Политическая система. Её элементы и подсистемы. Политические системы

Говоря о политике, мы часто представляем некую систему, которая имеет свои рычаги влияния, схемы, функции и задачи. Стоит отметить, что любая система имеет свои элементы, которые существуют в определенной связи друг с другом. И тем не менее каждый из них несет свои цели и отвечает за свои задачи. То же самое можно сказать и про подсистемы политической системы общества.

Сложная система

Для начала стоит немного разобраться с самой системой политики. Ясно, что данное понятие означает совокупность некоторых элементов, таких как нормы, институты, организации, идеи, и их взаимосвязь. Благодаря им политическая власть может функционировать эффективно.

Важно понимать, политические институты, будь они государственные или негосударственные, реализуют определенные задачи, тем самым позволяя правительству работать полномасштабно, сразу в нескольких направлениях.

Помимо основных элементов этой сложной схемы, здесь присутствуют и являющиеся дополнением. Политические институты дополняют неформальные причины и действа, которые имеют все шансы восстановить исход событий.

Характеристика

Как и другие системы, политическая владеет собственными характерными чертами, определяющими её тип и функциональность. Её можно описать с помощью:

  • Идеологии.
  • Культуры.
  • Норм.
  • Традиций и обычаев.

Такая типичная характеристика позволяет выделять и функции политики. Их можно выделить десятки, но теоретически их всего семь. Первая – это конверсия, то есть все мнение, которое власть получает от граждан, конвертируют в политические задачи. Следующая – адаптация: все системы, имеющиеся в политике, обязаны приспособляться к изменениям в публичной жизни.

Мобилизация предполагает использование людей и ресурсов для реализации поставленных целей. Охрана отвечает за стабильность в общественно-политическом строе и защиту всех человеческих ценностей и принципов. Еще одна функция работает над эффективными и продуктивными взаимоотношениями между странами. Консолидация помогает наладить контакт между коллективными нуждами и соцгруппами. Последнее, за что отвечает политическая система, – это распределение, с помощью которого можно создать баланс между материальными и духовными ценностями.

Классификация

Прежде чем разобраться, что же такое подсистема политической системы общества, разберем весь данный сегмент более подробно. Делению по функционированию способствуют некие взгляды. Политическая схема может быть демократической или авторитарной, определяют типизацию по решениям, принимающимся властью.

Также бывает классификация политического режима, который может быть направлен на тоталитаризм или либерализм. Этот тип характеризуется степенью вмешательства правительства в общественные отношения.

Структура

Говоря о том, какие структурные компоненты политической системы есть, мы обязаны сказать, что конкретной классификации не существует. Во многом данные разновидности подсистемы схожи меж собой. Однако в основной массе случаев могут быть объединены и взаимосвязаны.

Подсистемы политической системы общества бывают нормативными, институциональными, идеологическими и регулятивными. Эти элементы могут называться по-другому, например существует организационно-институциональный сегмент, он отвечает за политические институты, партии, организации страны, группировки и общественные течения. Следующий, нормативно-регулятивный, работает над устоями, нравами, моральными порядками, политическими и юридическими аспектами.

Культурно-идеологический рассчитан на поддержку политической идеологии, культуры и психологии. А вот коммуникативный отвечает за формирование эффективных и мирных связей.

Нормы

Итак, нормативная подсистема политической системы появляется за счет построения взаимоотношений на фундаменте особых правил. Этот элемент состоит из политических, общепризнанных мер и обычаев, которые не только определяют, но и регулируют публичное поведение и жизнь. Чтобы государство имело гарантию мира внутри страны, необходимо сформировать правовые нормы. Среди них законы и акты, которые регулируют деятельность множества организаций.

Подобные законодательные документы являются регламентом партий и общественных организаций, но в любой державе существуют неофициальные обычаи и традиции, которые не зафиксированы на бумаге. Они также важны для граждан и соблюдаются ими.

Помимо вышеуказанных составляющих, которые регулирует нормативная подсистема политической системы, есть также и этико-моральные правила. Эти нормы обычно характеризуют понимание обществом понятий, связанных с добром и злом, правдой и справедливостью.

Институции

Институциональная подсистема собирает в свой состав политические институты. Самым главным является держава. Если принимать во внимание негосударственные организации, то сюда можно отнести движение партий и общественно-политические формирования. Эти объединения также можно разделить на несколько типов. Собственно политические нацелены на влияние и регулирование власти, воздействие на правительство.

