Как и каким клеем клеить металл. Как приклеить металл к металлу Чем склеить металлические поверхности

Вопрос о приклеивании металлических деталей возникает не только у профессионалов. В быту иногда возникает необходимость починить какое-либо изделие. В семьях, где есть дети, часто требуется восстановить работоспособность игрушек.
Не зная свойств клеящих веществ, невозможно правильно произвести склейку. А если нужно приклеить металлическую часть к другому материалу, или склеить две металлические части, то современные взрослые люди не умеют выполнить такую простую работу. Для некоторых оказывается проще выбросить и купить новую, чем реставрировать нужную вещь своими руками.

Требования к клею для металла

Чтобы металлические детали было можно соединять с помощью клея, нужно:

  • знать, как в каких условиях будет эксплуатироваться изделие. Предмет может простоя стоять на полке, украшая ее своим присутствием;
  • какую конечную прочность должно выдерживать соединение после склеивания;
  • какие нагрузки предстоит воспринимать. Например, возможно наличие только небольшой статической нагрузки. Есть узлы, которые испытывают динамическое нагружение;
  • что и с чем нужно склеить, когда соединяют две металлических детали, то ориентируются на особенности металлов. Возможна склейка металла и пористого материала, здесь будут иные условия фиксации.

Металлы подвергаются коррозии из-за влаги, находящейся в воздухе. Некоторые связующие вещества теряют свойства при намокании. Они просто разбухают, склеенные части отваливаются. Условия эксплуатации могут потребовать находиться готовому устройству на открытом воздухе. Здесь клей должен быть водостойким, выдерживающим и перепады температуры.
Итак, клей для металла должен обеспечивать ряд условий использования:

  • обеспечивать максимальную прочность соединения, чтобы гарантировать надежное использование деталей;
  • в течение длительного времени сохранять свои свойства;
  • вне зависимости от температуры сохранять качество склейки;
  • быть водостойким;
  • усадка после отверждения не должна быть большой;
  • быть химически нейтральным и предохранять место склеивания от коррозии.

Чтобы правильно выполнить клеевое соединение, нужно учесть физико-механические характеристики материалов, а также особенности геометрии предметов.

Как выбрать водостойкий клей для металлов

Что же предлагают производители для склеивания металлов? Список довольно большой. Следует предварительно разобраться в особенностях предлагаемого товара.
Водостойкий клей по металлу делится на группы по своей структуре:

  • растворы на основе ацетона – здесь в качестве связующего используют растворимые пластики. После испарения растворителя остается только пластмасса, соединяющая разные материалы. Клеи этой группы хорошо соединяют разные предметы, но при повышении температуры происходит разрушение в зоне склейки;
  • полимеризующиеся органические вещества довольно эффективно фиксируют материалы разных типов. Бывают эластичные: клей БФ-6, клей 88, а также жёсткие – клей БФ-2. В них для придания текучести добавлен растворитель, он тоже испаряется;
  • двухкомпонентные связующие на основе эпоксидной смолы дают самые прочные соединения. Требуют специальной подготовки поверхности, а также соблюдения соотношения объемов смолы и отвердителя;
  • двухсторонний скотч – это промежуточный элемент, который помещается между металлами или другими соединяемыми предметами. Выпускается в нескольких вариантах по прочности. Многие монтажники предпочитают использовать этот тип для получения жестких фиксаций;
  • холодная сварка – это одно- и двухкомпонентные вязкие пластики, которые предварительно необходимо размять, чтобы входящий в их состав клей начал работать;
  • суперклей на основе термопластов, он при нагревании переходит в жидкое состояние, а при остывании становится жестким. Такие материалы используют весьма ограничено, надежность соединений невысокая. Применяют только для кратковременного использования в критических ситуациях;
  • термоклей – это сравнительно недавно появившаяся разновидность термопластов, используется в клеевых пистолетах. Подходит для небольшого ремонта. Его применяют рукодельницы. Там у термоклея неоспоримое превосходство перед другими аналогами.

Следует ознакомиться с некоторыми брендовыми видами клея для металлов.

  1. «Супер Момент Макси» – клей из Ирландии. Его рекомендуют для приклеивания изделий из полимерных материалов к металлическим предметам. Адгезия довольно заметная. Может образовывать тонкую пленку. Через 8 часов производитель гарантирует высокой качество склейки. Нужно четко соблюдать инструкцию.
  2. KLEBER 645 – рекомендован для приклеивания светильников, корпус которых изготовлен из оцинкованной стали. Соединяет между собой металл и пластик. Дает неплохое соединение с древесиной. Водостойкий. На сайте производителя приводят примеры склеивания металлического каркаса теплицы. Представлен и сертификат, где приведены полные характеристики.
  3. 690 2K MS KLEBER – двухкомпонентный клей. Рекомендуется для получения прочных швов. Производитель утверждает, что им безопасно соединять детали лифтов. Нужна тщательная подготовка поверхностей и соблюдение режимов фиксации деталей.
  4. PURAFLEX 9155 – однокомпонентный клей. Обладает не только отличной водостойкостью. Его характеризуют как термостойкий клей для металла. Выдерживает в течение 8 часов температуру 200 °С.
  5. PURAFLEX 9140 – однокомпонентный клей. Его используют в автомобильном производстве и самолетостроении. Позволяет приклеить резину к металлу. Сохраняет эластичность в зоне склейки.
  6. ЭД-6 – эпоксидный клей, прозрачный желтоватого цвета. Реализую вместе с отвердителем. На практике в него добавляют металлические порошки, что упрочняет соединение. Подходит для ответственных фиксаций соединяемых изделий. Полная полимеризация наступает через 24 часа.
  7. Клей ЭДП (ЭД-20) – аналог ЭД-6, но чаще используется для изготовления мастик для заделки трещин и повреждений в металле.
  8. БФ-6 – клей для соединения резины, пористых материалов. Может применяться для приклеивания к металлу.
  9. БФ-2 – прочный клей для жестких соединений, полная прочность достигается после выдерживания при температуре 180…200 °С.
  10. Клей 88 – любимый клей производителей обуви, достаточно пластичен, хорошо соединяется с металлами.
  11. Обувной «Марафон», аналог 88 клея. Очень дорогой, импортируется из ФРГ.
  12. «Титан» – отличный растворимый в ацетоне клей. Быстро схватывается, держит до 80 кг/см 2 . Прост в применении.
  13. Жидкие гвозди «Момент Монтаж» – клеящее вещество находится внутри тубы. Для работы нужен монтажный пистолет. Используется мастерами по ремонту автомобилей.
  14. Цианокрилатный «Космофен» – один из лучших представителей клеящих веществ. Дорогой, но показывает самые лучшие результаты.
  15. Plexus A420 – универсальный клей, соединяет разные детали, производитель дает гарантию на множественные комбинации.

