Волевой акт в жизни человека. Волевой акт и его структура

Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Этапы волевого действия (волевого акта):

    возникновение побуждение и постановка цели

    борьба мотивов – этап, связанный с принятием решения

    принятие решения – фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения

    исполнение – реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта

Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

40. Задатки и способности.

Способности – индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.

Задатки – анатомо-физиологические, биологически обоснованные предпосылки развития способностей.

Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).

Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.

Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.

Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов:

Мотивационный механизм-без мотива, без желания, способности не будут реализованы.

Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности, ведь способности от слова - способ.

Функциональный механизм (процессуальный) - качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей.

Каждая способность имеет свою специфику и вместе с тем общую структуру.

У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой - у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.

Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности. Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие волевого акта, имеющего определенную структуру и содержание. Важнейшие звенья волевого акта - принятие решения и исполнение - нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:
1) наличие цели действия и ее осознание;
2) наличие нескольких мотивов и также их осознание с выстраиванием определенных приоритетов между мотивами по их интенсивности, значимости. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов;
3) «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений. Она становится тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание внутреннего конфликта;
4) принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения - это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения (в этом случае говорят о «победе над собой»), либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
5) реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, часто приобретающим стрессовый характер.

Отечественный классик психологии А. Н. Леонтьев выявляет важную составляющую волевого акта. Он считает, что волевое действие есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными. Это означает, что в борьбе мотивов у достаточно зрелой личности чаще всего побеждают социальные мотивы, беря верх над биологическими. Так, человек может заставить себя съесть обед (биологическое действие), если он будет знать, что его жена будет довольна этим действием (социальный мотив - отношения с женой). Данный эффект А. Н. Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации». То же самое верно и по отношению к «идеальным по форме» мотивам, которые берут верх над наглядными и объектно-предметными мотивами, согласно А. Н. Леонтьеву.

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Во́ля - психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие. Понятие «во́ля» очень тесно связано с понятием «свобода».

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления. Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели.

Волевые процессы - Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом.
В качестве источников волевого процесса выступают потребности и интересы, выражающиеся в стремлениях. В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения, желания, хотения. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление ее достичь;
- осознание возможностей ее достичь;

Появление мотивов, связанных с достижением цели;
- борьба мотивов и выбор возможности достижения;
- принятие решения о возможных действиях;
- осуществление принятого решения.
Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.
В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:
- целеустремленность;
- самообладание;
- самостоятельность;
- решительность;
- настойчивость;
- энергичность;
- инициативность;
- исполнительность.
Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей


Волевые действия взаимосвязаны с процессами мышления. Если без мышления не может быть настоящего сознательного волевого акта, то и само мышление правильно осуществляется только в связи с деятельностью

Этапы волевого процесса - Возникновение представления, осознание желания, хотение, исполнение решения.

Возникновение представления. Волевой процесс возникает с ясного представления, или мысли о цели, связанной с удовлетворением какой-либо потребности, и стремление, к достижению этой цели. Этот момент в протекании волевого акта, когда налицо имеется ясное сознание цели, связанное со стремлением к ней, называется желанием. Не всякое зарождение потребности имеет сознательный характер. В некоторых частных случаях возникающая потребность или еще не осознается совсем, или же осознается лишь смутно; тогда мы имеем налицо то психическое состояние, которое принято называть влечением. В отличие от желания, которое является результатом осознанной потребности и связано с ясным представлением цели, которая может удовлетворить потребность, влечение смутно, неопределенно, объект, на который оно направлено, не ясен.

Осознание желания, проявление в сознании четкого представления цели. Внимание концентрируется на объекте целевой установки, в сознании с исключительной яркостью выступают образы, связанные с представлением цели, мышление усиленно изыскивает средства для достижения этой цели.

