Вся наша жизнь – это Божие чудо. Скончалась игумения Тавифа (Бакулина), настоятельница Троице-Сканова монастыря Долго Вам не давал покоя этот удивительный сон

Игумения Тавифа (Горланова)

В следующем месяце Свято-Троицкий епархиальный женский монастырь города Мурома будет отмечать 25-летие возрождения разрушенной обители и возобновления в ней монашеской жизни. Благодаря неустанным трудам настоятельницы игумении Тавифы (Горлановой) и сестер, а также помощи прихожан и жертвователей все здесь преобразилось: в монастырь вернулись благодать, красота, гармония. О многих событиях, произошедших за четверть века ее настоятельства, мы говорили с игуменией Тавифой (Горлановой) накануне предстоящего юбилея. Но особое место в рассказе матушки заняли воспоминания о том, какие уроки и наставления она получила в Пюхтицах и в Риге – в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре и в Свято-Троице-Сергиевом епархиальном женском монастыре.

Путь от девочки Тамары к монахине Тавифе

Матушка, выбрать в советское время монашеский путь, наверное, было непросто?

Я родилась и выросла на Урале, в Перми. Моя мама пела на клиросе – у нее был необычайно красивый голос, природный альт. Ее даже в оперный театр приглашали! Я тоже пела в архиерейском хоре. А тут моя лучшая подруга, которая была мне как старшая сестра (поскольку имелась разница в возрасте), собралась в 1971 году в Пюхтицы в монастырь. А я, что называется, увязалась за ней. Когда же увидела сам монастырь, то сразу поняла, что это – мое. Душа прикипела к нему с первых минут, радость заполнила все мое существо. Известие, что дочь хочет остаться в монастыре, маму, конечно, испугало, потому что я еще школу не закончила. И через три месяца она «выдернула» меня домой. Матушка Варвара (Трофимова), необыкновенная игумения, которую помнит и молитвенно поминает великое множество верующих людей, сказала мне тогда: «Знаешь, деточка, ты получи образование, затем уж подумаешь, хочешь ли ты в монастырь». Я окончила школу, получила медицинское образование и стала работать операционной сестрой в Красном Кресте во Владимире, где через какое-то время услышала от руководства: «Выбирай – работа или Церковь». Моя попытка заявить о свободе совести в СССР была прервана угрозой: мол, не хочешь уйти по-хорошему – уйдешь по-плохому. И я решила поехать в Эстонию, устроиться там в медицинском учреждении.

Устроилась. Хотя при приеме на работу у меня сочувственно поинтересовались, захочу ли я после того, как была операционной сестрой, трудиться простой медсестрой в больнице, где койки занимают более двух десятков лежачих больных? Для меня же решающим стало то, что Пюхтицкий монастырь находился рядом, а все остальное отступило на второй план. С благодарностью вспоминаю доктора, у которого приходилось отпрашиваться на всенощную. Всякий раз он для проформы говорил: «Что, без тебя не споют?» Но отпускал, зная, что потом я обязательно отработаю.

Как я попала в Рижский монастырь – целая история. Его настоятельнице игумении Магдалине (Жегаловой) исполнилось 60 лет. На день Ангела любимой матушки сестры хотели ей сделать подарок: спеть евангельскую стихиру святой равноапостольной Марии Магдалине. Вот только басы старенькие «не тянули». И вдруг Светлана Ивановна Романенко, преподаватель регентской школы при Московской Духовной академии, говорит: «Я знаю такую девочку, которая поет басом». У меня-то было меццо-сопрано, но очень сильно хотелось попасть в монастырь – пришлось идти учиться на басы. В Пюхтицах была удивительная монахиня – мать Августа. Она пропела на клиросе басом 80 лет. Пришла в обитель 9-летней девочкой, игумения ее оставила. Так что школа у меня замечательная! В общем, получаю телеграмму такого содержания: «Приезжай пожалуйста Ригу срочно» (знаки препинания и предлоги в телеграммах отсутствовали). Матушка Варвара посоветовала съездить, затем получить российский паспорт (как раз накануне Олимпиады-80 в Москве проходил обмен паспортов). Ведь с российским паспортом прописаться в монастыре было несколько проще. Спела я в Риге стихиру. Игумения Магдалина неожиданно сказала: «А я тебя возьму в монастырь». Честно говоря, после этих слов в душе появилась не радость – испуг появился, потому что в сердце были только Пюхтицы. Уехала я из Риги. Но оттуда написали письмо моему духовному отцу в Троице-Сергиеву лавру архимандриту Науму (Байбородину), и по его благословению я вернулась в Прибалтику.

Там, в Троице-Сергиевой обители, Вы приняли иноческий постриг, затем монашеский?

Да. В иночестве меня нарекли в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. В монашестве – в честь святой праведной Тавифы, поднятой Господом из гроба к земной жизни через святого апостола Петра. Тавифа – это было как раз то имя, о котором я мечтала с отрочества! В 14 лет я умирала. Известный профессор Евгений Антонович Вагнер, создатель крупной хирургической школы, вынес приговор: сделаем операцию – девочка умрет. Не сделаем – результат будет тот же... Однако Господь меня воскресил. И когда я стала читать Евангелие – уже с пониманием, – когда дошла до 9-й главы Деяний апостолов, то спросила у мамы, почему меня Тавифой не назвали. Она сказала: «Откуда мы знали, что ты будешь умирать?» Тамарой меня назвал папа в честь медсестры, спасшей его на фронте ценой своей жизни. Сама погибла, а бойца спасла. Папа прошел всю войну, вернулся домой, но в 42 года он умер от инфаркта, и мама одна нас растила, троих детей. Потом я узнала, что во время моей смертельной болезни столько верующих в нашем городе молилось «о болящей девице Тамаре»!

Имя «Тавифа» крепко засело в памяти. Как-то состоялся разговор с одной медсестрой, не совсем для меня в то время понятный. Точнее, совсем непонятный. Она сказала: «Знаешь, есть такие люди, которые постоянно носят черную одежду». – «А что, у них постоянный траур?» – «Да, по ветхому человеку. Может, в будущем, если ты будешь жить, подражая святой Тавифе, жить для людей, ты примешь второе Крещение и тебя назовут Тавифой». Когда я поступила в Рижский монастырь, правящим архиереем Латвии был митрополит Леонид (Поляков). До этого Владыка возглавлял другие кафедры Русской Православной Церкви, и одно время – Пермскую. Матушка Магдалина сказала ему, что в монастыре есть пермячка. И вот Владыка служит у нас в первую Неделю Великого поста, а меня поставили читать 18-ю кафизму. Тяну басом – Владыка поворачивается и внимательно на меня смотрит. После службы он спрашивает: «Так ты и есть та самая Тамара, о которой вся Пермь молилась?» Утвердительно киваю и тороплюсь рассказать ему про свое восприятие истории с воскрешением праведной Тавифы. И вот радость: при монашеском постриге получаю имя святой, которая по понятным причинам мне особенно близка. Часто в моих воспоминаниях о том времени матушка Магдалина и владыка Леонид стоят рядом, потому что это был незабываемый духовный дуэт подвижников веры, старавшихся в период государственного атеизма заложить основы возрождения православной жизни в стране.

Матушка приучала нас к молитве и послушанию

Нельзя не вспомнить, что матушка Магдалина воспитала 14 игумений для других монастырей. В статье, посвященной настоятельнице Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни Шамордино игумении Никоне (Перетягиной), Царствие ей Небесное, есть такие трогательные слова: «В рядовых буднях той поры никто не видел в духовных чадах приснопамятной матушки Магдалины (Жегаловой) будущих игумений, между тем как им, подобно птицам, предстояло в очень скором времени разлететься по всей России – поднимать из руин и запустения многочисленные женские монастыри, ждущие своего часа». Вы с матушкой Никоной тоже, подобно птицам, улетели в Россию восстанавливать разрушенные обители...

Я-то как раз попала сюда по подсказке матушки Никоны, о чем поведаю позже. Сейчас же хочу вспомнить, как матушка Магдалина нас духовно воспитывала, примиряла, смиряла. В самом начале случился у меня инцидент, о котором даже стыдно вспоминать. Не стану подробно его описывать, скажу только: чувствуя себя совершенно правой, я высказала серьезную претензию келейнице матушки инокине Вере. И хотя меня назначили трапезницей, ушла из трапезной и заперлась в своей келии. Приходит матушка, спрашивает, где трапезница. Благочинная объясняет ей ситуацию. Что делает матушка? Наказывает своей келейнице идти ко мне и просить прощения. Бедная мать Вера стучит в мою келию – келию послушницы, еще не одетой в рясофор, – и просит прощения. Отвечаю сердито: «Бог тебя простит, а я тебе дверь не открою!» Потом сижу и думаю: как нехорошо поступаю! Какой позор! Прихожу на правило – бух настоятельнице в ноги: «Матушка, простите меня Христа ради! Я не права!» Она говорит: «Ну, хорошо, что ты это осознаешь». Затем у матери Веры я искренне попросила прощения.