– Как склеивать металл? – вопрос задают довольно часто на самых разных форумах. Решения подобных вопросов следует рассмотреть на отдельных примерах.
При эксплуатации автомобилей иногда повреждается топливный бак (у современных автомобилей он размещен под багажником в самой нижней части). Его можно починить, даже не вынимая наружу, нужно только воспользоваться ямой или установить автомобиль на эстакаду (поднять на подъемнике). Вариант использования эпоксидной смолой (рис. 1).
Рис. 1 Заделка топливного бака эпоксидной смолой

  1. Нужно зачистить место не только, где имеется повреждение, но и рядом.
  2. Перемешать смолу с отвердителем в пропорции, указанной на упаковки.
  3. Подготовить кусочки хлопчатобумажной ткани по размеру зачищенного пятна.
  4. Пропитать ткань в эпоксидной смоле.
  5. Расправить и наложить на очищенное пятно.
  6. Наложить еще не менее трех слоев пропитанной в эпоксидке ткани.
  7. Остатки смолы палочкой нанести вокруг места ремонта.
  8. Для ускорения высыхания можно слегка подогреть феном (не выше 80 °С, чтобы не воспламенились пары бензина).

Внимание! Работу выполнять в полиэтиленовых перчатках в вентилируемом помещении.

Вариант использования клея «Момент» (рис. 2).

Рис. 2 Ремонт топливного бака клеем «Момент»

  1. Нужна плотная ткань. Из нее вырезается небольшой кусок, чтобы покрыть зону имеющегося отверстия. Некоторые пользователи используют тонкую ткань, уложенную в несколько слоев.
  2. Зачистить место вокруг повреждения, использовать шкурку.
  3. Обезжирить любым растворителем, предпочтительно 646 или ацетоном.
  4. Полностью пропитать ткань. Можно использовать также аналоги клея «Момент».
  5. Смазать место склейки клеем, нужен тонкий слой, поэтому желательно размазать с помощью кисти или палочки.
  6. Подержать пропитанную ткань пару минут, чтобы клей насытился воздухом.
  7. Приложить пропитанную ткань на место пробоя, желательно хорошенько расправить и прижать.
  8. После полной полимеризации клея место подкрасить нитрокраской.

Практика показала, что отремонтированные подобным образом топливные баки служат до конца срока эксплуатации автомобиля. Водостойкий клей надежно сохраняется при сложных условиях работы авто.
Современные клеящие материалы, предназначенные для работы с металлом, позволяют соединять изделия в самых разных сочетаниях. Если соблюдается технология и правильно подобраны компоненты для работы, то достигается высокое качество фиксации элементов.
Клей для металла с морозостойкими свойствами должен быть в аптечке автомобилиста. С его помощью в дороге всегда можно выполнить ремонт любой сложности.

Видео: Лучший клей для пластмассы и метала.

Как приклеить металл к металлу

Иногда у домашних мастеров возникают вопросы по поводу того, как соединить между собой разнообразные материалы. Самое большое недоумение вызывает соединение между собой металлических частей украшения. Если девушка обращается за помощью к мужчине, он обычно советует либо спаять, либо соединить металлические части между собой сваркой! Чаще всего эти методы девушкам не подходят – сказывается не только отсутствие навыков, но и отсутствие инструментов.

А как тогда? Очень просто – как и любые другие материалы, металлы можно между собой склеивать! Только склеивать нужно не как бумагу, а иначе, с соблюдением особых технологий – по-мужски!

Вначале вам нужно выбрать клей. Для склеивания металлов подходят разные его марки: например, «Холодная сварка», «Суперклей», «Эпоксилин».

Когда клей куплен, вам понадобятся ещё несколько инструментов. Если вы склеиваете очень мелкие части, вам пригодится зубочистка, если две широких поверхности – толстая игла или любой острый инструмент, который или не жалко, или легко заточить. Кроме того, вам нужна будет любая спиртосодержащая жидкость (стеклоочиститель, спирт, одеколон, водка), салфетки.

Прежде, чем вы приступите к склеиванию поверхностей, их нужно подготовить. Для этого протрите, как следует, обе поверхности спиртом – этот приём называют в электротехнике обезжириванием. Он позволяет сделать соединение максимально прочным.

Если вы соединяете достаточно широкие поверхности, их рекомендуют хорошо расцарапать, чтобы соединение было сильным.

