеству этого гениального литератора.

Упоенный юношеским романтизмом, Блок в свои неполные 18 лет пишет прекрасное, лирическое произведение «Полный месяц встал над лугом...». И эмоции, которые переполняли молодого человека в подмосковном имении деда летом 1898 года, становятся бессмертными строками, посвященными загадочной красоте родной земли. Этот период жизни Александра ознаменован романом с прекрасной Любой – дочерью великого русского ученого Д.И.Менделеева, ставшей впоследствии его женой и музой. И хотя Блок еще сомневается в искренности своих чувств, его тянет к прекрасному. А произведение «Полный месяц встал над лугом...» связывается его почитателями с тайными душевными терзаниями молодого поэта.

Темная летняя ночь предстает перед читателем контрастом между цветущим лугом, освещенным вышедшим из-за туч месяцем, и мраком ночи, который укутал сам луг. Образ, нарисованный автором, пропитан мистическим оттенком, а окружающая природа создает напряжение, которое невозможно разгадать. Ведь ночь – это особая пора, она несет в себе нечто таинственное, вызывая у поэта «непонятную тревогу». Что гнетет Блока, писавшего эти строки. Возможно, он предчувствует скорое расставание с Любовью Менделеевой и продолжительный период жизни, в котором он должен разобраться в своих чувствах к этой замечательной девушке. И именно поэтому Александру так «жутко выйти на дорогу» своей жизни, он боится сделать неправильный выбор.

Мистицизм, ставший основой таинственности и недосказанности в более поздних работах поэта, использован Блоком и в описании смены ночи и дня. Первые лучи Солнца рассеивают не только ночную тьму над полем, но и внутренние страхи и сомнения Александра Александровича, готового, несмотря ни на что, идти жизненной тропой, где «вокруг кипит жизнь». Но память о лунной ночи, жуткой и таинственной, хоть и не лишенной очарования, которая впитала в себе тайны и страхи поэта, навсегда останется в его душе. Раскрыть и понять которые будут стараться не одно поколение почитателей творчества Александра Александровича Блока.

5 класс, 6 класс

Картинка к стихотворению Полный месяц встал над лугом

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гумилева Мечты

    Название этого лирического произведения «Мечты» звучит довольно романтично. Однако, содержание его отнюдь не радостное. Оно – очень печально. Мечты, о которых идет в нем речь – пусты и безнадежны.

  • Анализ стихотворения Блока Дикий ветер принес из далека

    В стихотворении Александра Александровича Блока «Дикий ветер» выражаются буквально моря отчаяния и тоски, грусти и печали, горя, и душевной боли от безответной любви. Это прекрасное стихотворение, и, пожалуй, одно из самых лучших

  • Анализ стихотворения Есенина Звезды

    Стихотворение « Звезды » было написано Есениным еще в юношеские годы, когда молодой поэт только начинал литературную карьеру, произведение написанные в этот период, отличаются особой романтичностью,

  • Анализ стихотворения Гумилева Капитаны

    Гумилёв - романтик. Он писал про дальние загадочные страны. Бурная фантазия или прочитанные книги позволили ему создать цикл стихотворений под общим названием «Капитаны». Они были написаны в Крыму, в Коктебеле.

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе. Но длительная разлука может уничтожить чувство.

Учитель: Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Садитесь. Давайте настроимся на интересную и продуктивную работу. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Паша Попов получил на прошлом занятии индивидуальное задание. Предоставим ему слово, а вы послушайте, ребята, и скажите, согласны ли вы с Пашиной оценкой стихотворения?