Матушка Магдалина старалась всех нас примирять. Когда же мы в силу своей молодости и духовной неопытности совершали поступки, «достойные» епитимии, тут уж она не скупилась на «раздачу поклонов». Однажды сидим на клумбе среди цветочков и просим будущую игумению Шамординской обители мать Никону рассказать какую-нибудь смешную историю. Уж очень искусно она их рассказывала! Слушаем ее, хохочем вовсю. И это – напротив архиерейского дома! Владыка Леонид приоткрыл шторку, поглядел и позвонил игумении: «Матушка, у вас что там – комсомольско-молодежная бригада или монашествующие на клумбе несут послушание?» Матушка хохотушкам по 300 поклонов назначила. Причем это был еще минимум. Могла дать больше. Сегодня вспоминается главное: она приучала нас к молитве и послушанию. И мы старались жить так, как она говорила нам во время частых бесед после вечернего правила, сама во всем показывая пример истинного монашества, монашеского делания.

Что касается послушаний, их у меня хватало: была водителем – возила на «Волге» матушку и митрополита; была экономом – закупала и выдавала продукты; была регентом, уставщиком и фотографом. С фотоаппаратом «Зенит-11», практически, не расставалась. Фотографировала и с помощью фотомонтажа делала открытки – Пасхальные и Рождественские. Мы жили в келии с матерью Феодосией (сейчас она – казначея в Дивееве). Открытки приходилось делать по ночам, поскольку днем не до того было. Как-то мать Феодосия заявляет: «Сейчас пойду к матушке и скажу, что это нереально – столько послушаний выполнять!» – «Не смей! – говорю ей. – Коль матушка дала мне эти послушания, я обязана их выполнять!»

Только один раз я попыталась ослушаться матушку-настоятельницу, причем выразила это в категоричной форме. Услышав совершенно неожиданную для себя новость (что меня направляют в распоряжение правящего архиерея Владимирской епархии для восстановления разрушенного монастыря), я решительно сказала, мол, никуда отсюда не уеду – быть игуменией не собираюсь, мне это совсем не надо. В голове словно вспышка произошла: незабвенная матушка Варвара из Пюхтиц и матушка Магдалина – это такие вершины! А из меня, простите, какая игумения? Вдруг матушка Магдалина как стукнет кулаком по столу: «Я тебе сказала: умри на послушании!» – «Благословите умирать!» – произнесла я. Услышала я ключевое слово – «послушание», и вопрос был решен.

Об облавах на «монастырек» и возрождении монашеской жизни

Как поучаствовала в Вашем назначении сюда, на Владимирскую землю игумения Никона (Перетягина)?

Она уже была назначена в Шамординскую обитель и часто ездила к наместнику Оптиной пустыни архимандриту Евлогию. После того, как он стал правящим архиереем Владимирской епархии и надумал открывать монастырь в Муроме, однажды в раздумьях спросил, кого бы можно было сюда поставить. (Чтобы, позже напишет Владыка в предисловии к нашему фотоальбому-летописи, изданному к 20-летию возрождения обители, насельницы смогли не по-женски провернуть здесь гору дел). Матушка Никона назвала ему мое имя, только предупредила, что вряд ли меня отдадут. Привела пример: от правящего архиерея из Краснодара архиепископа Исидора (нынешнего митрополита, возглавляющего Кубанскую митрополию) два года подряд приезжали, просили направить мать Тавифу в южные края, однако игумения отвечала отказом. Но после кончины владыки Леонида на кафедру заступил епископ Александр (Кудряшов), хорошо знакомый с владыкой Евлогием. И когда владыка Александр услышал просьбу собрата-архиерея отдать монахиню Тавифу для возрождения Муромского монастыря, сразу же согласился, написал матушке Магдалине распоряжение. Что ж, матушка и нас приучала к беспрекословному послушанию – полному отсечению своей воли – и сама тоже беспрекословно подчинялась правящему архиерею. Вот и прозвучало из ее уст: «Я тебе сказала: умри на послушании!» Что было дальше? Попала я в распоряжение владыки Евлогия. Дал он машину, икону Пресвятой Троицы и благословил нас с матушкой Никоной отправиться в Муром. Мы приехали, прошли через какую-то дыру в стене, заменявшую ворота. Я в удивлении воскликнула: «А где тут монастырь?» Матушка Никона ответила: «Тебе его надо восстанавливать!» Тогда на этой территории жило 43 семьи. Причем начальник милиции рассказывал, что, если надо было поймать преступника, делали облаву на «монастырек» – так называли в городе это криминальное место, где почти открыто гнали самогон, устраивали пьяные оргии. Здесь бесследно мог исчезнуть человек ​– войти сюда и не выйти.

С чего Вы начали?

Мне часто задают этот вопрос. Я отвечаю: «С молитвы. По молитвам Господь все дает». Привожу своим собеседникам слова из Псалтири, которые объясняют, как может кому-то показаться, людские достижения: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс.126, 1). Приехала я сюда 22 мая, на праздник святителя Николая, а 26 мая в 1991 году был праздник Святой Троицы. Владыка Евлогий сказал: «Ну, обедницу там послужите». – «Нет, – говорю, – Владыка. Монастырь Свято-Троицкий, нужно служить по полному уставу, как положено». Мы малую вечерню с акафистом служили, Всенощное бдение с литией. Утром – молебен с водосвятием, Литургию. Крестный ход совершили. Потом у пришедших на богослужение людей спрашиваю: «А вы хотите, чтобы был монастырь в Муроме?» Бабушки сразу: «Конечно, хотим! Очень даже хотим!» Я им: «Давайте молиться!» Раздали всем акафисты, Псалтирь, всем дали читать по кафизме. Где-то с полгода они читали (полностью вычитывалась Псалтирь и 20 акафистов), пока в монастыре не образовалась монашеская семья. Затем мы сами стали читать Неусыпаемую псалтирь и акафисты.

Когда владыка Евлогий благословил меня написать устав для Муромского монастыря, за основу я взяла устав Пюхтицкой и Рижской обителей. Составляла и думала, что мне в жизни несказанно повезло. Пройти духовную подготовку в монастырях, сильных своими традициями, и встретить на своем пути двух всероссийских игумений, как многие называли матушку Варвару и матушку Магдалину, – это великая милость Божия!

В нынешнем году пять женских монастырей, которые возглавили монахини из Рижской Свято-Троице-Сергиевой обители, отметят 25-летие возобновления в них монашеской жизни. Наш – Свято-Троицкий в Муроме, Спасо-Преображенский в Чебоксарах, Серафимо-Дивеевский и Свято-Троицкий Макариево-Желтоводский в Нижегородской области, Успенский в Александрове. Также в этом году 10 октября – 20-летие со дня блаженной кончины нашей матушки Магдалины. И мы, игумении-«рижане», хотим поехать туда, поклониться могилке дорогой матушки, молитвенно отметить это печальное для многих монашествующих и верующих событие. Как-то собрались мы с настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря игуменией Сергией (Конковой), настоятельницей Покровского Хотькова монастыря игуменией Олимпиадой (Барановой) и заговорили об этой дате. Мне пришла в голову идея усилиями пяти выше названных монастырей сделать общий фотоальбом, посвященный Рижскому монастырю и его шестой настоятельнице – матушке Магдалине (Жегаловой). Все этой идеей загорелись. Сейчас по электронной почте пересылаем друг дружке фотографии – у кого что сохранилось. Обсуждаем, советуемся. Хочется показать, каким был монастырь в нашу бытность, каким он сегодня стал.

Наказ Божьей Матери «построить монастырь южнее Суздаля»

В давние века здесь стоял кафедральный собор в честь особо почитаемых в Муроме и Рязани святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, затем появилась обитель Святой Троицы. Находясь в этом намоленном месте, Вы с сестрами, наверное, чувствуете, что окружены чудесами, постоянно творимыми Господом и Его великими угодниками?