Теперь можно наносить клей. На мелкие детали клей нужно аккуратно наносить зубочисткой, а на широкие – прямо из острого носика тюбика. Слой клея не должен быть толстым, иначе при сжатии он потечёт, и место склеивания не будет аккуратным. Намажьте обе детали клеем, выдержите их несколько секунд, чтобы клей чуточку подсох и стал липким, и сильно прижмите друг к другу. Если поверхности очень малы, попробуйте прижать их друг к другу зубочистками. Дело в том, что этот клей вреден для кожи, и на чувствительной коже может вызвать аллергическую реакцию. Кроме того, он плохо отмывается. Придержите склеиваемые детали несколько секунд. А теперь положите их в сторонку сохнуть.

Через несколько часов вы можете пользоваться изделием!

Как склеить металл

Приклеивать что-либо к чему-либо приходится каждому. Если речь идет о бумаге или картоне, то, конечно, ни каких проблем, как правило, не возникает. Но что делать, если склеить нужно металлические предметы?

Склеивание металла – процесс сложный, зависящий от множества факторов:

какой именно металл предстоит клеить (алюминий, сталь, медь, нержавейку и т. п.)

какую нагрузку предстоит выдерживать клеевому шву

какая поверхность у склеиваемых частей (гладкая, шероховатая) и т. п.

Поэтому единую инструкцию по склейке написать достаточно сложно, однако несколько универсальных советов имеется.

Как склеить металл? Для начала необходимо подготовить поверхности для склейки. Недопустимо, чтобы на поверхностях имелись заусеницы, окалина, ржавчина, вмятины и т. д.

Для хорошего результата склейки детали должны максимально плотно прилегать друг к другу, а значит – быть гладкими.

Поверхности обрабатывают двумя способами: механическим и химическим.

Если предполагаемое соединение не будет подвергаться значительным нагрузкам, то можно обойтись лишь механической очисткой и шлифовкой поверхности с помощью наждачного круга или бруска, песка, металлической щетки и т. д.

Но, как правило, необходимо применять оба метода. Химический способ обработки служит для удаления жира, оксидных пленок и замене среды на поверхности для создания лучшей адсорбции.

Склеивать поверхности нужно сразу же после химической очистки, так как под воздействием кислорода оксидные пленки образуются вновь.

Клей для металла может быть различным, как правило, в быту используются БФ-2, смеси на основе эпоксидных смол,

Феникс, применяются также некоторые герметики и приготовленные самостоятельно смеси.

Можно воспользоваться следующим рецептом: смешать одну часть порошка серы, шестнадцать частей железных опилок (мелких) и две части нашатырного спирта.

Развести смесь водой до густоты сметаны. Наносить клей нужно в два приема: первый слой должен чуть подсохнуть, схватиться, затем наносится второй, и детали плотно прижимаются друг к другу.

Клей для склеивания металла должен удовлетворять следующим требованиям:

быть достаточно текучим – избыточная вязкость препятствует заполнению неровностей

не должен способствовать коррозии

после отвердения клеевая прослойка должна оставаться достаточно эластичной.

Термостойкий клей для металла, применяется для склейки деталей подвергающихся значительному температурному воздействию.

Клей БФ-2 способен выдержать температуру до 180ºС. При более высоких температурах применяют ТК-1000 (до 1000ºС), К-300 (до 300ºС), ВТ-200 (до 200 ºС) и другие.

Клеим металл

Современные клеевые смеси позволяют прочно соединять металл с металлом, а если нужно, то и металл с другими материалами.

Соединение металлов на клею широко практикуют в авто-, авиа- и судостроительных отраслях промышленности. Их применяют не только для плоскостного или точечного соединения металлических заготовок, но и конструктивного.

В принципе различают два вида клеев: однокомпонентные и двухкомпонентные. Кроме того, их подразделяют на клеи быстрого и медленного отверждения. Какой клей использовать, зависит от формы и свойств поверхности заготовок, а также от нагрузок, которые соединение будет потом воспринимать.

Чтобы обеспечить прочное сцепление между соединяемыми заготовками, контактирующие поверхности должны быть основательно зачищены и обезжирены. Только так можно достичь прочности соединений, сопоставимой или даже превосходящей паяные и сварные.

Работать с клеем удобно. Его просто наносят на контактирующие поверхности, а склеиваемые детали плотно прижимают одну к другой. Специальной оснастки здесь, как правило, не требуется.

ПОДГОТОВКА ЗАГОТОВОК К СКЛЕИВАНИЮ

Прочность клеевого соединения во многом зависит от того, насколько хорошо подготовлены к склеиванию детали.

Прежде всего проводят механическую чистку, цель которой - удалить грязь, жир, краску или ржавчину. Для этого контактирующие поверхности обрабатывают шлифовальной шкуркой зернистостью 60 или 80.

Химическое чистящее средство должно быть совместимо с клеем и материалом склеиваемых деталей. Обычно в инструкции по применению клея указаны чистящие средства, которые могут быть использованы для подготовки обрабатываемой поверхности.

Только тщательно зачищенные контактирующие поверхности при склеивании дают прочное соединение.

После зачистки поверхность промывают одним из рекомендованных очищающих средств. Это может быть ацетон, спирт, очищенный бензин.

КОНСТРУКТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДВУХКОМПОНЕНТНЫХ КЛЕЕВ

До настоящего времени считается, что для склеивания металлов лучшими являются Эпоксидная шпатлёвка и годами, зарекомендовавший себя клей БФ-2 . Многие используют Эпоксидный универсальный клей, некоторые мастера используют клеи ЭДП или ЭПО.

Но какой клей вы не выберете, процесс подготовки поверхностей к склеиванию, практически одинаков.

Прежде всего с поверхностей, которые Вы хотите склеить нужно убрать жировые пятна, ржавчину и сделать поверхность шероховатой. Жир и масла удаляются бензином или растворителями моющих средств. Ржавчину со стальных деталей можно снять травлением. Для травления готовится специальный раствор:

#8212 60% концентрированной соляной кислоты

#8212 38% воды

#8212 2%(30%) перекиси водорода.