(ПАША читает)

Кто еще индивидуально подготовил стихотворения и поделится им с нами? Хорошо, теперь проверим, насколько хорошо усвоили сведения о биографии Александра Блока (СЛАЙД). Это сделать нам помогут вопросы нашей игры на внимание. Игра называется «Согласен – не согласен». Правила очень просты. Я буду зачитывать вам некоторые утверждения, если вы согласны с утверждением, вы хлопаете в ладоши, если нет, соблюдаете тишину. Готовы? Приступим.
- Блок родился в 1880 году (да).
- Детство поэта прошло в имении Ясная Поляна (нет). А где?
- Бекетов, дедушка Блока, был профессором Петербургского университета (да).
- Дед А.Блока дружил с выдающимся химиком Д.И.Менделеевым (да).
- Бекетов не хотел, чтобы внук стал учёным (нет).
- В доме Бекетовых любили художественную литературу, уважительно относились к слову (да).
- В 6 лет Блок стал сочинять свои первые произведения (нет). А когда?
- А.Блок в детстве выпускал свой домашний рукописный журнал (да).
- У юного А.Блока, как и у А.С.Пушкина, была няня (нет).

Учитель: молодцы, прекрасно справились. Вы все очень внимательные. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества поэта, познакомимся еще с одним стихотворением А. А. Блока, откроем его для себя. Запишите тему нашего урока: «Поэтическая тетрадь: Лирический герой на лоне природы в стихотворении А. Блока «Полный месяц встал над лугом» (СЛАЙД) На уроках, посвященных поэтическим страничкам русской литературы, мы всегда учимся глубоко и тонко понимать стихи. Но сделать это можно только при условии погружения в текст, умения его прочувствовать, пережить. Какие цели, исходя из этого, мы поставим? (СЛАЙД: цели урока)

Ответ: Понять тему, идею стихотворения

Выяснить, при помощи каких художественных средств она выражается

Совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений.

Учитель: хорошо. Молодцы. Итак, стихотворение, с которым мы сегодня работаем, относится к ранней лирике поэта, входит в цикл «До света» (1898 – 1900), открывший первую книгу поэта. Давайте, вспомнив биографию поэта, попробуем предположить, каким настроением проникнуты входящие в него произведения

Ответ: развитое воображение, мечтательность, любовь к природе, ко всему живому – именно такое восприятие жизни определило характер юных стихов А.Блока

Учитель: верно, молодцы. А теперь послушайте стихотворение (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО) Какое возникает настроение? Подтвердились ли наши предположения?

(ответы детей)

Ребята, каковы отличительные черты лирического произведения?

Ответы: Основная задача – передать чувства, эмоции, ощущения, поэтому произведение не имеет четкого сюжета. Автор воспроизводит те переживания и образы, которые возникают в его сознании.

Учитель: верно, значит, анализируя стихотворение, мы анализируем его настроение и созданные автором образы Вы уже неоднократно знакомились с различными лирическими стихотворениями, встречались в них с разнообразными художественными образами. Какие образы представлены в данном стихотворении?

Ответы: Образ природы, или образ-пейзаж, и образ лирического героя, или образ-персонаж

Учитель: верно, молодцы. Какова тема стихотворения?

Ответ: Состояние природы и человека. Состояние человека среди ночной природы.

Учитель: верно, А.А. Блок передает состояние природы ночью, в часы полнолуния. Какие чувства испытывает лирический герой? Найдите слова и выражения в подтверждение своих мыслей

Ответ: «Жутко выйти на дорогу:

Непонятная тревога

Под луной царит…».

Учитель: верно, ребята, как вы понимаете слово жутко? Подберите синоним

Ответ: страшно, ужасно, боязно….

Учитель: верно, но почему из синонимического ряда выбрано слово «жутко»? Это станет нам ясно. Если обратиться к его толкованию (СЛАЙД: жуткий – тягостный, вызывающий чувство ужаса, тревоги. Итак, какие оттенки смысла вносит это слово?

(ответ: тягость, тревожность, ужас)

Учитель: хорошо, ребята, вам на прошлом уроке также дано было задание выучить стихотворение «Летний вечер» Прочитай пожалуйста, Саша. (СЛАЙД). А вы, ребята, послушайте и подумайте, Созвучно ли настроение, ощущения лирического героя в этих двух стихотворениях или чем-то отличается? Чем?

Ответ: - Нет. Они различаются. Лунная ночь вызывает у лирического героя страх, непонятную тревогу. В то же время он видит вокруг себя гармонию и красоту, но не ощущает себя частью природы.