Вся наша жизнь – это Божие чудо. И многие события в ней промыслительны. Об одном из явных чудес, свидетелями и участниками которого стали сестры обители, наши помощники и благодетели, я рассказала в книжечке небольшого формата, которую мы выпустили накануне 25-летия Муромского Свято-Троицкого монастыря. 18 июня 2005 года, в Духов день, мне под утро приснился сон: вижу в нем Матерь Божию с Богомладенцем на правой руке. Не икону, а Саму Матерь Божию. Ласковым голосом Она говорит, что мне надлежит построить монастырь южнее Суздаля. Я про себя подумала в тот момент: зачем мне еще монастырь? У меня есть подворье – одно, второе. Кроме того, предстоит восстанавливать уникальный шатровый храм, где, по преданию, стоял походный шатер Ивана Грозного, шедшего на Казань. Также в планах строительство Крестовоздвиженского храма на месте утраченной в 30-е годы прошлого века святыни, где преподобная Феврония Муромская приняла монашеский постриг. Столько масштабных дел на ближайшие годы – какой еще монастырь? Тогда Богомладенец спустился с рук Богородицы и пошел в мою сторону. От страха я потеряла сознание, то есть во сне со мной случился обморок. Когда очнулась (не проснулась, а очнулась), увидела, что Спаситель сидит у Пречистой Своей Матери на руке и очень строго на меня смотрит. Повторив слова о монастыре южнее Суздаля, Пресвятая Богородица стала удаляться на облаке в красивых лучах неземного света. На этом мой сон не закончился. Вдруг я каким-то образом оказалась в Суздале и стала спрашивать, не продает ли здесь кто-то кусок земли. Посоветовали обратиться к одному деду. «Ты что, монастырь решила строить?» – услышала я от него. Я поинтересовалась стоимостью участка, дедушка назвал сумму в три тысячи долларов. Прикидывая в уме, у кого можно попросить помощи, проснулась.

Долго Вам не давал покоя этот удивительный сон?

Пока не отыскала то самое место. Но прежде, чем что-то предпринять, написала отцу Науму в Троице-Сергиеву лавру. Батюшка рекомендовал молитвенное правило для сестер монастыря. Когда же мы по благословению владыки Евлогия стали восстанавливать Знаменскую обитель в Коврове (мне был поручен начальный этап ее восстановления), я начала расспрашивать местных жителей о возможном существовании в окрестностях в старые времена православных монастырей. Послушница Ольга (сейчас она инокиня Богородице-Рождественского подворья Дорофея) назвала такое место. Однако выбравшись туда зимой, мы, практически, ничего не увидели. А вот в следующую нашу поездку летом, накануне празднования памяти святой равноапостольной княгини Ольги, я сразу поняла, что это и есть тот участок земли, который привиделся мне во сне. Правда, выглядел он ужасающе. Раньше там базировалась МТС, поэтому земля пропиталась бензином, машинным маслом и была утрамбована колесами тракторов. Приметили мы в лесосеке заросший полуразрушенный храм, направились к нему. Рядом с храмом паслись домашние козы, а сам храм внутри оказался завален химическими удобрениями. На границе этого участка проживал местный фермер. Встретившись с ним, мы побеседовали о заброшенном участке. Представьте себе, он задал те же вопросы, что и дедушка в моем памятном сне. Фермер тоже поинтересовался: «Вы что, монастырь собираетесь тут строить?» А самое интересное, пожалуй, началось, когда мы взялись «копать» архивы. Нашли в них сведения об этом храме, построенном «в русском романтическом стиле». (Благочинный с удивлением мне сказал: «Шесть лет мимо ездил и не видел здесь церкви!»)

Но главное, я смогла понять, почему Матерь Божия дала Свой наказ мне. У этого места имеется прямая связь с нашей Троицкой обителью. Одной из основательниц и первой настоятельницей Владимирской женской общины, образованной рядом с населенным пунктом Дмитровский погост Ковровского уезда, была Александра Тагунова, младшая дочь уважаемого муромского купца. В возрасте 26 лет купеческая дочь поступила в Троицкий монастырь в Муроме, а спустя два с лишним десятилетия переселилась сюда к сестрам в Дмитровский погост и активно включилась в жизнедеятельность общины. Она обучала сестер грамоте, церковному пению, рукоделиям, вела энергичную хозяйственную деятельность. Сестры, в свою очередь, обучали грамоте детей, живущих в окрестных селах и деревнях. Впоследствии один из их «воспитанников» Андрей Шелепов уехал на Афон, где подвизался в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре 56 лет. Прочитав воспоминания игумена Афанасия (Шелепова) в небольшой книжечке из серии «Православная детская библиотека» и встретившись с его родственниками, проживающими в наших краях, я, наконец, поняла, почему мне приснилась Божия Матерь с Ее иконы Иерусалимской. Широко известной православному миру иконы, которую в соборном Покровском храме Пантелеимонова монастыря спускают на широкой бархатной ленте на всенощных бдениях по Богородичным праздникам и в воскресные дни по окончании вечернего богослужения. Афонит Афанасий (Шелепов) десятилетиями молился перед этим образом и, видимо, просил Пресвятую Богородицу о возвращении к молитвенной жизни той далекой русской общины, что помогла ему в отроческие годы обрести духовные крылья. Сейчас это Богородице-Рождественское подворье нашего монастыря, где восстановлен и освящен, казалось бы, безвозвратно утраченный и напрочь стертый из людской памяти храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У нас есть подворья хозяйственного направления – с садами и огородами, скотным двором, а это место другого плана. Это место отдохновения для сестер. Следует сказать, что в прошлом веке из-за начавшихся революционных потрясений Владимирская община, готовившаяся получить статус монастыря, монастырем не стала. Как будет теперь? На все воля Божия. Сама Царица Небесная в свое время управит, быть ли здесь новой женской обители...

Матушка, Вы столько ценного, интересного рассказали и о перенесении в возрождавшийся монастырь честных мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, и о монастырском пансионате «Надежда», где девочек готовят к будущей самостоятельной жизни как хозяек, способных вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Поведали о чудесных случаях чадорождения у отчаявшихся родителей, молитвенно воззвавших к святым Петру и Февронии. Но это уже тема следующего интервью с Вами.

Да, и его можно подготовить к 8 июля. В этот день Православная Церковь совершает память святых Петра и Февронии, которые с древних времен считаются покровителями семьи и брака. Любовь и верность этих Муромских чудотворцев стали главными символами нового общероссийского праздника, отмечаемого в нашей стране с 2008 года, – Дня семьи, любви и верности.


Игумения Тавифа благословила сестер ознакомиться с сохранившейся, к счастью, дореволюционной монастырской летописью и неукоснительно продолжать ее в наши дни. В результате к 15-летию возрождения обители, затем к ее 20-летию издательством Свято-Троицкого монастыря в Муроме были выпущены прекрасно оформленные фотоальбомы-летописи. (Сейчас такой труд готовится к 25-летнему юбилею). Указав в предисловии ко второму изданию, что Троицкий монастырь является самым большим и благоустроенным женским монастырем во Владимирской епархии, Высокопреосвященный владыка Евлогий написал пять лет назад: «Есть в обители неутомимые труженики добра, начиная с первых ее лиц, которые всё чувствуют и которыми все вдохновляются. Их отличает жертвенность во всём, большом и малом, бескорыстность душ – всё то, что составляет истинный нимб Православия как высшей религии мира». В то время из Владимирской епархии еще не были выделены Муромская и Александровская (это произошло летом 2013 года). Но и к сегодняшнему дню в полной мере можно отнести слова архипастыря о стабильности большого женского монастыря в Муроме, где неутомимые труженики добра молитвенным деланием, возрождением и укреплением монашеских традиций стараются соединить грубо прерванную связь времен.

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков
(также представлены снимки из архива монастыря)

Настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря Тавифа ушла из жизни 6 августа после продолжительной болезни. В последний путь настоятельницу пришли проводить губернатор области Светлана Орлова, глава округа Муром Евгений Рычков, сотни муромлян. Церемонию отпевания возглавил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.

















Игумения скончалась на 64-м году жизни из-за болезни, о которой узнала 21 июня в День празднования Иконы Казанской Божьей матери. По словам монахини Сергии, Тавифа предчувствовала свою близкую кончину, поэтому незадолго до смерти постриглась в схиму и получила новое имя Фамарь.











- Она была волевым человеком, с характером. Свою болезнь она приняла и, конечно же, предполагала о своей кончине. Как истинная христианка, она приняла схиму (высшую степень монашества), - рассказывает монахиня Сергия.

По церковной традиции новопреставленную схиигумению Фамарь не оплакивали, а вспоминали ее деяния. С именем схиигумении связано возрождение обители, в которую монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря приехала 25 лет назад.









- Мы еще с покойным Петром Алексеевичем Кауровым занимались предоставлением жилья муромлянам, которые жили в стенах этого разрушенного монастыря. Матушка Тавифа уже была здесь, руководила восстановлением храма. Её стараниями Свято-Троицкий монастырь стал центром православия в числе других святынь по всей России , - вспоминает председатель Совета народных депутатов Мурома Константин Федурин.

Похоронили схиигумению Фамарь под стенами Троицкого храма.

«Пенза православная» –

Гости епархии посетили строящийся Спасский кафедральный собор

15.10.2016

14 октября 2016 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, после праздничной Литургии в Покровском архиерейском соборе г . Пензы митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, архиепископ Филарет (Карагодин ), епископ Сердобский и Спасский Митрофан посетили строящийся Спасский кафедральный собор.