Несобственно политические работают во всех сферах, кроме политической. Их влияние распространяется на экономику, культуру, социум и т. д. Но, чтобы осуществить поставленные цели, им необходимо принимать участие в политических событиях, заявлять свои идеи и стараться реализовать их.

Третья группа практически не связана с политикой. Эти организации появляются для того, чтобы свершить свои личные идеи и цели. Среди этих объединений могут быть спортивные кружки или клубы по интересам. Самостоятельно они не могут быть активными участниками политического процесса, но институциональная подсистема может связать их с политическими институтами под влиянием государства.

Идеология

Идеологическая подсистема обычно функционирует благодаря взаимодействию с культурным аспектом. Поэтому этот элемент называют культурно-идеологическим. Сюда входит множество составных частей, формирующих идейные взгляды, мысли и чувства. Обычно эта подсистема влияет на субъектов двумя путями: теоретический – политическая идеология, а также эмпирический – политическая психология.

К первой, теоретической, части относят идеологические выражения, концепции и мнения, ко второй – эмоциональный аспект, основанный на чувствах и предрассудках. В идеологической подсистеме эти части взаимодействуют и являются равноправными составляющими.

Стоит отметить и весомую роль политкультуры. Она состоит из множества общественных поведений и стереотипов, которые установились в отдельном обществе. Обычно политическую культуру передают от родителей к детям как воспитательный аспект, который формирует учения и утверждения относительно норм человеческого поведения.

Регулирование

Регулятивная подсистема политической системы схожа с нормативной. В различных классификациях они объединены в одну либо же имеют одинаковый функционал. Эта разновидность подсистемы политической системы общества содержит нормы корпоративные и правовые, которые создаются государством или общественными группами.

По большому счету нормативный и регулятивный сегменты – это одно и то же, не отличающиеся по составу объектов и субъектов права.

Коммуникация

Так как недостает отчетливо проявленной структуры подсистем, можно отметить пятый элемент политсистемы. Коммуникативная составляющая отвечает за реализацию отношений и взаимосвязей между всеми слоями общества.

Чтобы реализовать все возможные цели, субъекты политических событий должны работать над взаимоотношениями друг с другом, а также с социальной средой. Примером таких взаимодействий можно считать парламентские комитеты и их отношения либо же сотрудничество государства с партиями.

Для осуществления задач необходимо использовать каналы связи. Именно они помогают в передаче потребностей общества к представителям страны. Примером могут служить опросы, выборы, слушания либо же другие подобные мероприятия. Каналом связи, который служит ответной передачей – от державы к населению, являются журналисты. Благодаря СМИ люди могут узнавать о законодательных проектах, утвержденных нормативных актах.

Особенности

Отметим, что политическая система имеет много уровней, поэтому в своем составе имеет множество сложных подсистем, со своими частями и связями. Это объединение имеет три уровня подсистемы политической системы общества и взаимоотношений. Сразу два уровня заняты институциональными элементами, которые могут быть высшими или верхними, а также средними или промежуточными. Третий – неинституциональный, предполагает нижний, массовый микроуровень.

Также система политики складывается из определенных институтов и субъектов. Ведущую роль играет держава, которая служит образовательным элементом всего объединения и работает как связующее звено остальных составляющих.

Политическая система чрезвычайно сложное явление. Ее структуру составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Структурирование политической системы зависит от подхода к изучению структуры и функций политической системы, либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода М.А. Курьянов, М.Д. Наумова, Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие - Тамбов, 2010, С.-54..

Системному подходу положил начало Д. Истон, четко определивший границы политической системы и применивший понятие "входа" и "выхода" в политическую систему. На "входе" он определяет два элемента - требования и поддержку, на "выходе" - решение и действия.

Структурно-функциональный подход дает видимо, больший простор для структуры политической системы общества. В литературе имеются разные мнения авторов, но критерии у всех почти одни и охватывают одни и те же элементы, за небольшой и несущественной для настоящей курсовой работы, разницей. Составные элементы называются диалектическими сторонами, а политическая система представляется как диалектическое единство этих сторон Под.ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько, Теория государства и права: Курс лекций - М., 2011, С.-116.. Некоторые авторы полагают, что политическая система состоит из подсистем Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su или элементов А.В. Мелехин, Теория государства и права: Учебное пособие - М., 2010, С.-48..