Учитель: верно. Ограничено ли описание природы только воссозданием картины ночи?

Ответ: Нет, в последних 6 строках иная картина – раннего утра, когда

«солнце выйдет из тумана,

Поле озарит…».

Как изменяется в связи с этим состояние персонажа?

Ответ: Персонаж оживает, он полон бодрости, потому что «под каждою былинкой жизнь кипит».

Учитель: Верно. Можем ли мы сказать, что эти описания, эти части стихотворения противопоставлены друг другу? Как в литературе называется такой прием?

(антитеза)

С помощью каких антонимов противопоставляются в стихотворении образы

мрак – солнце?

Ответ: Мрак: отдыхает, спит.

Солнце: озарит, кипит.

Учитель: верно. Давайте попробуем определить, какие цвета преобладают в стихотворении? Как мы это можем сделать? Сразу ли?

Ответ: нет, цвета и оттенки прямо не названы.

Учитель: тогда как мы определяем их?

Ответ: они воссоздаются в восприятии читателя. Например, когда читаешь словосочетание полный месяц, ясно представляешь себе желтый диск луны в полнолуние.

Учитель: верно. Такой прием называется цветописью (СЛАЙД: Цветопись. Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.) Запишите определение в тетрадь. Хорошо. Какие цвета и оттенки цветов возникают в вашем воображении при чтении следующих слов и словосочетаний: бледный, бледный луг, луг цветущий, мрак ночной, солнце выйдет из тумана, солнце… поле озарит?

(ответы детей)

Учитель: Какие другие изобразительно – выразительные средства использованы в стихотворении? Какова их роль?

Ответы детей: Эпитеты: полный месяц, дивным кругом, бледный луг, непонятная тревога; метафора: жизнь кипит; олицетворения: месяц молчит, мрак ползущий, мрак отдыхает, спит; тревога царит; сравнение: месяц встал кругом

(учитель обращает внимание на способ выражения сравнения Тв. Падежом)

- В чем состоит особенность построения произведения? Какова его внешняя форма?

Ответ: Нет деления, текст единый.

Учитель: К чему стремится лирический герой в стихотворении?

Ответ: Чтобы скорее наступил день, только тогда он сможет понять и принять окружающий мир

Учитель: верно, подведем итог: Что объединяет стихотворения «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом…»?

Ответ: Стремление героя к свету, к неуспокоенности, к жизни.

Учитель:Верно. Наш урок между тем подходит к концу. Что на уроке было самым интересным?

Что узнали нового?

Достигли ли вы цели?

(ответы детей)

Учитель: Молодцы. Теперь запишем домашнее задание. Предлагаю вам составить синквейн по прочитанному стихотворению(СЛАД(схема

напоминается на слайде

)).

Наш урок окончен. Я благодарю вас за интересную и плодотворную работу.

«Полный месяц встал над лугом…» Александр Блок

Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.

Анализ стихотворения Блока «Полный месяц встал над лугом…»

Трудно представить себе Александра Блока в качестве пейзажиста. Тем не менее. ранний период его творчества ознаменован именно такими произведениями. В этом нет ничего удивительного, так как 18-летний юноша пока еще только учится чувствовать и любить, поэтому еще не рискует доверять бумаге свои самые сокровенные мысли. Тем не менее, душевное состояние вчерашнего гимназиста требует выплеска эмоций, поэтому на свет рождаются стихи, слегка наивные и, в то же время, удивительно прекрасные.

К таким произведениям, несомненно, можно отнести и стихотворение «Полный месяц встал над лугом…», написанное летом 1898 года. В этом время Александр Блок, с успехов выдержавший вступительные экзамены в университет, гостит в родовом имении Шахматово. Он не был здесь несколько лет, успев позабыть, каким упоительным может быть аромат свежескошенных луговых трав, и сколько романтики таят в себе ночные прогулки под луной. Тем более, что его одиночество скрашивает юная Любовь Менделеева, к которой 18-летний поэт испытывает очень нежные чувства. Сам он пока даже себе не рискует признаться в том, что влюблен. Однако это легко можно уловить между строк стихотворения, наполненного чувственностью и предвкушением.