Делегация в сопровождении духовенства ознакомилась с ходом строительства Первохрама и оценила уровень проделанной работы.

Фото: И. Школин

Всенощное бдение в канун Недели 17-й по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка

15.10.2016

15 октября, в канун Недели 17-й по Пятидесятнице, Трубчевской иконы Божией Матери, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка.

Его Преосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Ростислав Ребровский и духовенство кафедрального храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Владимира Ташлинцева .

По прочтении воскресного Евангелия владыка Нестор обратился к молящимся с проповедью.

Фото: Юрий Царёв

Всенощное бдение в Троице-Скановом женском монастыре

16.10.2016

Наровчатский р-н, с. Сканово . Троице-Сканов женский монастырь 2006

Чудотворная икона Божией Матери Трубчевская в Троице – Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

Игуменья Тавифа (Бакулина), настоятельница Наровчатского Троице-Сканова монастыря

15 октября, в преддверии дня чествования Трубчевской иконы Божией Матери, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершили Всенощное бдение в Троице – Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

Архипастырям сослужили: иеромонах Михей (Мигунов), благочинный монастырей Сердобской епархии, клирики Троице – Сканова монастыря игумен Герман (Петров), протоиерей Вячеслав Абашин , иерей Сергий Вишняков, иеромонах Амвросий (Макаров), клирик Михайло – Архангельского кафедрального собора г. Сердобска.

За богослужением молились игумения Тавифа (Бакулина), настоятельница Наровчатского Троице-Сканова монастыря, сестры обители.

Диаконский

За Литургией пел хор Троице-Сканова монастыря.

Божественная литургия в Троице-Скановом женском монастыре в день памяти Трубчевской иконы Божией Матери

16.10.2016

Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь, Пензенская область...

16 октября, в воскресенье, в день чествования Трубчевской иконы Божией Матери, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, епископ Сердобский и Спасский Митрофан , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершили Божественную литургию в Троице-Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

Архипастырям сослужили: иеромонах Михей (Мигунов), благочинный монастырей Сердобской епархии, игумен Герман (Петров), клирик Троице – Сканова монастыря,п ротоиерей Евгений Сироткин, секретарь Оренбургской епархии, игумен Кронид (Петров), благочинный Колышлейского благочиннического округа, иеромонах Варнава (Соколов), клирик Оренбургской епархии, благочинный Нижнеломовского района иеромонах Антоний (Умнов), протоиерей Олег Мамонов, благочинный Земетчинского благочиннического округа, иеромонах Варсонофий (Шишков), клирик Вознесенского собора г. Спасска, иеромонах Амвросий (Макаров), клирик Михайло – Архангельского кафедрального собора г. Сердобска.

За Литургией пел хор Троице-Сканова монастыря.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Иннокентий (Ганин), старший диакон Сердобской епархии.

Историческая справка:

Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская », которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.

Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи , с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.

Страшное несчастье в конце прошлого века дважды , обрушивалось на Наровчат обвальной эпидемией холеры. Сотни жизней поглотила кладбищенская земля. Из поколения в поколение передается рассказ о том, как в один из этих тяжелых дней, переживаемых наровчатцами , при стечении множества народа духовенством был начат крестный ход вокруг города с выносом иконы из Троице-Сканова монастыря.

Как гласит летопись, благоговейные чтители этой иконы приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни. В знак особого почитания иконы, прихожанами неподалеку от монастыря в 18531 году была построена кладбищенская церковь во имя Трубческой Божией Матери.

В 30-е годы, после разграбления и закрытия монастыря, икону взяли в Наровчатскии краеведческий музей, где она пролежала в хранилище, оприходованная, почти полстолетия в пыли и забвении. На грязную, истрепанную икону, с которой были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, не обращали внимание , и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки «Трубчевская икона Божией Матери» написали: «утеряна». Это было в 1975 году.

Но икона нашлась все в том же запаснике через 18 лет, когда возобновился поиск пропавших музейных ценностей. По дате ее написания, обнаруженной в нижнем углу, и по другим признакам, компетентная комиссия признала в ней утерянную икону.

Вновь возвратившуюся в монастырь икону решили сфотографировать. Был хмурый день. Небо застилали черные тучи. Угол, где находилась икона, был совсем темным, только лампадка еле освящала лик Матери Божией. «Бесперспективное дело, - сказала посетительница, наводя объектив фотоаппарата на икону, - что ж, попробуем…» И вдруг сверху, из-под купола храма в решетчатое окно хлынул поток солнечного света. Икона освятилась , заиграв всеми красками. Вокруг головы Матери Божией и венца засиял нимб. Дважды щелкнул фотоаппарат и снова тучи закрыли солнце, стало темно. Присутствующие были поражены и радостно удивлены: «Икона радуется своему возвращению…» (Из воспоминаний В. А. Полякова).

Долгое пребывание иконы в запасниках музея, небрежное отношение к ней сделали свое дело: покоробилась доска и холст, кое-где появилась плесень. По благословению ныне почившего в Бозе Высокопреосвященнейшего Владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икону отправили на реставрацию в Свято-Троице-Сергиеву Лавру.

И вот икона вновь в монастыре. Для нее сделан искусной работы киот. Икона Царицы Небесной, перед образом которой молилось не одно поколение, вернулась в Сканову обитель обновленная. И верующие, прикасаясь к ней, получают всеосвящающую благодать Святаго Духа.

Пензенские паломники поклонились мощам блаженной Матроны Московской в Покровском женском монастыре

17.10.2016

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве

В субботу 15 октября паломническим отделом Пензенской епархии была организована поездка в город Москву. В сопровождении сотрудника отдела пензенцы посетили Покровский ставропигиальный женский монастырь, где вознесли свои молитвы и приложились к святым мощам святой блаженной старицы Матроны Московской.

Поездка была сопряжена с определенными трудностями и испытаниями по пути следования, но верующие с пониманием перенесли все тяготы и неудобства. Путешествие ко святым местам - это важная часть православного образа жизни, и во все времена православное паломничество считалось христианским подвигом, который укрепляет тело и душу богомольцев.

Фото: Н. Сугоняк

В день празднования Собора Московских святых митрополит Серафим совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе

18.10.2016

18 октября 2016 года, когда Русская Православная Церковь празднует Собор Московских святителей, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г . Пензы.

Его Высокопреосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, настоятель Успенского кафедрального собора г . Пензы, секретарь Пензенской епархии; протоиерей Павел Матюшечкин , настоятель Петропавловского храма г. Пензы, и. о. секретаря Пензенской епархии; протоиерей Святослав Рудый, настоятель Введенской церкви г. Пензы, благочинный церквей Спасского городского округа; протоиерей Виталий Спирин , настоятель храма сщмч . Иоанна, архиепископа Рижского г . Пензы; протоиерей Андрей Поляков, настоятель храма во имя прп. Серафима Саровского в Пензе; протоиерей Петр Нелюбов, иерей Виталий Зорин, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских г . Пензы; иерей Виктор Сторожев, ключарь Успенского кафедрального собора; иереи Сергий Червяков, Александр Склифос , протодиакон Дионисий Сушко, диакон Ростислав Горшенев .

Богослужебные песнопения исполнил хор Успенского кафедрального собора под управлением регента Ольги Горшеневой .

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Виталий Спирин …

Фото: И. Школин

Начался первый этап работ по строительству Покровского собора

18.10.2016

23 июля 2015 г. протоиерей Георгий Трофимов, благочинный Белинского благочинного округа, отслужил молебен на начало благого дела на территории, на которой будет построен Покровский собор в г. Белинский.

На протяжении года осуществлялся сбор средств на строительные работы. И вот работы начаты: расчищена площадка под собор, ведется согласование разрешений со всеми необходимыми для начала строительства службами. Планируется, что до зимы фундамент под малый храм будет установлен.

Настоятелем собора назначен иерей Константин Буряков.

Обращение священнослужителя об оказании посильной помощи для благого дела нашло отклик в сердцах жителей Белинского района.

Настоятель благодарит каждого, кто внес посильную лепту - о каждом жертвователе ежедневно будут молиться о здравии.

В настоящее время на территории возведения будущего собора при часовне святого Митрофана Воронежского ежедневно проводятся богослужения, которое включает в себя панихиды, чтение псалтири, различные молебны и крестные ходы, проводятся таинства крещения, соборования, исповеди и причастия тяжелобольных.

Историческая справка:

Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1837 году на средства купца первой гильдии Василия Хлюпина , а также причта и прихожан. На время строительства собора к нему была временно приписана деревянная Покровская кладбищенская церковь, предназначенная для отправления в ней служения и для сбора средств в пользу строящегося собора, после сооружения которого службы в ней прекратились.