Протерев поверхности этим раствором, их следует очень хорошо промыть водой. Если поверхности для склеивания не больших размеров, их можно просто погрузить на одну (!) минуту в раствор для травления металла.

Клей наносится сразу после обезжиривания или травления, но на сухую поверхность! Не забудьте заранее приготовить приспособления для крепежа склеиваемых деталей. Это может быть жгут, струбцина или просто груз, которые несколько часов (согласно инструкции, прилагаемой к клею) будут удерживать склеиваемые поверхности.

При склеивании Эпоксидной шпатлёвкой её необходимо подогреть до 30 (.) градусов, опустив флакон с клеем в горячую воду. Подогретую смолу хорошо смешать с жидким отвердителем. Смесь готовить не более, чем за 15 минут до использования. Клеем смазывают обе поверхности и на сутки зажимают в приготовленные приспособления. Избытки клея, выступившие наружу после сжатия, советую снять чистым ацетоном. Советую работать с клеем в резиновых перчатках, так как отвердитель ядовит!

При склеивании металла клеем БФ-2 технология иная. Клей наносят на обе склеиваемые поверхности и дают ему подсохнуть в течение часа. Хороший результат получается если после часовой подсушки при комнатной температуре, подсушить дополнительно минут 15 при температуре 50-60 градусов (например, в духовке газовой плиты). Затем наносится второй слой клея и подсушивают его отлипания, т.е. клей не должен склеивать пальцы. Хорошо соединив детали их зажимают, а затем помещают в духовку, нагретую до 130-150 градусов на 1-2 часа. Для окончательного схватывания деталей, конструкцию оставляют ещё надвое суток в тепле при комнатной температуре. После этого длительного процесса разбирают все зажимные приспособления.

Да, это кропотливый и длительный процесс, но он по мнению специалистов даёт до наших дней наилучший результат при склеивании металла.

Грамотно подобрав клеевые составы можно склеить любые металлические поверхности.

Чем можно склеить металл?

Долгое время вопрос о склеивании металлов оставался одним из самых сложных. Во времена второй мировой войны был проведен большой объем исследований и получен первый результат, чем склеить дерево и металл . авиакомпания De Havilland Aircraft Company (Великобритания) выпустила первые самолеты, в которых использовались клееные деревянные конструкции, усиленные металлом.

Сегодня детали из склеенного металла широко используются в разных отраслях промышленности и быту. Такая популярность объясняется тем, что по сравнению с другими видами такое соединение имеет большие преимущества: не только склеивание металла с металлом . но и дает возможсть склеить металл с древесиной, склеить пластик и металл, кожей, резиной, стеклом, бумагой и т.д.

Конечно же, это не полный перечень материалов, с которыми можно склеить металл . Знания о применении клея или двустороннего скотча дает возможность ответить на вопрос Чем лучше склеить металл и у вас получится::

соединить разнородные металлы, которые нельзя подвергать сварке или клепке

равномерно распределить нагрузку по площади соединения

усилить конструкции там, где раньше клепка и сварка могли вызвать ослабление

снизить вибрацию конструкции

герметичного соединения при давлении и вакууме

избежать температурных колебаний, которые возникают при сварке

демонтажа большинства клеевых соединений при нагреве без повреждения субстратов

получить лучший внешний вид и ровную поверхность.

Иногда склеить металл - единственный выбор для соединения с разнородными материалами, так как этот способ прост в технологии и не приводит к изменению физических свойств.

Бурное развитие современных технологий сделало склеивание металлических деталей таким же привычным методом промышленной сборки, как резьбовые соединения, сварка или клепка. Чаще всего потребитель уже стоит не перед выбором: сварка или склеивание – он выбирает, чем склеить металл . Сегодня компании-производители предлагают широкий ассортимент клеящих средств. Одними из самых инновационных являются универсальные двусторонние скотчи торговой марки Dublfix.

Специально созданные для работы с различными материалами, наши клейкие ленты отлично подходят для того, чтобы склеить металл с пластиком . деревом, резиной и т.п. Эта продукция обеспечивает высокую абсорбцию ударов и вибраций, хорошо фиксирует нерегулярные и изогнутые поверхности, что значительно упрощает и удешевляет процесс сборки или ремонта. Чтобы узнать как склеить металл быстро и удобно, ознакомтесь с двусторонним скотчем Dublfix, который выпускается как в рулонах, так и с прямоугольной высечкой.

Решая, чем склеить металл с металлом . можно применить многоцелевую двустороннюю клейкую ленту Dubl Kote . Она идеально подходит для ручного или автоматизированного использования. Основа из вспененного материала придает ленте гибкость и способность принимать форму поверхности, заполняя неровности, тем самым, увеличивая площадь и качество сцепления. Разумеется, что выбор клейкой ленты для склеивания металла зависит от свойств поверхности деталей, а также от нагрузки, которой позже будет подвергаться клеевое соединение.

Прежде чем склеить пластмассу и металл, стоит обратить внимание на то, что двусторонний скотч, поможет решить проблемы, связанные с непредвиденным давлением, расширением или сужением, например при одновременном охлаждении или нагревании этих материалов. Ведь, как известно, склеить металл и пластик сложно, прежде всего, из-за различных коэффициентов температурного расширения. Съемная двусторонняя клейкая лента на вспененной основе для металлических поверхностей Metal Shelf Tape с легкостью компенсирует все возможные перепады.

Более того, ленты этого типа при необходимости легко снимаются после использования с твердых поверхностей, не оставляя после себя никаких следов. В ассортименте продукции компании Dublfix имеется достаточно вариантов способных решить все вопросы на тему чем склеить пластмассу и металл.