Ниже нами сделана скромная попытка представить структуру политической системы общества в обобщенном виде из нескольких вариантов, ставших нам известными. Учитывая, что каждая составляющая часть политической системы в свою очередь может представлять собой совокупность сложных взаимоотношений собственных элементов или компонентов, нам представляется наиболее приемлемым обозначать составные элементы политической системы - подсистемами.

Итак, политическая система общества состоит из следующих основных подсистем:

  • 1) институциональной - государство, политические партии, социально-экономические и другие организации (и их взаимоотношения), образующие в совокупности политическую организацию общества и связанные с функционированием политической власти. Центральное место в ней принадлежит государству Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su.
  • 2) регулятивной или нормативной - право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и так далее, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества;
  • 3) функциональной - методы и способы политической деятельности, составляющие основу политического режима, то есть совокупность методов и способов осуществления власти.
  • 4) идеологической - политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология, то есть совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.

Некоторые авторы выделяют также культурную и коммуникативную подсистемы. Культурная подсистема включает комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности и является интегрирующим фактором политической системы. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия и является совокупностью отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики М.А. Курьянов, М.Д. Наумова, Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие - Тамбов, 2010, С.-54..

А.И. Демидов отмечает, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:

  • · общая цель для всех участников организации;
  • · иерархичность структуры отношений внутри организации;
  • · дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации - появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей Под ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько, Теория государства и права: Курс лекций - М., 2011, С.-121..

В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и так далее.

Имеются некоторые спорные моменты в вопросе отнесения некоторых общественных образования в структуру политической системы.

Так, спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и тому подобным, но церковь не может преследовать политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае, их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы Под ред. Лазарева В.В. Общая теория права и государства,/Учебник, М., - 2011, С.-76..

И в порядке информации, необходимо отметить также деление политической системы на подсистемы трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Данное деление требует более детального изучения, что является задачей невыполнимой в рамках данной курсовой работы.

Политическая система как устойчивая форма человеческих отношений Под ред. Лазарева В.В. Общая теория права и государства,/Учебник, М., - 2011, С.-76., имеет и свои функции, которые позволяют эти решения принимать и реализовывать, и осуществлять сложные взаимосвязи между ее подсистемами. Прежде чем приступить к освещению функций, считаем необходимым уяснить, что означает термин "функция".

Функция - это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Она представляет собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su.

Как известно, функции политической системы, как и структура политической системы, определяется либо исходя из системного подхода, либо из структурно - функционального подхода М.А. Курьянов, М.Д. Наумова, Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие - Тамбов, 2010, С.-55..

Применив системный подход к определению функций политической системы, Г. Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций:

  • · преобразования,
  • · адаптации и сохранения системы.

Первая группа, преобразования включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции:

  • 1) артикуляция (выражение) интересов;
  • 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов.

На "выходе" четыре функции:

  • 3) разработка норм,
  • 4) применение норм,
  • 5) контроль за применением норм,
  • 6) политическая коммуникация.

Вторая группа адаптации и сохранения системы, включает две основные функции - политическое рекрутирование и политическую социализацию.

Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы.

Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.

Близкую по смыслу классификацию функций предложил Д. Эптер. На "входе" он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На "выходе" три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества, т.е. согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовных ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su.

В государствах где политическая система находится в переходном состоянии, стадии формирования, как, например, нынешняя российская, кыргызская и других постсоветских государств, то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических кризисов М.А. Курьянов, М.Д. Наумова, Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие - Тамбов, 2010, С.-55..

В литературе имеется многообразие идей и представлений по вопросу определения функций политической системы общества. И каждая из них представляет известную ценность и интерес в изучении темы данной курсовой работы. Однако, в силу известных ограничений, мы вынуждены ограничиться изложенным выше.

В завершение вопроса о функциях политической системы, считаем возможным коротко остановиться на неотъемлемой части функций - функциональном кризисе системы. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и многих других) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и других кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и другими конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, наступает, когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и тому подобными перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и тому подобное) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.

Таким образом, неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает кризис политической системы:

  • - когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных;
  • - деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому опыту народа Под ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько, Теория государства и права: Курс лекций - М., 2011, С.-48..

Политическая система общества

1) Политическая система общества (ПСО): понятие, структура, функции, типология

2) Основные субъекты политической власти и их характеристика:

- государство,

- политические партии,

- общественно-политические движения,

- группы давления,

- общественные организации,

- церковь,

- СМИ

Категория «политическая система общества » сравнительно недавно вошла в научный оборот теории государства и права – 1960-е годы. Исходным для исследования ПСО является представление о ней как разновидности социальных систем .