В 1837 году в соборе был только один престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В следующем году к нему добавился еще один - во имя св. Иоанна Милостивого. Колокольня была окончена в 1843 или 1844 годах. Храм перестроен и распространен с пристройкой галереи в 1875–1889 годах по проекту, утвержденному 28 ноября 1875 года.

В 1899 году храм снаружи был оштукатурен, а главы вызолочены.

В XX веке храм был разрушен, а камнем, из которого он был сделан, вымостили улицу, которая сейчас носит название «Красная»

Божественная литургия в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района

18.10.2016

18 октября, в праздник свтт . Петра, Алексия и проч. Московских и всея России чудотворцев, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил Божественную литургию в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района.

Его Преосвященству сослужили благочинный Лунинского округа, иерей Павел Курганов, настоятель храма, иерей Алексий Бурцев и духовенство Лунинского благочиния. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Владимира Ташлинцева .

По окончании Литургии Преосвященный владыка поздравил всех молящихся с праздником и произнес проповедь, по окончании которой были вручены Архирейские грамоты за помощь в восстановлении храма: Владимиру Николаевичу и Любови Николаевне Новиковым, Сергею Викторовичу и Нине Ивановне Тарасовым, Татьяне Михайловне Рыгаловой. Благодарностями были отмечены Митрофанов Юрий Карпович и Толубанов Андрей Александрович.

Фото: Юрия Царёва

Пензенские паломники посетили святыни Наровчата

19.10.2016

В воскресенье 16 октября паломническим отделом Пензенской епархии была организована поездка в село Наровчат Пензенской области. Верующие посетили Троице – Сканов женский монастырь и стали участниками престольного праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой «Трубчевская ».

После праздничной Литургии паломники посетили пещерный мужской монастырь и набрали целебной воды в источнике в честь прпп . Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

Освящение поклонного креста и колоколов в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района

19.10.2016

18 октября, в праздник Святителей Петра, Алексия и прочих Московских и всея России чудотворцев, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил освящение поклонного креста и колоколов в Покровском храме села Иванырс Лунинского района.

Поклонный крест в селе Иванырс установили и освятили в честь 330-летия присоединения Иванырсинского Одигитриевского мужского монастыря к Московскому Чудову монастырю в Кремле, в память игуменов, монахов и насельников монастыря.

Историческая справка

ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, обитель, основан ранее 1677 (в этом году с церкви монастыря начала взиматься дань). Располагался на правом берегу р. Суры при впадении в нее р. Иванырс . Первоначально он назывался – Иванырский Пресвятой Богородицы Одигитрии монастырь. Ему была отведена земля, населенная крестьянами.

Село Иванырс возникло как приписное к монастырю. В 1686 потерял самостоятельность и был приписан к Московскому Чудову монастырю. С этого времени стал называться Иванырсовский

19.10.2016

18 октября, в день памяти Святителей Московских, на колокольню храма святителя Иннокентия Пензенского села Родники Лунинского района воздвигнут купол с крестом. Купол с крестом был освящен 21 сентября этого года епископом Нестором, однако погодные условия не позволили установить его на храм в день освящения .

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим принял участие в заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в пятницу, 21 октября. Оно прошло в Московском Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Кирилла.

Синод - основной орган управления Церковью. На его заседаниях принимаются решения об учреждении новых епархий и монастырей, назначении и перемещении правящих архиереев. Постоянными членами Синода являются восемь наиболее авторитетных митрополитов, а в качестве временных членов вызываются по очереди все епископы.

Митрополит Серафим стал членом Синода впервые в жизни. Ему предстоит принять участие в синодальном заседании еще раз - в декабре.

Преосвященнейший Митрофан с рабочим визитом посетил приходы Сердобского и Колышлейского благочиний

21.10.2016

В пятницу, 21 октября, епископ Сердобский и Спасский Митрофан с рабочим визитом посетил приходы Сердобского благочиния.

Правящего архиерея Сердобской епархии в поездке сопровождал иерей Дмитрий Дрюпин , благочинный Сердобского благочиннического округа.

Сердобский р-н, с. Куракино . с. Куракино – кладб . Никольская церковь (фото А.Дворжанского ) 2006

Епископ Митрофан посетил кладбищенский храм Николая Чудотворца с. Куракино . В частности Владыка ознакомился с ходом строительных работ прихрамовой трапезной.

В ходе поездки по Сердобскому благочинию епископ Митрофан посетил с. Софьино , на территории которого планируется открыть новый приход. Будущая Молитвенная комната будет располагаться в одной из комнат сельского клуба.

Историческая справка

Софьино (Сердобского у. Саратовской губ.). Храм во имя свт. и чуд. Николая, деревянный , однопрестольный .

Построен в 1911 г. прихожанами и старостой Федором Павловичем Морозовым из церкви с. Большая Березовка (Черкасское ) Сердобского у. (Колышлейского р-на), проданной в с. Софьино в 1903 г.

(135-8495-2–3; Справочная книга, с .)

Колышлейский р-н, с. Чубаровка . Казанская церковь 2006

Также, на этой неделе, в среду, Правящий архиерей Сердобской епархии с рабочим визитом посетил Колышлейское благочиние – с. Чубаровка .

Правящего архиерея Сердобской епархии в поездке сопровождал игумен Кронид (Петров), благочинный Колышлейского благочиннического округа.

Владыка Митрофан осмотрел церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, которая была построена в 1852 году помещиком Чубаровым. Закрыта в 1930-х годах и отдана под зернохранилище. Двухсветный каменный храм представляет собой прямоугольный в плане объем, покрытый вальмовой крышей. Западный фасад, пирамидально сужаясь кверху, завершается восьмигранной шатровой звонницей, которая фланкируется двумя главками, расположенными у ее основания. Верхние окна храма украшены килевидными трехчастными кокошниками, нижние окна - почти круглыми кокошниками с четырехконечным крестом в центре. Стены членятся пилястрами и прямоугольными нишами. В эклектичной архитектуре здания использованы стилизованные элементы древнерусской архитектуры.

На сегодняшний день принято решение восстановить церковь и открыть приход.

В середине октября несколько сотрудников редакции отправились в паломническую поездку в Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь Сердобской и Спасской епархии Пензенской Митрополии. Место святое, намоленное. И у чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери давно хотелось помолиться. С Троице-Скановым монастырем редакцию «Благовеста» связывает давняя дружба. Еще приснопоминаемая игумения Евстолия (Фролова, † 7 января 2010 г.) каждый раз поздравляла редакцию с Рождеством Христовым и Пасхой, радушно принимала сотрудников газеты. Добрые отношения сложились после ее кончины и с новой настоятельницей, игуменией Тавифой (Бакулиной). И новая поездка в Сканово оставила незабываемые, благодатные впечатления.

Приехали с запозданием: вечерняя служба уже началась. Оставив мирские попечения - еще успеем, устроимся на ночлег, - прошли и мы в высокий храм за монастырскими воротами. И уже после службы подошли к игумении Тавифе. Она благословила погостить в монастыре и добавила:

К сожалению, дать интервью не смогу - уезжаю, но пришлю вам собеседницу…

В монастырской тишине

В Успенском храме Троице-Сканова женского монастыря - тишина. Та особенная монастырская тишина, которую не нарушают негромкие просьбы у иконной лавки: «Мне иконочку и свечи… Запишите на Неусыпаемую Псалтирь… ». В молчании склонилась перед чудотворной Трубчевской иконой - и не может отойти - пожилая женщина. Безмолвны поклоны инокинь и монахинь в черных одеждах. И негромкий голос читающей часы на клиросе легко входит в эту молитвенную тишину.

В тишине сердца отхожу от принявшего Исповедь батюшки. Встаю рядом с иконой Николая Чудотворца. И тихо, без слов, благодарю Святителя за легкую дорогу, дарованную нам вчера…

И вот уже скоро закончится Литургия, скоро - Причащение, но к молящимся выходит весьма немолодой священник - игумен Герман, духовник монастыря. И начинается не то чтобы общая Исповедь - разговор от души к душе. Вопрошает:

Вот у тебя - сколько детей? Один? А у тебя - двое? Да разве столько должно быть в семье? А ты, мать, сколько раз замужем была? Ну, так можно и пять раз замуж выйти и каждому мужу по ребенку родить. Ты одному-единственному столько роди, сколько Бог даст! Вот тогда - действительно спасешься чадородием. Тогда вместе с мужем воспитаешь благочестивых детей. Если будете водить их в церковь, сами покажете пример благочестия…

Батюшка, а я вот свою взрослую дочь зову в церковь, зову, а она злится и бьет меня! - жалуется пожилая женщина.

А сама-то ты давно в церковь стала ходить? - спрашивает отец Герман.