В последнее время все большую популярность в дизайне приобретает такое направление как Hi-tech, и его легкие конструкции из стекла и металла. Выбирая чем склеить стекло и металл все больше производителей прибегают к помощи двусторонних клейких лент. Потому что скотч не только обеспечивает идеальное прилегание и отсутствие швов и заклепок на поверхности, он удобен и экономичен в применении, а очистка металлических поверхностей не занимает много времени.

Чем склеить стекло и металл? Отличным выбором, станет двусторонняя клейкая лента повышенной прочности DUBLFIXHIGHBOND DHB04 . С обеих сторон на нее нанесен универсальный акриловый клей, обеспечивающий отличное сцепление с широким спектром поверхностей. Благодаря высокой устойчивости к перепадам температур и влажности, DHB - 04 идеально подходит как для внутренних, так и для наружных работ и у вас больше не возникнет вопрос Чем склеить стекло с металлом? .

В связи с активным развитием производства различных склеивающих средств значительно расширились и возможности построения композиций скрепляемых материалов. Если вас интересует, можно ли и чем склеить резину и металл, обратите внимание на универсальную двустороннюю клейкую ленту Twin Stick White торговоймарки Dublfix. Каучуковый клей, нанесенный на этот скотч, отличается высокой прочностью сцепления с различными поверхностями (включая рифленые). Толщина ленты варьирует от 0,8 мм до 50,8 мм. Пластичная основа из вспененного полиэтилена позволяет заполнять пустоты, что дает возможность склеивать неровные поверхности. Клейкие ленты большей толщины используются не только для того, чтобы склеить металл и резину, но и для создания эффекта 3D.

Кроме того, являясь основным продуктом компании скотч TwinStickWhite , хорошо склеит дерево и металл.

Хотя наши клейкие ленты не предъявляют особо высоких требований к очистке металлических поверхностей и их подготовке, компания Dublfix информирует, что только очистка металлических поверхностей, качественная подготовка и чистота контактных поверхностей обеспечит такое склеивание металла, что это соединение по прочности превзойдет пайку или сварку.

Как правило, сначала рекомендуется провести механическую очистку металлической поверхности. Для этого предпочтительнее использовать растворители, испаряющиеся бесследно.

Процесс очистки поверхностей металла перед склеиванием в первую очередь сводится к их промывке и тщательному высушиванию. Если очистка поверхности металла растворителями осуществляется в дополнение к процессу химического обезжиривания, хорошего результата удаления грязи с поверхности можно достичь механической обработкой, с помощью щеток и протирочной ткани.

Не редко на металлических поверхностях присутствуют оксидные пленки (ржавчина и т.п.), которые невозможно удалить обезжириванием. В таких случаях необходимо проводить механическую очистку поверхностей металла перед склеиванием, а затем их вновь обезжирить.

После очистки металлических поверхностей произвести склеивание не сложно, достаточно просто нанести скотч на участки соединения деталей и плотно прижать.

Существует несколько способов скрепления металлических деталей друг с другом, но все они характеризуются рядом недостатков. Например, термическое воздействие приводит к перегреву материала и нарушению целостности его структуры, что в ряде случаев сокращает долговечность такого «контакта». Кроме того, не все металлы можно соединить при помощи определенного вида сварки. Применение также «ослабляет» обрабатываемый участок, да и времени требует значительно больше.

Около полувека назад появился новый способ надежного соединения металлов, который получил название «сварка холодная». Такая технология предполагает применение специальных клеящих средств и отличается простотой и доступностью.

Преимущества склеивания

  • Не требуются профессиональные навыки и специальное оборудование.
  • В процессе работы не изменяются свойства металлов в месте соединения.
  • Нагрузка на основу распределяется равномерно.
  • Полная герметичность «шва».
  • При склеивании металлов (сплавов) отсутствуют ограничения по их видам.
  • Данную работу можно проводить практически в любом месте.
  • Нет необходимости подвергать шов дополнительной «финишной» обработке (выравниванию, шлифовке), как, например, после электро- или газосварки.
  • Минимальное время на технологическую операцию.
  • Кроме того, существенным плюсом склеивания является возможность надежного соединения металлов с другими материалами, чего нельзя осуществить (или чрезвычайно трудно) другими способами.

Стоимость клеящих составов

Ценообразование главным образом зависит от производителя и свойств конкретного состава. Ассортимент настолько большой, что перечислять все виды клеев для металла не имеет смысла. Чтобы получить представление о стоимости продукции, достаточно нескольких примеров.

«UHU» – под этим брендом в продаже имеются различные клеи. Для металлов обозначается как «Metall». Эту немецкую продукцию часто можно встретить в тюбиках по 30 г (15 + 15) стоимостью от 210 рублей. Обеспечивает прочность в интервале температур от -20 до +120 ºС. .

«Супер Хват» – отечественный состав на эпоксидной основе в тюбиках 50 + 50 г. Можно использовать для склеивания различных материалов. Однако время полного высыхания – 36 часов. Цена – от 45 рублей.

«Спайк» – одинаково хорошо подходит и для цветных, и для черных металлов. Часто используется для ремонта чугунных радиаторов, различных емкостей, труб. 50 г такого «пластилина» стоят примерно 30 рублей.

На что ориентироваться при выборе

На рынке можно встретить много различных составов, предназначенных для склеивания металлов. В том числе, и термостойких. Хорош клей или нет – вопрос другой. Окончательный вывод можно сделать только после практического применения, убедившись на собственном опыте.

В этом плане хотелось бы отметить, что нужно с некоторой долей осторожности относиться к составам, которые позиционируются производителем как универсальные. С точки зрения автора, с таким же успехом можно рекламировать и «вечный двигатель». Ничего абсолютно совершенного во всех отношениях не существует в принципе, и это факт.