Хотение. Желание подкрепляется или не подкрепляется наличием соответствующих средств и намерением осуществить это желание. Не всякое хотение претворяется в жизнь. Иногда перед человеком встают сразу несколько целей или может возникнуть сомнение в том, следует ли стремиться к данной цели. Начинается процесс так называемой борьбы мотивов. Именно в результате борьбы мотивов возникает окончательный выбор и решение, и итогом данного этапа может быть или решимость, или угасшее желания.

Исполнение решения, т. е. приведение его в действие. Сущность волевого поступка лежит именно в этом этапе.

Воля – регулятивный психический процесс сознательной самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и психических процессов.

Функции воли:

1) сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и тормозящую;

2) выбор значимых мотивов и целей;

3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация психических и физических возможностей человека в ситуации преодоления препятствий.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на непроизвольные, произвольные и волевые.

Непроизвольные , импульсивные действия не осознаются и не обдумываются. Этим действиям не предшествует разработка плана. Они совершаются автоматически, по прямому побуждению, т. е. нет намерения, нет сознательной цели (цель напрямую возникает из мотива).

Произвольные действия являются целенаправленными, т. е. человек до начала выполнения действия представляет результат, обдумывает программу осуществления этого действия. Главное отличие произвольных действий от непроизвольных состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Волевые действия представляют собой сознательные целенаправленные действия человека по преодолению внешних и/или внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Волевое действие всегда является инициативным, а цель и задачи произвольных действий могут задаваться извне (и лишь приниматься или не приниматься человеком).

Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Структура волевого акта:

1. Возникновение разнонаправленных мотивов. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Причём один из мотивов имеет, как правило, положительную эмоциональную окраску, а другой – отрицательную.


2. Анализ и борьба мотивов. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.Взвешиваются «плюсы» и «минусы» ситуации, анализируются возможные способы достижения цели, предвосхищаются препятствия, эмоционально окрашиваются последствия выбора каждого из мотивов, обосновывается значимость мотивов.

3. Принятие решения. Для волевого процесса специфична особая ситуация принятия решения – когда каждый из мотивов сохраняет свою актуальность. Решение принимается не потому, что нет других возможностей. Человек ощущает себя источником возможных поступков – тогда выделяется в отдельный осознанный акт и сопряжено с повышенным чувством собственной ответственности. Сущность принятия решения – в сознательном изменении побудительной силы своих мотивов.

4. Исполнение решения. Планирование конкретных этапов реализации решения, необходимых ресурсов. Характерно состояние готовности, которое при отсрочке превращается в намерение. Намерение – кризисный момент осуществления решения (откладывание нового решения может приводить к пробуждению отверженного мотива), поэтому сущностью волевого акта является практическое осуществление выбранного мотива.

При этом спланированное действие не осуществляется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Одним из качеств, которое с детства пытаются выработать в человеке - это воля. Именно с ее помощью он может преодолевать трудности, принимать решения и вести нормальный образ жизни. Воля не является врожденным качеством, каждый человек вырабатывает ее в себе самостоятельно.

Понятие

Воля - это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество - не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.

Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.

Как возникла воля

Структура волевого акта совершенствовалась и вырабатывалась в процессах развития общества и истории. Она была необходима для трудовой деятельности. Самые разные волевые качества возникали, когда люди боролись за свое существование, прикладывали силы для выживания, сдерживали себя, чтобы стать частью общества. И чем важнее цели ставил перед собой человек, тем больше сил он прикладывал для ее реализации, тем быстрее совершенствовалась воля как качество психики. Только осознавая себя и свои действия, человек способен достичь желаемого результата.

Что дает воля

Волевое поведение обеспечивает выполнение нескольких функций организма, взаимосвязанных между собой. Оно побеждает, активизирует человека и тормозит его. Активизирующая функция позволяет осознанно принимать решения, принуждать себя к чему-то, чтобы получить желаемый результат. Вторая функция позволяет сдерживать свои желания, то есть не дает человеку проявлять активность в той сфере, которая помешает ему достигнуть поставленной цели.

Волевое действие

Охарактеризовать его можно наличием осознанных целей, а также трудностей и препятствий, так называемым напряжением, в момент их преодоления для получения результата. Структура волевого акта может быть простой и сложной.