Давно! Лет пять уже…

Так ты же должна была и сама ходить, и дочь свою еще в пеленочках приносить в Божий храм! - вздыхает священник. - Как же теперь ждать, что она будет молиться, заботиться о тебе!

И много еще было сказано простых, но таких нужных для спасения души слов, на многие вопросы были даны мудрые ответы…

И - удивительно! - когда Литургия завершилась, на солею вышла игумения Тавифа. Не часто услышишь проповедь настоятельницы монастыря. Но это и было - материнское слово о любви. О любви к самым дорогим и близким людям - детям и родителям, ведь если их мы не способны любить, как можем любить Бога?…

Не забывайте дорогих своих покойников, - напутствовала матушка. - Они, даже прожившие праведную жизнь, уже не могут молиться за себя, но вы можете и должны умолять Господа Бога о благой их посмертной участи. Мы ведь не знаем, насколько они угодили Богу своей жизнью, где сейчас обитают их души - в Раю или в безднах ада… Вот вы смеетесь, молодые люди, - возвысила она голос, глядя в сторону двери, где собралась стайка молодежи, - но не смейтесь: всё это есть на самом деле, и Рай, и ад. Мы имеем об этом свидетельства и из святых книг, и от незабвенной нашей матушки Евстолии. Она удостоилась блаженной кончины в праздник Рождества Христова. После своего упокоения матушка приснилась одной из наших сестер и сказала: «Всё, что мы знали о загробном мире, правда. Я всё это видела - Рай и ад. Молитесь!… »

«Мы благодарны Царице Небесной… »

Ну вот - инокиня Евфимия у нас временно замещает благочинную, она и ответит на все ваши вопросы, - сказала игумения Тавифа, уже одетая в дорогу. Но я задержала матушку на минутку:

Помните, матушка, - более трех лет назад вы в дни скорби написали в редакцию о почившей матушке Евстолии: «Такой игумении у нас больше не будет!». Но вам, тогда благочинной монастыря, пришлось подъять крест игумении. И вот сегодняшняя проповедь, ваше слово о Любви… Вы ведь стремитесь сохранить то, что было при игумении Евстолии?

С Божией помощью, - улыбнулась матушка Тавифа. - Стараюсь подражать матушке Евстолии, я ведь была ее ученицей. Как уж удается…

И, благословив нас, вышла из кельи-кабинета.

Одно время в монастыре было около восьмидесяти насельниц, - начала рассказ инокиня Евфимия. - Но уже около двадцати человек ушли в вечные обители. В основном - престарелые монахини, в том числе и наша дорогая, любимая матушка игумения Евстолия. Кроме того, от нас, так как мы уже живем здесь больше двадцати лет, Священноначалие направляет по нескольку сестер, чтобы заложить «закваску» во вновь открывающихся монастырях. Приходится делиться сестрами. Сейчас в монастыре чуть более пятидесяти насельниц.

- В проповеди игумения так хорошо говорила о любви. И чувствуется, что в обители есть дух любви.

Это идет от наших матушек. Матушка Евстолия была любвеобильная и к мирянам, и к сестрам. И матушка Тавифа тоже старается быть такой.

Говорят, что в каждом монастыре есть своя изюминка. Где-то больше духовно грамотных сестер, а нас объединяет некая простота. Ну а где сестры простые, и общаться легче. «Где просто, там ангелов со сто… » Это преподобный Амвросий Оптинский так учил. Не говорю о чем-то высоком, о любви Христианской. Об этом судит только Бог. Но матушка нас этому наставляет.

- В монастыре остались старые, корневые монахини?

Да, остались. Я приехала только через два года после открытия монастыря. А первой по благословению ныне покойного приснопоминаемого Владыки Серафима Пензенского приехала в этот разрушенный монастырь схимонахиня Макария. Здесь были только стены, даже купола светились дырами насквозь. Она хоть и тогда уже была пожилая, но очень бодрая, целеустремленная, работящая. Ей пришлось много потрудиться, чтобы положить начало восстановлению монастыря. Потом еще несколько сестер приехало. Вскоре Владыка совершил постриг над первыми насельницами. Эти матушки, которые приехали сюда во время открытия монастыря, уже в миру были подготовлены к монашеской жизни. У них была община, которой руководила матушка Евстолия. Нынешняя наша игуменья, матушка Тавифа, была и в общине неутомимой помощницей матушки Евстолии. Обе матушки и еще несколько монахинь были пострижены в монашество до монастыря. И в миру уже всё-всё у них было по-монашески. Живы, бодрствуют и здравствуют еще многие из первых сестер обители - почтенные монахини, можно сказать, даже старицы. Многие из них под наблюдением матушки руководят новоначальными. Диавол сразу начинает во сто крат больше нападать на тех, кто приходит в монастырь, чтобы выгнать их с пристани спасения. Поэтому гораздо легче, когда есть руководитель, и все зависит от того, насколько новоначальная доверяет свою душу старице и насколько слушает ее советы.

Любовь проявляется даже в том, что зачастую матушка дает новой сестре самой выбрать старицу из нескольких опытных монахинь.

Трубчевская икона Божией Матери.

- Молодые сестры в обитель приходят?

Больше приходили в 90-е годы. Много людей в советские времена, невзирая ни на что, хранили веру в Бога. И когда монастыри начали открывать, эта волна наполнила обители. Сейчас желающих спасаться в монастырях уже меньше, но они есть - и будут, наверное, до скончания века.

Если Господь избрал кого-то, то из любого общества придут те, кто хочет работать Богу и кто сумел сохранить в миру целомудрие. Всегда находятся люди, которые не хотят жить по законам греховного мира. И сейчас такие есть - и приходят в обители, слава Богу.

- В стенах монастырей и в миру - свои искушения, свой крест.

Мне трудно об этом судить, потому что уже больше двадцати лет с миром не общаюсь. Хотя и общаюсь с мирянами здесь, в монастыре, и экскурсии провожу. В современной молодежи нередко чувствуется дух не наш, не русский, а западный. Скорбно очень, на это смотришь чуть ли не со слезами. И как им это объяснить? Но если у человека чистая совесть, пусть он даже и грешит в чем-то, но при этом имеет страх Божий, то он поймет и исправится.

Известны чудотворения, которые происходили в монастыре в прежние времена. А сейчас происходят такие чудеса?

Они происходят все время. Чаще всего нас и подталкивает к молитве скорбь какая-либо. Не только мирян, и нас тоже. Да вот из своей жизни - были серьезные ситуации, когда мне пришлось на коленях стоять перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. С помощью Божией, не без попечения нашей матушки Евстолии, чудо произошло.
Матушка Евстолия тогда была уже покойная. Я молилась перед чудотворной иконой, и матушка Тавифа подошла ко мне и говорит: «Иди и помолись еще на могилке у матушки Евстолии». Я пошла на могилку и говорю: «Матушка, если ты угодила Богу, помоги мне».
И помощь пришла сразу. Я не говорю, что матушку надо канонизировать, но могу только засвидетельствовать, что со мной произошло. Таких случаев у меня уже было два. Один из них посерьезнее, другой попроще. Я знаю, что наши сестры тоже из любви к матушке
Евстолии молятся у нее на могилке. Не зря - матушка действительно нам помогает. Нам, скорбящим и страждущим, дает Господь таких людей, которые и в жизни помогают, и после своей смерти имеют предстательство пред Богом.

Одной юной сестре матушка явилась во сне и сказала, что и Бог есть, и все-все-все, что было известно нам о загробном мире, правда. И все это она и при земной жизни, и в таких вот видениях говорила по любви к нам. Чтобы стремились к покаянию, побольше накопили добрых дел, чтобы смерть не застала врасплох. Было бы только желание спасаться, Господь и Матерь Божия не оставят Своею помощью.

Если говорить о нашей чудотворной иконе - конечно, от нее многочисленная помощь проистекает. Недавно на экскурсию приехали из Мордовии дети из воскресной школы. С группой детей был священник. И после экскурсии батюшка рассказал, как несколько дней назад одна женщина в такой же поездке в наш монастырь поделилась с ним случаем, что лет десять назад произошел в ее жизни. Она серьезно заболела, ее сыну тогда было 12 лет. Она собиралась ложиться в больницу, а сыну со школой, с одноклассниками предстояло паломничество в наш монастырь. Он поехал сюда, а мама отправилась в больницу. Когда сын после посещения нашего монастыря вернулся домой, видит - и мама дома. И она стала рассказывать: «Сынок дорогой, в больнице мне сделали обследование и сказали, что я совершенно здорова. Никакой операции не нужно». И он говорит: «Мама, я целый час молился перед Трубчевской иконой Божией Матери за тебя, чтобы ты была здорова». Мы благодарны Царице Небесной, что у нас есть в монастыре эта чудотворная икона. Их много по Руси, разных образов Пресвятой Богородицы, и у каждого изливается помощь Божией Матери.