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов , взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям (вспомните синергетический эффект, присущей системе, когда 1+1+1+1=7).

Как систему, ПСО характеризуют:

Ø целостность

Ø внутренняя структура и взаимодействие ее элементов

Ø конкретные функции

Ø наличие внешних границ и необходимость реагировать на влияние извне

Ø способность поддерживать свою устойчивость.

В отличие от других систем общества – ПСО имеет легальное право применять принуждение для поддержания социального порядка в обществе.

Политическая система общества (ПСО) - это совокупность таких социальных институтов, как государственные органы, политические партии, общественные движения, организации, осуществляющих политическую власть на основе права и иных социальных норм, и обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.

В политической жизни принимают участие различные субъекты: в первую очередь, это государство (специально предназначенное для этой цели), в 19-20 веке на политическую авансцену выходят политические партии, движения, профсоюзы, общественные организации и т.п.

Однако в ПСО входят не все общественные объединения, а только юридически признанные , т.е. легитимные, для чего они должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом . В РФ регистрация проходит в Министерстве юстиции.

Возникновение ПСО

ПСО возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. Первобытные общества, где власть держалась на авторитете вождей, старейшин, соблюдении традиций и обычаев, не имели политической системы . Но уже в эпоху античности, с возникновением классов, государства возникает политическая система общества. Политическая система античного общества, конечно, крайне отличалась от политической системы современных демократических обществ. Политическая система античного общества была менее сложной, разветвленной. Многие элементы, присущие политической системе современного общества, такие как парламентские партии , борющиеся за власть, современная структура власти (законодательная, исполнительная, судебная ), множество общественных организаций , отсутствовали в политической системе античного общества.

Политическая система может долгое время эволюционизировать, как, например, в Англии, но может изменяться быстро, революционно, как бывший СССР или страны Восточной Европы.

Несмотря на всю несхожесть политической системы, они имеют более или менее однотипную структуру. Различия заключаются в основном в содержании составляющих ее элементов.

Выделяют следующие компоненты или 4 подсистемы политической системы:

1) Институциональная подсистема - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) Нормативная подсистема – социально-политические и правовые нормы - регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти:


3) Коммуникативная подсистема - политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти:


4) Культурная подсистема - политическое сознание, поведение, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

Также представляет интерес предложенный Д.Истоном системный подход к структуре ПСО:

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа - выхода».

Д. Истон различал два типа «входа»: требования и поддержка .

Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.

Д.Истон предложил рассматривать функционирование политической системы следующим образом:

Требования

В политической системе существует связь между тем, что Истон определил как «ввод» и «вывод» (или «вход» и «выход»).

«Ввод» в политическую систему представляет собой требования и проявления поддержки со стороны общества.

«Требования» со стороны гражданского общества могут касаться:

а) распределительные заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);

б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком и т.д.);

в) коммуникативные (о предоставлении попитической информации, об использовании политической силы, свобода слова и т.д.).

«Поддержка» означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные для системы. Формы проявления поддержки весьма разнообразны:

– соблюдение законов;

– уплата налогов;

– активность на выборах;

– уважение к власти, государственной геральдике;

– служба в армии

«Выход» представляет решения и действия правительства, включая те или иные программы, принятие законов, решения о налогообложении и распределение общественных средств. Если решения политической системы устраивают людей, то они оказывают ей соответствующую поддержку.



Функции ПСО:

1. Определение целей, путей развития общества и организация общества для достижения поставленных целей

2. Распределение материальных и духовных ценностей

3. Согласование разнообразных интересов государства и различных социальных общностей

4. Разработка правил и законов поведения людей и контроль за соблюдением их соблюдением

5. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического курса

6. Формирование политического сознания и приобщение людей к политическому участию и деятельности


Наиболее популярной на сегодняшний день является типология А.Алмонда:

1 тип Англо-американская политическая система, которая сформировалась в Великобритании, США. Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В истории этих стран не было революционных форм смены форм правления, достигнута высокая степень политической стабильности, что определяет следующие сходные черты:

1. гомогенность (однородность) политической культуры граждан через признание ценностей общества : свобода личности; идея массового благополучия; всеобщая безопасность; антиэтатизм (негативное отношение к усилению роли государства);

2. устоявшаяся двухпартийная система , при которой партия власти олицетворяет собой центризм и ориентируется на настроение электорального центра;

3. преемственность истории , т.е. приход новой администрации не может принципиально поменять выбранный ранее политический курс, и не порождает ожидания изменений, строительства чего-то нового.