Возможно, данный клей действительно характеризуется отличными свойствами и может с успехом применяться при различных видах работ. Но все-таки какие-то ограничения существуют, о которых не принято говорить вслух. Поэтому, зная, для чего конкретно мы его покупаем, стоит внимательно ознакомиться не только с инструкцией по применению, но и с составом продукции (использованными при изготовлении компонентами).

Максимальная температура , при которой клей не теряет своих свойств. При уточнении этого показателя нужно учесть такие моменты. Во-первых, в каких условиях будет эксплуатироваться полученная «сборка». Во-вторых, предполагается ли обработка детали после склеивания. Если да, то каким способом и насколько она при этом нагреется?

Время и условия высыхания . Все зависит от специфики и места выполнения работы. С учетом этого, подходит ли данный состав именно нам, даже если он хорош во всех остальных отношениях?

Способ нанесения . Производители рекомендуют различные методики приклеивания. Одни составы наносятся «точечно», другими место склеивания обрабатывается полностью. Понятно, что в последнем случае расход материала будет значительно больше.

Технология склеивания . Они могут быть разными. Например, способом теплового активирования. Нужно оценить, удобен ли будет состав в использовании с учетом специфики применения.

Консистенция . Клеи, в том числе термостойкие, поступают на рынок в нескольких исполнениях – в тубах, в которых состав (как правило, на основе смол эпоксидных) и отвердитель, или в виде пластичных «палочек». В первом случае придется делать «замес», что не всегда и везде возможно, так как понадобится посуда. Второй вариант удобен тем, что можно отрезать от этого «пластилина» столько, сколько необходимо. А потом кусочек размять и использовать по назначению. Однако качественно заделать микротрещины полученной «пастой» довольно сложно. Есть и уже готовые к применению клеи, которыми пользоваться гораздо удобнее.

Устойчивость по отношению к жидкостям , агрессивным веществам. Это особенно важно для деталей, которые будут установлены в каких-то механизмах или вне помещений.

С какими материалами можно склеивать металл . Если в инструкции дан огромный их перечень, то нелишне вспомнить о проблеме «универсальности» любого товара. Поэтому желательно приобретать клей «узко ориентированный», например, металл + пластик. То есть выбирать состав под конкретную задачу.

  • Если на этикетке написано «сварка холодная», то это еще не означает, что данный состав подходит для металлов. По такой технологии могут скрепляться изделия и из других материалов – фаянса, керамики, древесины и так далее.
  • Учитывая некоторую специфичность применения таких клеев, не стоит их покупать с запасом. В основном срок хранения ограничивается одним годом.
  • Люди, ранее не сталкивавшиеся с «холодной сваркой», совершают типичную ошибку – ориентируются на производителя, бренд. Чего стоит реклама, объяснять уже никому не нужно. Самый верный способ разузнать о действительно качественных клеях по металлам – обратиться к профессионалам-практикам.

Можно поговорить, например, с работниками автосервиса. Эти ребята, ежедневно имея дело с «железом», наверняка иногда занимаются и склеиванием деталей. А так как они не задействованы в цепочке «изготовитель – покупатель», то их мнение можно считать наиболее объективным и беспристрастным. К слову сказать, многие российские клеи пользуются хорошей репутацией и ничем не хуже зарубежных аналогов, а стоят они значительно дешевле.

Используя клей по металлу, нельзя забывать о том, что прочность такого соединения все-таки хуже, чем при сварочных работах. Если деталь будет подвергаться впоследствии динамическим нагрузкам, то никакой состав не обеспечит долговечности стыка, что бы ни утверждала реклама.


Металл – материал высокопрочный, но иногда, по разным причинам, небольшие изделия из него тоже ломаются, распадаясь при этом на части. Использовать сварку при ремонте такой «мелочевки» затруднительно, значительно проще попробовать поломанные части изделия друг к другу приклеить. Рассмотрим, как это можно сделать, на примере ремонта небольшой металлической струбцинки, при помощи которой крепился настольный светильник.


Для того чтобы склеить между собой две части металлического изделия понадобится:

1. Двухкомпонентный эпоксидный клей, в описании которого указана возможность его применения для склеивания металла. Емкость с клеем обычно выполнена в виде шприца с двумя цилиндрами, в одном из которых находится эпоксидная смола, а в другом – отвердитель.


2. Спирт.
3. Какая-либо мелкая кювета (сгодится упаковка-блистер от того же клея) и ножницы.


Приклеивание отломанных частей металлической струбцинки друг к другу осуществляют следующим образом:
1. Склеиваемые металлические поверхности частей изделия обезжиривают спиртом.


2. Ножницами вскрывают емкость с клеем


и поршнем выдавливают из неё в кювету необходимое количество смолы и отвердителя в пропорции, установленной конструкцией шприца.


3. Тщательно перемешивают компоненты клея.


4. Аккуратно наносят готовый клей на скрепляемые поверхности изделия.


5. Крепко прижимают склеиваемые части струбцинки друг к другу.


Подождать окончательного затвердевания клея придется не менее получаса. В результате получается довольно прочное соединение металла к металлу с аккуратным клеевым швом.


Цельному металлическому изделию прочность отремонтированным таким способом струбцинки, разумеется, уступает, но если сильно её не нагружать, то прослужить она сможет ещё достаточно долго.

Видео, как склеить поломанное металлическое изделие

Традиционным методом соединения металлических деталей является сварка либо винтовое соединение с помощью болтов и винтов. Сварной шов обеспечивает герметичное и неподвижное соединение деталей, однако не всегда имеется возможность применять сварку в домашних условиях. Дополнительную сложность представляет сварка тонкостенного металла. А также для сварки цветных металлов требуется специальное оборудование, что тоже вносит некоторые сложности в такой тип соединения металла с металлом.