И вот еще один случай вам расскажу. Об этом знают многие сестры. Одна женщина, она родом из России, но живет в Америке, тоже с туристической поездкой оказалась у себя на родине и посетила наш монастырь. Очень была рада, что восстановилась обитель, это мы уже впоследствии из ее письма узнали, лично эту паломницу мы не видели. Она купила репродукцию нашей чудотворной иконы и как кусочек родной земли увезла в Америку. Через какое-то время игумении от нее приходит письмо: «Матушка, ваша чудотворная икона великая! В нашем штате произошло бедствие (цунами, может быть, тайфун, торнадо или еще что - я сейчас точно не помню, - сказала инокиня Евфимия ). Как началось это страшное бедствие, я встала на коленочки и как будто приросла к полу перед вашей иконочкой. И молилась, молилась, молилась. В округе бедствия были, разрушения, а у меня все гладко, ничего не порушилось. Все живы».

Некоторые приезжают сюда, рассказывают о своих каких-то случаях милости Божией, у них голос дрожит от волнения. Люди ощутили благодать Святаго Духа - и волнуются от избытка благодати.

Подземная обитель

… И опять мы опоздали! Пока зашли в Антониево-Печерский храм мужского монастыря, пока дождались исполняющего обязанности настоятеля иеромонаха Серафима (Попова) и благословились у него, экскурсовод уехал.

Всё! Не видать нам подземных келий Сканова пещерного монастыря…

Если хотите, после вечерней службы я сам проведу вас и расскажу обо всем, - неожиданно предложил отец Серафим. И мы, радуясь такому удачному опозданию, остались в храме.

А когда долгая монастырская служба закончилась, отец Серафим вместе с нами поднялся по металлической лестнице на вершину - и повел нас в глубь горы, по подземным коридорам-переходам.

Батюшка шел быстро - мы едва поспевали за ним. Да еще ведь боялись: вот погаснет свеча - что тогда делать? Конечно, отец Серафим не упускал нас из виду, и случись кому-то отстать, отыскал бы. Но уж и порассказал он нам историй!…

Здешние мальчишки устроили неплохой «бизнес». Приезжают состоятельные люди, просят какого-нибудь местного мальца провести их по пещерам. За небольшую плату. Тот соглашается: отчего же не провести… Но вот завел он их куда-то достаточно далеко и вдруг спохватывается: «Ой, а мне же надо домой, мамка велела! Ну, я пошел… » И прибавляет ходу. Туристы кричат ему вслед: «Ты чего это - вернись сейчас же, вот мы тебе уши надерем!» - «А вы поймайте!» - смеется нахал. Тут уж у экскурсантов волосы на голове шевелиться начинают. Здесь же столько ярусов, такие лабиринты - самим сложно выбраться! И они уже смиренно начинают упрашивать: «Голубчик, не бросай - мы тебе еще денег заплатим!». Мальчишка набивает цену, а они и рады уже все, что есть в кошельках, ему отдать. Один мой знакомый рассказывал, как готов был отдать и квартиру, и все деньги. Хорошо, что проводник так много не запросил…

А что это вы шагу прибавили? Не бойтесь, не сбегу!…

Тоже был случай: двое пареньков решили подготовиться к Причастию - в подземных кельях. Вроде бы неплохо ориентируются в пещерах. Помолимся здесь, думают, и как раз на вечернюю службу успеем. Но только вошли, закрыли за собой двери, прошли немного по одному, другому ходу… - откуда ни возьмись сквознячок, обе свечи разом задул. А спички отсырели. Вдруг услышали где-то рядом шум, какие-то шаги… С перепугу кинулись бежать, потеряли друг друга. Бегают, окликают один другого, а встретиться не могут. Часа два так бегали, из сил выбились, охрипли. Наконец сошлись вместе. Чуть успокоились. И чувствуют - свежим воздухом потянуло. Пошли туда - и вот он, выход!

Спустились с горы и бегом в храм. А там выносят Чашу: «Со страхом Божиим и верою приступите!… ». Это они, оказывается, всю ночь, до самого конца Литургии, бегали по лабиринту! Говорят, один из них поседел - сам я не видел, врать не буду.

Прошли мы с батюшкой и по тем пещерам, где водят экскурсантов, и в подземный храм, где мало кому довелось побывать. Видели кельи, где подвизались затворники, видели каменные ложа, на которых, как считает батюшка, в прежние времена стояли гробы с мощами умерших монахов. Очень похоже на то, что мы видим по сей день в пещерах Киево-Печерской Лавры! Есть мнение, что и основан был подземный монастырь выходцами из Киево-Печерской Лавры в XIV веке. И судя по высоте и ширине этих каменных выступов, были они явно предназначены не для живых постояльцев!

Вот эти иконы делал специалист - … стоматолог-протезист! - мы опять не можем понять, шутит ли отец Серафим или говорит всерьез. Не шутит. - Ведь ему по профессии полагается хорошо уметь делать протезы. Только сначала он делал иконы из воска, но воск оказался подвержен плесени, и тогда мы стали делать их из парафина. Видите, какие здесь белоснежные лики…

Много интересного рассказал отец Серафим. И о подземном озере, которое якобы видели местные жители в самой глубине пещер, а у берега будто бы покачивался на волнах старинный челн. И о монахах-молитвенниках этих мест, о тайнах, которые еще скрывают эти мрачные глубины… Дух захватывает от всего увиденного и услышанного.

Но и на вольном воздухе экскурсия еще не закончилась. Отец Серафим привел нас к одинокой могилке.

Здесь похоронен отец Тихон, один из последних монахов пещерного монастыря, закрытого в 1917 году. Он после закрытия никуда не ушел, остался здесь молиться. Однажды к нему пришли с требованием выдать монастырское золото - не просто же так, мол, он терпит здесь холод и голод… Отец Тихон ответил, что все богатства монастыря давно разграблены, у него и гроша нет. Его зверски пытали и, ничего не добившись, зарубили топором. Конечно, убийц никто не искал… Было это в 1928 году…

Мы постояли у могилки под усыпанным необыкновенно крупными и ясными звездами небом. А еще одна звездочка приветливо светилась среди травы. Светлячок!… - не диво ли: ведь осень, ночная прохлада пробирает насквозь, а он - светится золотистым светом, как маленькая искорка в ночи.

А отец Серафим рассказал нам, как несколько лет назад так же вот ночью спускался с этой горы по лестнице один священник… - он чуть помедлил и совсем тихо добавил, что теперь тот батюшка стал Архиереем. - Было темно, и вдруг лестница вся озарилась, будто подсвеченная снизу множеством мерцающих радостных огоньков: это светлячки засияли, освещая дорогу будущему Епископу…

Нам не приходилось надеяться на повторение такого чуда, и отец Серафим провел нас вниз с горы по известной только здешним жителям пологой тропинке. Не пришлось спотыкаться на узких ступеньках лестницы.

Постояли еще, поговорили «за жизнь»…

Пойду я, - сказал батюшка. - У меня там еще Витька (послушник Виктор - это он на службе в одиночку заменял весь монашеский хор… - прим. авт. ) некормленый, надо печь топить да ужин варить.

Благословил в дорогу. Пока недальнюю - до паломнической гостиницы женского монастыря.

А уж завтра после праздничной Литургии Покрова Пресвятой Богородицы - едем в Мордовию, в пока еще неведомый нам Кимляй.

В Кимляй, к архимандриту Серафиму

… Остался позади Наровчат, а потом и граница Пензенской области. Мы - в Мордовии. Где-то совсем недалеко районный центр Ковылкино, а оттуда рукой подать до деревни Кимляй.

Это по карте.

На деле всё оказалось не так просто.

Когда мы увидели указатель с надписью: «Монастырь Александра Невского, 3 км», - Евгений даже не стал поворачивать на ухабистую разъезженную дорогу. Не проехать!

Архимандрит Серафим (Новаковский).

Попробуем через Волгалино - тут на карте обозначен поселочек, может быть, оттуда удастся проехать.

В Волгалино местный житель на наш вопрос, как проехать в Кимляй, указал на трассу, по которой мы только что приехали. Другой дороги нет.

Но вы все равно не проедете! Не-ет, сейчас, после дождей, там дорога еще похуже этой, - махнул рукой в сторону глубокой и какой-то безбрежной лужи. - Если только полем… И то - вряд ли! Даже не пробуйте: застрянете!

Но мы все равно рискнули. Потому что одну меня мои спутники не пустили (как будто мне, сельской уроженке, впервой ходить по бездорожью!): «Или проедем все вместе, или… »

А ведь проехали!

Видно, хорошо помолился о нас наместник монастыря архимандрит Серафим (Новаковский), ожидавший приезда самарских гостей.

И нашим взорам открылся великолепный красавец храм.

И наконец-то не по телефону познакомились с батюшкой.