Темная августовская ночь в представлении автора построена на контрастах, так как мрак вменяется лунным светом, в котором просматривается «бледный луг цветущий». Картина, нарисованная поэтом, носит слегка зловещий оттенок. И сам автор, не отличающийся склонностью к мистицизму, признается: «Непонятная тревога под луной царит». Он словно бы предвидит, что летний роман, начавшийся так легко и необременительно, вскоре завершится неприятным объяснением и разлукой на несколько лет, в течение которых Блоку предстоит переосмыслить свои чувства, уверившись в их силе и чистоте. К тому же, поэт осознает, что пресловутый мистицизм все же плотно сошел в его жизнь, так как череда случайных совпадений, завершившихся бракосочетанием с Любовью Менделеевой, является ответом свыше на горячие молитвы поэта. Но между наивным юношей и зрелым мужчиной, в которого спустя 5 лет превратится Александр Блок, пролегает пропасть. Поэтому все чувства поэта остаются невысказанными, и их отголоски следует искать между строк, улавливая лишь отдаленные намеки, недосказанные мысли и готовые сорваться с губ фразы.

Мистицизм, который впоследствии перерастет в символизм, видится Блоку и в таком простом явлении, как смена ночи и дня. С первыми солнечными лучами уходят все страхи юного поэта, который видит, как «под каждою былинкой жизнь кипит». Но где-то глубоко в подсознании запрятаны воспоминания о лунной ночи, таинственной и не лишенной очарования, которая все же несет в себе скрытую угрозу.

1.Это стихотворение о лунной ночи.
2.Картина природы которая нарисована автором это месяц вставший над лугом
3.Автор придаёт настроение от слов:жутко,мрачно,бледный.
4.Мне больше всего понравился образ:И тогда пройдешь тропинкой,где под каждою былинкой жизнь кипит.
5.приёмы используемые для стихотворения:Эпитет-Полный,неизменным,дивным,бледный,цветущий,ночной,ползущий,непонятная;Олицитворение-мрак спит,мрак ползущий,солнце выйдет;Метафора-жизнь кипит
Автор использует поторение слов,чтобы предать контраст (яркость).
6.Интересные открытия которые помог сделать автор:что жизнь кипит и днём и ночью,Что природа может быть пугающей ночью и красивой днём,что рано утром солнце выходит из тумана.
7.мысли автора были тёмной,мрачной ночи.

Это стихотворение написано А. Блоком в 1898 году. Ему 18 лет. Это ещё юный поэт. В этом произведение говорится о месяце, луне. Стихотворение лирическое. В нём присутствует очень много олицетворений: месяц встал, месяц молчит, мрак отдыхает, мрак спит, тревога царит, солнце выйдет, жизнь кипит. Есть эпитеты: бледный луг, непонятная тревога. И одна метафора: неизменным дивным кругом. Эти средства выразительности создают нам печальную, грустную обстановку. Автор хочет показать читателю красоту природы ночью, в часы полнолуния.

Polny mesyats vstal nad lugom
Neizmennym divnym krugom,
Svetit i molchit.
Bledny, bledny lug tsvetushchy,
Mrak nochnoy, po nem polzushchy,
Otdykhayet, spit.
Zhutko vyti na dorogu:
Neponyatnaya trevoga
Pod lunoy tsarit.
Khot i znayesh - utrom rano
Solntse vydet iz tumana,
Pole ozarit,
I togda proydesh tropinkoy,
Gde pod kazhdoyu bylinkoy
Zhizn kipit.

Gjkysq vtczw dcnfk yfl keujv
Ytbpvtyysv lbdysv rheujv,
Cdtnbn b vjkxbn/
,ktlysq. ktlysq keu wdtneobq,
Vhfr yjxyjq, gj ytv gjkpeobq,
Jnls}