Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль. Характеристика социальных качеств личности

Социальные качества людей: понятие, виды, механизмы формирования

контрольная работа

Понятие социальных качеств человека

Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят "социальные маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.

Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологического индивидуализма" под давлением потребностей сообщества.

Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.

Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия .

Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.

Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения - прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.

Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание .

Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия .

Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность .

Воспитание эмпатии у подростков

Исследование профессионально-важных качеств библиотекаря

Психология труда как комплексная научная дисциплина базируется на синтезе данных, полученных во многих психологических направлениях...

Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество (на примере разнотипных профессионалов)

В научной литературе различают профессионально важные качества в узком и в широком смысле - как менее и как более интегральные психологические "единицы"...

Личность и направленность личности в психологии

Методы исследования профессионально важных качеств сотрудников МВД

При изучении содержания и источников профессионального развития в отечественной психологии реализуются положения о взаимовлиянии деятельности и личности. Становление личности человека в ходе его профессионализации изучалось Б.Г. Ананьевым...

Образ "Я" руководителя высшего звена

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей...

Особенности конфликтного поведения супругов

Представление об адекватности организации своего внешнего вида у замужних и незамужних женщин

Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов

Существует множество определений теста. Тест - это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура. Тест - это система высказываний...

Социальная роль психотерапии

Социальные представления (социальные репрезентации) - идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях, прежде всего под влиянием средств массовой информации...

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает...

Социальные качества людей: понятие, виды, механизмы формирования

Механизмом формирования социальных качеств людей (различных знаний, навыков, ценностей) в социологии и психологии называется социализацией. Терентьева И.Н. в курсе лекций по социологии так описывает этот процесс...

Формирование лидерских качеств в системе высшего профессионального образования

Этимология англо-саксонского корня в словах “lead”, “leader” и “leadership” восходит к “lаеd”, что значит «путь» или «дорога». Глагол “lаеdеn” означает «путешествовать»...

Формирование настойчивости в процессе занятий по волейболу

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том...

КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, соц. групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности историч. субъектов. Уже само понятие " " обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологич. единство () индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение обществ. сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде социально значимых черт и соц. отношений данного об-ва. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Т. обр., раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в нек-ром смысле все люди носят "соц. маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких К.с. (выражающихся в нек-рых стереотипах поведения), к-рые демонстрирует перед "аудиторией". Причем если психологи больше изучают "актера" самого по себе, т.е. его внутренний мир, то социологов интересует др. сторона - его обществ., социально обусловленные роли и в мире людей. Итак, личность - обществ. развития, и в этом плане главное в ней - ее соц. качество. Личностным проявлением индивида выступает осуществляемая им соц. деятельность, т. е. совокупность действий в различн. сферах и на разных уровнях организации социальной (см.) об-ва. В процессе такой деятельности каждый индивид преследует определенные соц. цели и интересы, при этом во имя достижения их он использует самые разнообразные средства - экономич., соц., политич. и идеологич. К.с. не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Для психолога индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физич. и психич. черт, отличающих данного человека от всех др. Иными словами, речь идет о качествах индивидуально неповторимых, но не о К.с. обществ. существа. Известно, что характер воспитательной деятельности, т. е. приобретения новых качеств и развития способностей, генетически восходит к подобного рода деятельности животных. Эволюционные предшественники К.с. личности - это формы унаследованного биологич. поведения, т. е. такие психологич. конструкции, к-рые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологич. индивидуализма" под давлением потребностей сооб-ва. Высокоразвитые приматы (напр., обезьяны), выросшие в изоляции от взрослых особей и не перенявшие от них необходимый опыт общения, оказываются совершенно неприспособленными к жизни в сооб-ве себе подобных. Однако биогенетич. К.с. человека, приобретенных им в общении с др. людьми и в процессе социализации, с нек-рыми "шаблонами" оперантного поведения животных, сложившимися в рез-те слияния наследственных и прижизненных свойств через механизм иммунитета, подражания и т. д., еще не свидетельствует об их содержательном сходстве или тождественности. Каким бы обстоятельным или исчерпывающим ни было высших приматов с человеческим существом и какие бы убедительные примеры в подтверждение этого ни приводились (скажем, о сходстве орудийной деятельности человека и животного, о сходстве опосредствованных, ритуально стилизованных форм поведения и т. п.) - все это не позволяет объяснить совершенно новый этап развития - появление К.с. человека. Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются соц. содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные соц. функции. Социологию интересует прежде всего личность в процессе ее соц. деятельности, к-рая разворачивается в особой системе координат - соц. отношениях и соц.-ролевых предписаниях. Отсюда и необходимость выделения соц.-типично-го, т. е. общего качества, повторяющегося, устойчивого в поведении различн. групп и общностей людей - иными словами, К.с, характеризующего обществ. отношения и основные тенденции их развития. Лит.: Становление нового качества в развитии общества. М., 1968; Харин Ю.А. Категории социальной диалектики. М., 1979; Велик А.П. Социальная движения: явления и сущность. М., 1982; Диалектика современного общественного развития. М., 1985; Проблема человека в западной философии. М., 1988; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. А.И. Кравченко

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России. . 194 Социальное страхование в СССР........ 196 Социальное страхование в капиталистических странах...................... 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия

    Социальное жильё - Социальное жилье (social housing) способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету. В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости,… … Википедия