2 тип Континентально-европейская политическая система, характерная для Франции, Италии, Германии, Россия также относится к этой группе стран. Эти страны объединяет:

1. Неоднородность политической культуры , т.е.отсутствие согласия по поводу основополагающих ценностей и идеалов. Политика воспринимается как борьба различных идеалов и интересов. До сих пор ведутся споры о расширении роли государства или свободе рынка. Это связано с тем, что наличие в истории этих стран революционных форм смены форм правления оставило в обществе сторонников того или иного курса.

2. Электорат поляризуется на «левых» и «правых» при достаточно малочисленном центре. Как следствие формируется многопартийная система. В силу того, что в этих странах в ХХ веке кардинально менялись политические режимы, в России, например, до сих пор существуют т.н. «красные» пояса – территории, в которых электорат на выборах в большинстве своем отдает голоса за «левые» партии. В Германии – «коричневые», в которых голосуют за крайне правые партии нацистского толка. Во Франции несколько лет назад чуть не стал президентом, вышедший во второй тур, националистически настроенный кандидат (Ле Пенн).

3. Многопартийность

4. Цикличность истории , т.е. смена партии или лидера у власти может привести к новому витку истории (С 1789 по 1958 годы во Франции сменилось 16 режимов).

3 тип – Доиндустриальная политическая система сформировалась в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки (бывшие колонии). Для нее характерна:

смешанная политическая культура : смесь западных ценностей и этнических и религиозных традиций;

неотчетливое разделение властей , при котором армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры;

4 тип – Тоталитарная политическая система (Германия, Италия, СССР 30-50-х гг. ХХ в.) характеризуется:

единая идеология (классовой или расовой) и ориентация на харизматического лидера;

тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни

­– монопартийная система

политическое участие носит только декоративный характер ;

сформирован образ врага ,

Одно из важнейших назначений политики - обеспечение единства, целостности общественного организма, неизбежно включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции, действия. Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы является ее политическая организация - совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической и моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения.

Государство и партии - собственно политические организации . Главное в их деятельности - прямое и непосредственное осуществление политической власти в полном объеме или стремление к ней. Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.

Функции политической системы :

Определение целей и задач общества;

Выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества;

Мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;

Контроль за распределением ценностей - именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и их социальной целостности; потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;

Интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе следующих подсистем.

1. Институциональная подсистема политической подсистемы представляет собой совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти. Структурные элементы - государство, политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы), средства массовой информации, а так же церковь.


2. Нормативная подсистема - совокупность политических норм и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества. К ним относятся правовые нормы, нормы деятельности общественных организаций, неписаные обычаи, традиции, а так же этико-моральные нормы.

3. Функциональная подсистема включает в себя формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

4. Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. В идеологической подсистеме выделяют два уровня: теоретический - уровень политической идеологии (взгляды, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический - уровень политической психологии (чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения, традиции).

5. Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики.

6. Культурная подсистема является интегральным фактором политической системы, комплексом типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.

Понятие политической системы является одним из самых широких категориальных понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой. Данное понятие позволяет, с одной стороны, выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни, а с другой – свести воедино основные элементы политической жизни общества.

Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования политической власти.

Анализ функционирования политической системы предполагает характеристику ее внутренней структуры. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве своих частей. В то же время она состоит из относительно самостоятельных подсистем.

В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:

1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти.

Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.

2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы.

Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.

3) Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления.

Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

4) Коммуникативная подсистема. Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия.

Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.

5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества. В то же время в ней происходят процессы, связанные не только с подтверждением, но и с видоизменением данной модели общественного устройства.

Каждая из главных подсистем политической системы общества организована на трех уровнях власти:

Мегауровне (центральный аппарат государственного управления);

Мезоуровне (региональная и муниципальная власть);

Неинституционализированном микроуровне (массовое участие общественных групп и граждан в политике).

Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, но в конкретных условиях разных государств эти подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Поэтому реальные политические системы современного мира очень разнообразны.

Политическая система призвана решать следующие задачи:

Политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);

Согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);

Ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образца);

Восприятие и реагирование на потоки информации (информационно-коммуникативное обеспечение).

Главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, управление – их реализация.