У меня сегодня такая большая дата! - сказал отец Серафим. - Ровно 55 лет, как я целиком и полностью - в Церкви.

Послушай, Новаковский, ты ведь наверняка завтра вместо уроков пойдешь на службу?

Конечно, пойду. Праздник же…

Да знаю… Ну вот что: если ты мне докажешь, что Бог есть, так и быть, буду на все праздничные службы тебя отпускать. Давай доказывай.

А что я, мальчишка-девятиклассник, мог ему ответить, как мог доказать такое ? - вспоминает отец Серафим. - И я, не задумываясь, брякнул: «А завтра снег будет!». А осень стояла теплая, как вот сейчас, я в рубашечке с коротким рукавом. Тепло, солнечно. Какой там снег?! И когда я пришел домой, то просто взмолился: «Господи, помоги! Ради вразумления неверующего - пошли ну хоть какие-нибудь осадки!».

Утром встал - всё кругом белым-бело. Снег выпал.

И я бегом в школу, к директору.

Ну что, - говорю, - видите - Бог есть!

Но он вздыбился:

Выбирай - школа или церковь!

И я выбрал. Церковь. С тех пор вся жизнь - в Церкви. Пятеро детей у нас с матушкой, тринадцать внуков, ожидаем уже пятого правнука… Когда дети выросли, мы вместе с матушкой приняли монашество. Матушка меня и издалека донимает смс-ками: как здоровье, не болею ли… Дети, слава Богу, хорошие. Двое стали священниками, дочь замужем за священником.

Сыновья мои и внуки-мальчишки в свое время были алтарниками. Как-то внук стал надевать стихарик - и недовольно мне высказывает: «Дед, а почему такой короткий стихарь?» - «Так это же Данькин! - отвечаю. - Тебе сейчас пять лет, а ему-то было всего два годика. Вот потому и короткий стихарик… » Даня - младший мой сынок. Помню, жду в алтаре Даньку с кадилом, надо службу начинать, а его все нет. Выхожу из алтаря, а он стоит с кадилом и плачет: «Я не смог дверь открыть! И пальчикам больно… » Кадило тяжелое, цепь врезалась в пальчики…

Служил в родном Пятигорске и не только. Когда был армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, многие священники уехали с Кавказа. Мне предложили служить в Баку, я с радостью согласился.

И уже я много лет здесь в Мордовии служил, а Архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр позвал снова служить в Баку. Но я же не могу сам принимать такое решение. Как солдат: куда скажут - туда и пойду и буду служить. Встретились мы с Владыкой Александром в Москве, он говорит, что мой вопрос решил во всех инстанциях. «Ну все, отец, собирайся - переводят тебя к нам». Хорошо - монаху собираться недолго. Сел я в поезд, еду в Мордовию, чтобы здесь завершить все свои дела и вернуться в Азербайджан. И тут неожиданно мне стало так плохо, слег пластом. Какой там Баку!… Из поезда дал телеграмму Владыке Александру, что тяжело заболел, остаюсь в Кимляе. И сразу почувствовал себя намного легче. Вышел из вагона своими ногами.

А 23 декабря прошлого года в монастыре вспыхнул пожар. Леность человеческая и неразумие: не там положили дрова сушить. Я лежал в это время, болел. Вот этот подрясник был на мне, только он и остался. Сгорело всё! Но всё церковное спасли.

И вот - видите, уже восстановили храм во всей красе. Помогли добрые люди. Служим. Хор у нас прекрасный. А какие красивые иконы в храме, алтарные росписи, кованый престол… - я всё люблю красивое. Тем более в храме.

… Слушаю батюшку и думаю: кому семьдесят лет - ему?! Даже не верится… А отец Серафим спокойно показывает мне в нижнем храме глубокую усыпальницу:

Сделал себе заранее, а то увезут. Нет уж, здесь служу - здесь мне и лежать…

Читатель наш Максим из города Краснослободска , что в Мордовии, написал:

… Александро-Невскому Флегонтову мужскому монастырю приписали подворье - небольшой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в нашем маленьком Краснослободске. А в январе 2007 года приехал архимандрит Серафим (Новаковский) с братией.

Отец Серафим - человек с необъятно широкой душой. Бодрый, никогда не унывающий, целеустремленный. Он вскоре сумел расположить к себе паству, и более того - в храм приходило все больше даже невоцерковленных горожан, которых заинтересовали слухи о благодушном и участливом батюшке.

Сколько паломников приезжало летом к батюшке в монастырь!… Большие автобусы привозили людей из Саратова, из Самары и еще откуда-то. В основном они ехали в Дивеево, но непременно останавливались с ночевкой в Кимляе. В сей крохотной обители, больше похожей на скит, всех успевали накормить и разместить. На ночь паломникам стелили в храме. Приезжали люди и поодиночке, и с семьями. Все желали поговорить с отцом Серафимом. Духовный отец каждому успевал уделить времени ровно столько, сколько того требовалось человеку.

На мой вопрос смиренной пожилой монахине, живущей при монастыре, как она здесь оказалась, она ответила: «Промыслом Божиим узнала через людей, что есть такой батюшка, который может дать мудрый совет в любой затруднительной ситуации».

В самом монастыре мне в последний раз довелось побывать жарким летом 2010 года. Уже тогда подходило к завершению строительство нового монастырского храма.

А прошлой зимой мне сказали, что в Кимляе произошел пожар и сгорел весь жилой корпус. Никто из насельников по Божьей милости не пострадал!

Молитвенно помню каждого из них и прошу Господа даровать им сил, крепости духа и вся благопотребная ко спасению!

… Отец Серафим сказал:

Одного своего друга детства я убеждал стать священником. Он-то и согласен, а брат его - в штыки. Тогда я и напомнил ему:

Ты помнишь, как поповский хлеб жрал? Голодно было, послевоенное время, а матушка отца Михаила приносила нам, мальчишкам, кусочки ржаного хлеба. Как мы его ели! Матушка еще обижалась, говорила супругу: «Миша, как же так, отец А. берет себе с кануна белый хлеб, а нам только черный оставляет… У нас же сыночек так болеет, ему бы белого хлебушка!» А отец Михаил только и скажет: «Лида, Лида, ну что ты! Есть у нас хлебушек, и мальчишкам еще хватает - что уж нам Бога гневить! Слава Богу за этот хлебушек!» А ты, друг мой, знаешь, как этот хлеб нам теперь надо отмаливать! - говорю я другу. - Его же приносили голодные старушки в надежде, что батюшка за это помолится об их умерших близких и о живых - деточках и внуках, о них самих, о стареньких ноженьках и изработанных рученьках, - глядишь, и здоровье наладится, и жить станет легче.

Вот и мне этот поповский хлеб всю жизнь отмаливать…

А обратная дорога из монастыря по молитвам и благословению батюшки Серафима оказалась намного легче. Машина поплутала, подпрыгивая на ухабах, да и вылетела на трассу. На обратную дорогу - в Самару…

01.08.2017 Настоятельница Троице-Сканова женского монастыря Наровчатского района Пензенской области игумения Тавифа (Бакулина) скончалась на 69-м году жизни после продолжительной болезни 30 июля.

«Заупокойную Божественную литургию и чин монашеского отпевания совершит епископ Сердобский и Спасский Митрофан с духовенством епархии во вторник, 1 августа. Начало богослужения в 9.00 в Троице-Скановом женском монастыре», - сообщили ГТРК «Пенза» в пресс-службе Сердобской епархии.

Игумения Тавифа (в миру Вера Константиновна Бакулина) родилась 20 апреля 1948 года в селе Грабовка Ромодановского района Мордовии. Крещение приняла в младенчестве. В родном селе храма не было, и в детстве мама часто ее возила в церковь в село Ичалки.

В 1967 году переехала жить в Саранск и поступила работать на Саранский завод медпрепаратов лаборанткой. С 1968 по 1976 год работала на Саранском механическом заводе контролером.

В 1967 году в возрасте 19 лет познакомилась с Марией Фроловой, будущей игуменией Троице-Сканова монастыря. С этого времени ее жизнь была неразрывно связана с ней. В течение последующих сорока лет до последнего дня ее жизни она была ее духовной матерью. Вместе несли послушание на клиросе Иоанно-Богословского храма, вместе ушли в монастырь, вместе управляли обителью.

С 1980 по 1990 год - уставщица и регент этого храма.

4 апреля 1989 года по благословению архиепископа Серафима (Тихонова) пострижена в монашество в Иоанно-Богословском храме Саранска архимандритом Варсонофием (Судаковым) с именем Тавифа.

В марте 1990 года приехала в Троице-Сканов монастырь на постоянное жительство и была зачислена в число насельниц монастыря.

18 мая 1993 года указом архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима была назначена благочинной Троице-Сканова монастыря.