    качество - 3.1.1 качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.5.1) требованиям (3.1.2). Примечания 1 Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное. 2 Термин «присущий»… …

    Социальное животное - Не следует путать с животным компаньоном. Социальное животное организмы, способные к активному взаимодействию с другими особями своего вида. Сообщества Горилл и других высших приматов имеют сложно организованную социальную структуру Все… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.… … Социология: Энциклопедия

    качество жизни - 2.1.35 качество жизни: Степень удовлетворения комплекса потребностей и интересов гражданина, семьи и общества в целом. Пункты 2.1.24 2.1.35 (Введены дополнительно. title= Изменение № 1 (ИУС № 04 2014)). 2.2 Виды социальных услуг Источник: ГОСТ Р … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    качество социальной услуги - 2.1.21 качество социальной услуги: Совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Социальное благополучие - проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич.,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Качество социальной услуги - 2.1.21. #Качество социальной услуги#: совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию...… … Официальная терминология

    Качество жизни - термин Р.Бауэра, обозначает позитивные аспекты жизни и функционирования человека. Н.М.Брэдбери первым представил данные об этом в виде показателя эмоционального баланса, то есть суммы позитивных эмоций за вычетом суммы негативных эмоций. Работы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Личность-явление социальное. Она тесно связана со временем и выражает все, что есть в человеке исторического.

Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность - это человеческий индивид, выступающий как субъект сознательной деятельности и отношений. Можно сказать, что личность - это целостность, интегрирующая все психические процессы, свойства и состояния. Психические особенности личности проявляются и формируются в поведении, действиях и поступках личности, т.е. личностью становятся.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

Исследование социальных качеств личности имеет весьма солидную традицию, как в общей, так и в социальной психологии. Начиная c перечисления различных социальных качеств личности через описание их структуры, социальная психология пришла к выводу o необходимости понимания системы качеств личности. Но принципы построения такой системы до сих пор не вполне разработаны. B общем плане решение содержится, в частности, в работах А.Н. Леонтьева. Рассматривая саму личность как системное качество, он полагал, что такой подход должен диктовать психологии и новое измерение для исследования личности, "это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им?" Можно, очевидно, построить систему качеств личности, расположив их в соответствии с этими основаниями. Но более подробный ответ на вопрос можно дать, только изучив проявления личности в тех реальных группах, в которых и организуется ее деятельность.

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия.

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания. Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформированы у младших школьников.

  • 1. Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах; отношения между людьми, основанные на общности их интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии.
  • 2. Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств. Уважение - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности.
  • 3. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  • 4. Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность; моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед др. и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав др. людей на то, что им законно принадлежит.
  • 5. Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо. Трудолюбие - моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления - трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. Как социальное качество личности трудолюбие является одним из выражений ее положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда.
  • 6. Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность; моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности.
  • 7. Дисциплинированность (организованность) - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
  • 8. Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость; внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности.
  • 9. Любовь к прекрасному (эстетическое развитие) - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам
  • 10. Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

Высокоорганизованный мозг;

Мышление;

Членораздельную речь;

Умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

Способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

Способность к самопознанию и саморазвитию;

Способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

Социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников по Н.И. Монахову. Качества личности ученика по И.И. Понасенко. Социально-значимые качества юристов. Этапы возрастного развития индивида. Общественные условия социализации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная работа

СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Казань, 2011

С одержание

Введение

Понятие социальных качеств человека

Виды социальных качеств человека

Механизмы формирования социальных качеств человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Не смотря на то, что социальные качества человека изучаются большим количеством научных дисциплин, как то: социология, педагогика, философия, лингвистика, психология и др., тема остается спорной и неразработанной в достаточной степени, потому и весьма актуальной.

Целью настоящего исследования является дефиниция социальных качеств человека, виды и механизмы формирования.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по теме контрольной работы. Теоретическое изучение социально значимых качеств людей по материалам научной литературы.

2. Проведение эмпирического исследования социальных качеств людей.

3. Анализ полученных результатов.

Гипотеза: социальные качества людей не передаются по наследству и возникают исключительно в процессе социализации.

Объект исследования: социальные качества людей.

Предмет исследования: понятие, виды, механизмы формирования социальных качеств людей.

Методика исследования: анализ подобранной научно-практической литературы.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

Работа выполнена на 18 листах.

Понятие социальных качеств человека

Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят "социальные маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.

Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологического индивидуализма" под давлением потребностей сообщества.

Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.

Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия .

Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.

Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения - прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.

Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание .

Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия .

Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность .

Виды социальных качеств человека

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе .

Монахов Н.И. выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников .

Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.

Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность.

Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.

Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.

Дисциплинированность - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Любовь к прекрасному - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.

Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Другие файлы:


Понятие аддиктивности в психологической науке, виды данного поведения и факторы его развития в подростковой среде. Понятие и виды компьютерной зависим...


Право трудящихся на отдых, закрепленное законодательством Республики Беларусь. Понятие социальных отпусков, их виды и правила предоставления. Социальн...


Параметры для анализа конкурентоспособности фирмы. Качественные показатели конкурентоспособности продукции, механизмы и факторы ее формирования. Что т...


Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальны...


Понятие "иерархия", механизмы ее формирования. Отличия иерархических сообществ от тех животных, которые живут вне иерархии. Плюсы и минусы такого обра...