Наиболее просто реализовать винтовое соединение двух деталей как в промышленных, так и в домашних условиях. Существенным минусом этого типа соединения является то, что, во-первых, оно не является полностью герметичным. Во-вторых, при различного рода деформации, прилагаемой к соединяемым деталям, прочность соединения зависит только от .

Большинства вышеописанных недостатков лишено клеевое соединение.

В настоящее время выпускается множество составов, способных соединить различные металлы, вне зависимости от их толщины или марки.

К тому же при клеевом соединении, в случае его деформации, нагрузка равномерно распределяется по клеевому шву. Это значительно увеличивает прочность такого соединения.

Виды клея для металлических изделий

Из множества видов клея, предназначенного для того, чтобы склеить металл с металлом можно выделить несколько групп:

  • Двухсторонний скотч. Выпускается в виде синтетической ленты различной толщины с нанесённым на обе стороны клеевым составом. Ширина ленты подбирается исходя от желаемой ширины клеевого соединения. Имеет высокую степень удобства склеивания металлических деталей. Толщина ленты позволяет получить герметичный клееный шов в случае неплотной подгонки деталей. К недостаткам двухстороннего скотча относят малую прочность склеиваемого шва и низкую долговечность.
  • Однокомпонентные смеси. Представлены в виде разнообразных клеев на основе резины или силикона. Состав, позволяющий склеить детали, полимеризуется на воздухе или под действием находящейся в воздухе влаги. Затвердевший состав напоминает плотную резину. Наиболее универсальны в применении, позволяют склеить не только металл, но и изделия из других материалов. Из минусов стоит отметить низкую прочность клеевого шва и необходимость тщательной подготовки склеиваемых поверхностей.
  • Двухкомпонентный клей. В качестве основы используется полиуретан или эпоксидная смола. Для полимеризации используются специальные отвердители. Могут быть как жидкими (например, клей «момент»), так и в виде пасты (холодная сварка). Обладает отличными склеивающими свойствами, шов крепкий и долговечный. Позволяет соединять заготовки из различных материалов. Двухкомпонентные составы образуют наиболее прочный и долговечный шов, который схватывается гораздо быстрее чем однокомпонентный.




Как видно, для того, чтобы склеить металл, существует большой ассортимент клеевых смесей, представленный разными производителями. Поэтому, отвечая на вопрос чем можно склеить металл с металлом, следует подробнее рассмотреть все возможные способы и варианты реализации соединения с помощью клея, и после этого можно будет сделать однозначный вывод о том, какой клей лучше всего подойдёт в определённом случае.

Как подобрать хороший клей

Ни для кого не секрет, что лучше всего работает та вещь, которая выполняет только своё предназначение. Такая же ситуация обстоит с клеем для металла. В зависимости от того, каким характеристикам должен отвечать шов, требуется выбрать подходящий для этой цели клей. Например, средство «Клён-812» позволит склеить между собой множество различных материалов. Шов при этом получается очень крепкий, но жёсткий и хрупкий. В силу этого его можно применять для изделий, не подвергающихся последующей деформации или вибрации. БК-20, на полиуретановой основе, образует эластичное и прочное клеевое соединение, поэтому ему не страшна деформация и вибрация. Ниже будет рассмотрено, в каких случаях лучше применять тот или иной клеевой состав.

Для получения прочного и долговечного соединения мало нанести клей на материал и сжать детали. Склеивание металлов состоит из ряда процедур, которые по мере выполнения можно разделить условно на три стадии:

  • Предварительный этап. Подготовка к склеиванию. На этом этапе поверхность деталей из металла очищается от твёрдых загрязнений и ржавчины. Затем желательно слегка заматовать сопрягаемые поверхности. Это делается для лучшей адгезии поверхности со склеиваемым материалом.
  • Процесс склеивания. Перед тем как нанести клеевой состав на детали, необходимо его тщательно размешать. В случае когда используется двухкомпонентная смесь, оба компонента тщательно перемешиваются в пропорциях, указанной в инструкции. Затем клеевую массу равномерно наносят на предварительно подготовленные склеиваемые поверхности. После нанесения клея, детали достаточно сильно сживаются друг с другом и оставляются на время схватывания клеевого состава. Время схватывания указано в инструкции и для разных составов оно различается.
  • На заключительном этапе проводят визуальный осмотр качества шва. Шов подлежит зачистке с помощью напильника или наждачной бумаги в случае необходимости. Если шов будет находиться под воздействием повышенной влажности, его гидроизолируют.

Этот технологический процесс является универсальным для всех составов и позволяет склеить не только металл, но и стекло, керамику, пластик.

Ни один шаг процесса нельзя пропускать, это приведёт к плачевному и непредсказуемому результату. Необходимо точнее рассмотреть действия, выполняемые на каждом этапе.

Важным этапом, влияющим на надёжность и долговечность соединения – является подготовка соединяемых поверхностей перед тем, как их склеить. Клеевой состав не может нормально закрепиться на грязной или покрытой ржавчиной поверхности, поэтому предварительно следует пройтись по месту соединения наждачной бумагой зернистостью 120–240. В случае наличия какого-либо твёрдого покрытия типа краски, лака или другого, его также необходимо удалить. Наждачная бумага оставит небольшие риски, их не стоит бояться. Они нужны для хорошего сцепления клея и металла. После механической обработки детали тщательно обезжиривают растворителем или ацетоном.

Можно использовать любой растворитель, так как металлические детали он не в состоянии повредить. Однако не стоит использовать бензин или какие-либо разбавители для красок.