Первая может иметь две фазы: человек ставит перед собой цель, не всегда ясно осознавая ее и побуждает себя к действию. Вторая фаза - это непосредственное осуществление самого действия, которое чаще всего знакомо и привычно индивиду. Он делает это в тот же момент, как поступил импульс. Отличием этого волевого акта является то, что нет борьбы мотивов, у человека не возникают внутренние противоречия, и он не борется сам с собой.

Сложный волевой акт

А вот для сложного волевого акта характерно наличие трех фаз. Первая называется подготовительной. Она включает в себя возникновение желания. Человека влечет к чему-то, он начинает этого хотеть, в связи с чем и возникает последующее побуждение к действию, направленному на получение желаемого. Вторая фаза, которую содержит структура волевого акта в психологии - борьба мотивов. Человек решает, а действительно ли ему это нужно, или можно это чем-то заменить. Стоит ли труд полученного результата. В этот момент человек должен сделать осознанный выбор. После этого у человека формируется чувство ответственности за свои действия. И только тогда он начинает планировать, просчитывать пути и средства, которые помогут ему достичь желаемого.

Основной фазой волевых актов считается выполнение принятых решений. При рассмотрении сложного волевого действия можно говорить о том, что оно включает в себя еще и преодоление трудностей объективного и субъективного характера. Внешние обстоятельства не зависят от человека, его волевые качества не могут повлиять на них. Это по сути любые затруднения, поступившие извне, например, сопротивление людей со стороны. А вот внутренние проблемы напрямую зависят от индивида. Учитывается его психическое и физическое состояние. Могут мешать его привычки, недостаток опыта или знаний.

Некое усилие просто необходимо, чтобы человек смог принять решение и исполнить его. Это психическое явление, определяющее специфику волевого акта, которое обеспечивает мобилизацию внутренних человеческих ресурсов и создает мотивацию на осуществление действий, способных привести к результату. Эти усилия напрямую зависят от мировоззрения человека, его моральных качеств, установок, самоорганизации и присутствия целей, которые значимы для общества.

Заключительная фаза, которую содержит структура волевого акта заключается в подведении итогов. В зависимости от того, достиг человек успеха или же, наоборот, он будет испытывать спектр эмоций. Среди них основные: досада, радость, спокойствие, стыд, раскаяние. Именно таким образом человек получает опыт, чтобы в следующий раз осуществить более сложный обдуманный поступок. Самым значимым волевым актом считается тот, который осуществляется мгновенно. Обычно человек способен проявить его только в особо сложных ситуациях, например, при катастрофе, во время аварии или на поле боевых действий.

Качества

Существуют волевые качества, позволяющие человеку добиваться желаемого. Среди самых основных следует выделить следующие:

  • Сила воли, то есть степень усилия, которое может приложить человек для достижения цели.
  • Настойчивость. Представляет собой длительную мобилизацию внутренних резервов для завершения задачи.
  • Выдержка. Позволяет затормозить чувства и желания, способные помешать выполнять действия, необходимые для достижения результата.
  • Энергичность.

Эти качества считаются базовыми, психология воли считает их основными для не очень сложных волевых решений. Со временем человек вырабатывает в себе и вторичные качества, необходимые для серьезного выбора. Это решительность, смелость, самообладание, уверенность в собственных силах. Они относятся не только к силе воле, но и к характеру человека. Есть также и третий тип волевых качеств: дисциплинированность, ответственность, обязанность, дисциплина и целеустремленность.

Заключение

Психология воли подразумевает собой то, что качества развиваются от первичных ко вторичным и так далее по мере обретение индивидуумом опыта и знаний. Всю сознательную жизнь, совершая те или иные поступки, человек развивает свою волю. Самым важным периодом развития воли являются детские годы. Именно в это время личность способна выработать и приучить себя к выполнению тех или иных действий. В детстве человеческая психика обретает самые важные компоненты волевого акта, поэтому так важно заниматься развитием этой черты.