Они оставляют на поверхности металла тонкий слой присадок, которые помешают прочно склеить металл. После обезжиривания, дождавшись высыхания поверхности, можно приступать к операции склеивания. В зависимости от вида шва различают статическое и деформационное склеивание.

Статичное жёсткое склеивание металлов

Применимо в конструкциях, которые не подвержены динамической деформации. Применяемые для такой склейки смеси образуют очень твёрдый и прочный шов, способный выдерживать большие нагрузки. Фактически две детали после такой склейки образуют монолитную конструкцию, очень устойчивую на сдвиговый разрыв. При этом применяется клей типа PURAFLEX 9155 или Клён-812.

Недостатком жёсткого соединения деталей является хрупкость шва, поэтому те конструкции, которые подвержены деформации, нуждаются в деформационном склеивании и выборе другого клея.

Наибольшее применение жёсткое склеивание получило в строительстве и станочном производстве.

Деформационное склеивание металлов

Деформационные швы применяются в том случае, если конструкция, подлежащая склейке, испытывает различного рода деформации или вибрации. Склейка при этом довольно пластична и может немного растягиваться. Составы, применяемые при такой склейке, чаще всего на основе полиуретанов или эпоксидные смолы с пластификаторами. Можно порекомендовать такие средства для склейки, как PURAFLEX 9140 или ВК-20. Они незаменимы при сборке конструкций подверженных вибрациям. Чаще всего их используют при сборке дверей, кабин, лифтов.

Основой большинства составов, способных склеить различные детали, является эпоксидная смола. Она обладает высокой адгезией практически к любым материалам, таким как металл, пластик, стекло, керамика. Под действием отвердителей, эпоксидная смола полимеризуется и становится твёрдой. Будучи доведённой до твёрдого состояния по правильной технологии, эпоксидная смола без наполнителей абсолютно безвредна для организмов. Однако её применение в промышленных условиях имеет ограничение из-за того, что при отвержении некоторая часть остаётся в первоначальной форме.

Неотверждённая эпоксидная смола является сильным ядом и может нанести непоправимый вред организму.

В зависимости от количества наполнителя и пластификатора, эпоксидной смолой можно склеить металл так, чтобы получился как статичный жёсткий шов, так и эластичный деформационный.

Улучшение качества склеивания

Как говорилось ранее, большое влияние на то, как состав склеит металл, оказывает предварительная подготовка поверхностей. С помощью наждачной бумаги поверхность должна быть тщательно очищена от ржавчины и других твёрдых загрязнений. В процессе очистки также необходимо удалить краску, старый клей и прочие слои, покрывающие голую металлическую поверхность. Зернистость наждачной бумаги лучше всего брать 120–240, она нанесёт необходимые риски, за которые клей сильнее зацепится. После механической очистки плоскости, её тщательно обезжиривают с помощью растворителя или ацетона. Бензин, керосин или иные разбавители для красок использовать не рекомендуется, они оставляют на поверхности склеиваемых заготовок тонкий слой инородного материала, который не даст хорошо их склеить.

Дополнительными мерами, которые позволят качественнее склеить металлические детали, является использование специальных праймеров. Они наносятся на склеиваемые поверхность перед тем, как их непосредственно склеят и служат для улучшения адгезии между клеевым составом и материалом.

Например, каким бы хорошим сцеплением ни обладала эпоксидная смола и металлическая поверхность, большей адгезией к металлу, из доступных клеёв, обладает клей БФ-2. Поэтому данный праймер широко используется среди яхтсменов, где необходимо, чтобы эпоксидка прочно склеила две детали, и шов не боялся влаги. Для этого на тщательно подготовленные склеиваемые участки тонким слоем наносится БФ-2. Его слой сушится в течение часа-полутора при температуре от 130 до 180 градусов. Главное, чтобы слой клея высох, а не сгорел или перегрелся. Далее можно склеить эпоксидной смолой по инструкции, клееный шов при таком соединении будет гораздо прочнее, чем без применения БФ-2.

Склеивание материалов с различными коэффициентами линейного расширения

Различные коэффициенты линейного расширения материалов приводят к тому, что при нагреве и охлаждении, клеевое соединение испытывает значительную нагрузочную деформацию. Логично будет рассудить, что сам шов при этом должен быть довольно эластичным. Такие материалы лучше всего склеит смесь на основе полиуретана. В принципе не видно разницы при склеивании материалов с разным коэффициентом расширения и деформационным склеиванием. Основное различие состоит лишь в том, что в первом случае клеевой шов должен выдерживать большую температуру.

Склеивание металлов при воздействии влажности

Голая поверхность металла довольно сильно подвержена воздействию влаги. При этом происходит окисление металла и его коррозия. В основном клееный шов весьма устойчив к воздействию влаги и практически не меняет своих характеристик в течение продолжительного времени. Однако, в случае постоянного присутствия влаги возле клеевого соединения, клей может впитать её. Металл при этом будет находиться непосредственно под воздействием влаги, что, несомненно, вызовет процесс коррозии.

Для того чтобы предотвратить эти губительные процессы, клеевые швы дополнительно герметизируют каким-либо водостойким покрытием. Например, слоем краски.

В случае когда необходимо склеить металл с пористым материалом, поры которого могут спокойно проводить влагу, этот пористый материал также следует предварительно гидроизолировать, нанеся на него краску, лак или подобную гидрозащиту.

«Жидкие гвозди», подходящие к условиям влажности

В заключение хочется заметить, что склеить металлические детали под силу каждому. Грамотный подбор клея и материалов для склеивания, а также тщательная подготовка поверхности, согласно изложенному в статье материалу, делают клееное соединение металлов реальной альтернативой электрической сварке. При этом можно склеить между собой материалы, которые нельзя сварить. Такие материалы, как металл и пластик, керамика, камень, дерево. Склеить можно практически всё.